Билет№21(Пол отношения и пол конфл)

Политические отношения являются важнейшим элементом политической системы и в то же время они объединяют все элементы полит системы единый механизм организации и управления обществом. Они характеризуют также связи и взаимодействия возникшие м/у политикой и другими сферами общества. Полит отношения возникают м/у 2мя сторонами, причём сторонами этих отношений выступают элементы полит системы др. субъекты политики, а полит отношения те связи взаимодействия, которые возникают м/у ними.

Полит отношения – это взаимодействие субъектов политики и власти при котором происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (информацией, знаниями), передача волевых побуждений от одного субъекта другому.

Сторонами полит отношений выступают первичные и вторичные субъекты политики, обладающие полит свойствами, потребностями, интересами, сознание, осуществляющие сознательную полит деятельность, имеющие полит цели и т.д. Сущностьюполит отношений являетсяся принуждение вне зависимости от того осуществляется оно добровольно или принудительно. Эта полит сущность в отношениях м/у субъектом и объектом проявляются в разной мере. Например государство и правящие партии обладают законодательным правом на применение принуждения и эту сущность проявляется в полной мере. Другие элементы полит системы общественной полит организации не обладают правом на принуждение, но участвуют в полит отношениях по поводу предъявления требований к этой власти, поддержки власти и т.д.

Изменение и развитие полит отношений, смена их форм обусловлено свойствами самих субъектов политики классовой структурой общества и уровнем его развития, противоречиями в этом обществе, а также нормами и идеями регулирования, объясняющие эти отношения. Так, например, появлению либерально буржуазных идей способствовало оптимизации отношений в согласии компромисса и уменьшении роли отношений насилия господства в феодальном обществе. Интенсивность и размах полит отношений зависят от общего состояния полит жизни и могут колебаться, например, быть более интенсивными в период кризиса, революции и, наоборот, в мирное время.

Существует 4 формы полит отношений:

· Отношения согласия возникают тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон одинаковы. На этой основе возникает готовность подчиняться, формируется сотрудничество, чувство принадлежности к общности, согласие. Это добровольное согласие на подчинение.

· Отношения компромисса формируются тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон совпадают в основном, но сохраняются и различия между ними при этом имеет место готовность сторон идти на уступки, ценить объединённую основу выше, чем различия.

· Отношения принуждения возникают тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон противоположны, не совпадают. В этом случае наиболее сильная сторона, опираясь на свои ресурсы, навязывает другой стороне свои потребности, интересы и цели, которые вынуждены повиноваться даже в том случае, если это противоречит их интересам.

· Отношения насилия и борьбы возникают тогда, когда сторона обладает ресурсами, принуждая другую сторону действовать вопреки своим интересам и целям, что может вызвать не только подчинение, борьбу и сопротивление.

Если обе стороны обладают ресурсами, тогда между ними возникает конфликт и начинается борьба. Предметом конфликтов выступает полит власть(обладание, борьба за власть, борьба за право распределения ресурсов)

В конфликте господствующая сторона сознательно и активно действует в ущерб другой стороне, другая сторона, на которую направлено принуждение, осознает противоречие, в следствии это она принимает активные действия, возникает конфликт.

Политический конфликт –столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с политической властью, а также изменением их полит статуса в обществе.

Предметы полит конфликтов очень разнообразны: властные полномочия, территория, негативные отношения к полит режиму, ущемление групп населения и тд.

Разные формы конфликтов:

Между гос властью и обществом(революции)

Между федеральными и региональными органами власти

Между основными ветвями власти

Между политическими партиями

Между нациями

Между этносами(возникают между государствами и этносами, не имеющие своей государственности, но желающие её приобрести. В России более 1000 этносов, в мире около 5000 , из них численностью более 1млн 267 )

Выделяют 2 способа разрешения конфликтов:

· Рациональный

· Деструктивный ( разрушительный)

Рациональное разрешение конфликта заканчивается в конечном счёте переговорным процессом.

Деструктивное разрешение конфликта делится на фазы:

1. начальная ( внимание участников вместо фокусировке на конфликтной проблеме переносится на самих участников)

2. фаза разрастания (игнорирование фактов, оперирование слухами, отсутствует ответственность за слова и поступки)

3. фаза отчуждения и поляризации сторон ( активная вербовка сторонников, укрепление своей позиции и прекращение дискуссии)

4. фаза применения насилия

Помимо этих 2-х способов существуют также 4 стратегии разрешения конфликтов:

1. Стратегия силы

2. стратегия уязвления противника

3. стратегия уклонения

4. стратегия партнёрства

Они представляют не только разрушительную сторону общественной жизни, они способствуют развитию этой жизни.Положительная сторона конфликта проявляется в функциях:

· интегративная ф-я : полит конфликт между противоположными сторонами способствует сплочению, объединению сил на каждой стороне. Ведёт к образованию блоков и союзов

· Информационная ф-я : в ходе конфликта органы власти получают информацию о причинах и ходе конфликта, о настроениях его участников, их отношения к органам власти

Инновационная ф-я : разрешение к-та может привести к смене полит институтов, принятию новых законов и к обновлению полит жизни в целом.

Наши рекомендации