Од функциями конституции понимают ее общественное предназначение и способы реализации.
Первая функция конституции - юридическая. Она выражается в том, что это основной закон, закон законов. Конституция - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования всех общественных отношений.
Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы взаимодействуя между собой, конкурируя, борются, используя государственную власть на основе правил, определенных в конституции.
Третья функция - идеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому что написано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общественные ценности.
4. Классификация, форма и структура конституций в зарубежных странах и их особенности.
Форма конституции - это способ организации и выражения конституционных норм. Определяется форма тем, что конституция может состоять из одного или нескольких нормативных актов. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если же те вопросы регулируются несколькими писаными актами, то это некодифицированная конституция. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктриальных толкований, судебный прецедентов, обычаев (именуемыми конституционными соглашениями), в которых содержатся конвенционные нормы. Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно - после революций, переворотов.
Структуравключает в себя преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.
В преамбуле излагаются цели конституции , указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции.
В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей - о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.
Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.
Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.
Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции - имеют важное юридическое значение.
Конституции обладают рядом особых свойств:
А) Имеет высшую юридическую силу - т.е. главенствующая в системе национального права.
Б) Прямое и непосредственное действие - это означает, что конституционные положения распространяются на всей территории страны и общественные отношения без предварительного одобрения, санкционирование со стороны иных актов или органов власти.
В) Верховенство - положением конституции, ее принципам, закрепленным в ней правилами должны следовать органы государственной власти, должностные лица в своей деятельности. Иные институты (система права, система разделения властей, принципы формирования органов власти) также должны соответствовать положениям конституции.
Г) Особый порядок принятия и изменения Конституции, что требует проведение референдума в стране или квалифицированного одобрения парламентом.
Д) Особый характер реализации положений Конституции. Для этого создаются специальные органы и институты власти в государстве.
Е) Особый характер охраны Конституции.
Ж) Особый порядок отмены Конституций в зарубежных странах.
5. Способы принятия и изменения конституций в зарубежных странах.
Существуют следующие способыпринятия конституций. Наименее демократический из них октраирование, то есть дарование конституции односторонним актом главы государства (монарха). Конституциями носящими договорной характер являются договор между монархом и выборным органом, выступающим как выразитель воли народа (ОАЭ). Большинство ныне действующих конституций являются народными.
Изменение конституции связано с изменениями в общественной жизни, в соотношении политических сил. При изменении гибкой конституции каждый последующий закон содержащий конституционные нормы, изменяет либо замещает предыдущий или устанавливает положения ранее не регулировавшие, либо регулировавшиеся обычным правом. На порядок изменения конституции влияет форма политико-территориального устройства государства. В федеративных и унитарных государствах верхнему уровню местной власти предоставляются широкие права. Процедуру конституционого пересмотра можно условно разделить на два этапа - принятие поправок парламентом и их ратификацию. В большинстве стран в изменении конституции обязательно участвует глава государства. Обычно он промульгирует поправки. Напротив. Президент США даже не промульгирует поправки.
6. Конституционно–правовое закрепление основ общественного строя в зарубежных странах.
Под общественным (конституционным) строем обычно понимают систему общественных отношений, соответствующих принципам правового государства. Это строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права человека и гражданина, строй, при котором государственный механизм (система органов государства) действует в соответствии с принципом разделения властей, строй, при котором наряду с государством функционирует гражданское общество, включающее в себя общественные объединения, коммерческие и некоммерческие организации, органы местного самоуправления и т. д. Государство, в котором отсутствуют указанные признаки, не имеет конституционного строя, даже несмотря на наличие в нем законодательного акта под наименованием «конституция», и наоборот, в странах с неписаной конституцией или конституцией в материальном смысле, несмотря на отсутствие акта, именуемого конституцией, конституционный строй существует при наличии упомянутых признаков. (Яркий пример того — страна с неписаной конституцией Великобритания, где впервые в мире были признаны права человека (Великая хартия вольностей 1215 г.), выделилась сильная и независимая судебная власть, образован первый в мире парламент, что привело к практическому разделению властей, и т. д. Несмотря на отсутствие писаной конституции, конституционный строй в Великобритании существует.)
Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, обычно начинаются с конституционных характеристик государства, в которых определяются форма правления (монархия или республика), форма государственного устройства (унитарное государство или федерация), политический режим (демократия), иные важные характеристики: правовой, социальный характер государства и т. п.
Другие основы конституционного строя в конституциях зарубежных стран выражаются в закреплении равноправия граждан.
В многонациональных зарубежных странах, в странах, где имеются исторические области, в конституциях закрепляются некоторые принципы государственного (территориального) устройства, статус языков.
Конституции некоторых зарубежных стран в качестве основы конституционного строя провозглашают постоянный нейтралитет, т. е. отказ от участия в войнах, кроме нападения на собственную страну, неучастие в военных блоках и т. п.
Основы конституционного строя, закрепленные в конституциях зарубежных стран, являются теми принципами, на основе которых строится все последующее содержание конституции. Никакие иные нормы конституции не могут противоречить основам конституционного строя и могут истолковываться только в соответствии с ними.
7. Конституционно–правовое закрепление экономической системы в зарубежных странах.
Экономическая система -- это отношения собственности, производства, распределения и потребления материальных и духовных благ. Правда отношения связанные с распределением и потреблением благ частично принадлежат социальной системе. Основной институт экон. системы -- собственность. Право собственности -- это право владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом. Собственность делится на публичную и частную собственность. Публичная собственность всегда коллективна, может принадлежать государству, субъекту федерации муниципалитету и т.д. К РФ провозглашает равенство всех форм собственности.
Государство воздействует прежде всего правовым регулированием общественных отношений. В современных демократических обществах правовое регулирование опирается на К и другие источники. При отсутствии демократии государство воздействует на общественный строй преимущественно силой (при этом не обязательно силой в традиционном понимании). Государство может внешне выглядеть как правовое (действует конституция и др. законы), но содержание их отражает интерес только узкой правящей группы.
8. Конституционно–правовое регулирование социальных отношений в обществе и закрепление основ социальной политики.
Социальная система -- сложившаяся система социальных отношений в данном обществе. В каждом обществе есть социальные противоречия в рамках существующего социального равновесия, когда социальное равновесие нарушается возникает социальный конфликт. К большинства стран ориентируют регулирование социальных отношений в интересах сохранения социального равновесия. Они регулируют отношения межнациональные, брачные, в области социального обеспечения, здравоохранения, экологии и т.д.
Государство воздействует прежде всего правовым регулированием общественных отношений. В современных демократических обществах правовое регулирование опирается на К и другие источники. При отсутствии демократии государство воздействует на общественный строй преимущественно силой (при этом не обязательно силой в традиционном понимании). Государство может внешне выглядеть как правовое (действует конституция и др. законы), но содержание их отражает интерес только узкой правящей группы.
9. Конституционно–правовое регулирование функционирования политической системы в зарубежных странах.
Политическая система -- это отношения связанные с функционированием политической власти в обществе. Ее концентрированным выражением является власть. Политическая власть -- это власть определенной группы людей (элиты) над всем обществом, характеризуемая использованием насильственных мер принуждения в случае неповиновения (государственное принуждение). В некоторых к провозглашается власть народа, но фактически это не соответствует реальности.
Государство воздействует прежде всего правовым регулированием общественных отношений. В современных демократических обществах правовое регулирование опирается на К и другие источники. При отсутствии демократии государство воздействует на общественный строй преимущественно силой (при этом не обязательно силой в традиционном понимании). Государство может внешне выглядеть как правовое (действует конституция и др. законы), но содержание их отражает интерес только узкой правящей группы.
10. Конституционно–правовой статус общественных объединений в зарубежных странах. Партийные системы в зарубежных странах
Существует несколько вариантов конституционно-правового регулирования статуса общественных организаций.
Во-первых, важнейшей и нередко единственной конституционной основой статуса этих организаций служит право на объединение в союзы (ассоциации). Это право относится к числу фундаментальных и получило закрепление в подавляющем большинстве конституций, входит в перечень традиционных прав и свобод. Фиксируя в конституции право на объединение. Законодатель устанавливает одинаковый правовой режим для всех видов союзов (ассоциаций), и тем самым, как справедливо заметил исследователь из ФРГ К.Хессе. «определяется более общий принцип строения общества, а именно принцип свободного образования социальных групп». В условиях тоталитарных режимов данное право носит формальный и фиктивный характер.
Во-вторых, наряду с данным правом в конституции могут быть включены нормы о правовом статусе отдельных видов общественных объединений(профсоюзов, объединений предпринимателей, молодежных и.т.д.). Включение в конституцию статей об отдельных видах общественных объединений в условиях демократической государственности является признанием их важной роли в политической системе.
В-третьих, могут быть указаны условия образования общественных объединений и предъявляемые к ним требования. Так, Конституция Италии запрещает тайные общества и такие объединения, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. Деятельность тайных или военизированных объединений запрещена ч.5 ст. 22 Конституции Испании.
Типы партийных систем ЗС:
а) Многопартийная система (Италия - проблемы, кризис).
б) Многопартийная система с одной доминирующей партией (Мексика - институционно-революционная).
в) Двухпартийная система (США - реально ведут борьбу за власть, Колумбия - искусственная 2 партия).
г) Однопартийная система - тоталитарные режимы (Корея, Китай, Куба).
11. Конституционные права, свободы и обязанности: понятие, классификация и виды.
Личные права и свободы – это обычные, естественные, неотъемлемые права личности, имеющие конституционный характер. Их распространяют не только на граждан государства, но и на всех проживающих на его территории людей. Личные прав, как бы являются производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек. Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих прав, свобод и обязанностей.
Конституционное обеспечение прав человека складывается из самой Конституции, системы конституционно-применительных нормативных актов, а также решений суда. Для оценки реальности обеспечения прав и свобод правовая практика важнее конституционной теории.
В подавляющем большинстве стран К и иные ИКП закрепляют, что гражданин может делать в сфере политической и экономической, какими личными правами он обладает. Это позитивный (разрешительный) способ определения объема правосубъектности гражданина и личности. Второй способ определения правосубъектности гражданина – негативный – носит диаметрально противоположный характер: нормы КП устанавливает, чего гражданин делать не должен.
Достоинство личности: право на уважение и обязанность уважать других, оно достигается развитием личности в осознании своей свободы, равенства и защищенности. Достоинство человека – это прежде всего запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему обращению
Право на жизнь: неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми МПА о правах человека и почти всеми КЗС. Это право предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны; организацией государством эффективной борьбы с преступностью; совершенствование системы здравоохранения, материнства и детства; охрана труда; профилактика ДТП; пожарная безопасность. В некоторых странах аборты, охрана жизни человека до его рождения. Вопрос смертной казни: запрет и мораторий на приведение приговоров в исполнение.
Право на неприкосновенность личности - вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязаниям, обыску, наносить вред его здоровью.
Неприкосновенность частной жизни: конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Основана на желании людей иметь свой собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Право на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Включает в себя право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также неприкосновенность жилища и всех форм коммуникаций.
Свобода совести и вероисповедания: предполагает право человека верить в бога любой свободно выбранной им религии или быть атеистом. Светское государство – церковь отделена от государства и школы, свобода вероисповедания гарантируется.
Свобода мысли и слова: относится одновременно к личным и политическим свободам.