Российская избирательная система.

Политология

Вопросы 35-43. (Карина)

Российская избирательная система.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления"

Избирательная система - это порядок выборов Президента, депутатов Государственной Думы, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Федеральными законами. Сам порядок выборов определяется особым институтом Конституционного права -избирательным правом.

Российская избирательная система представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной. Суть смешанной избиратель­ной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажо­ритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответ­ствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Будучи по своей природе демократичным - избирательное право исключает какую-либо возможность отстранения (не допущение) от выборов каких-либо граждан, за исключением перечисленных в Конституции.

Также запрещается, законодательно, какое-либо ограничение в своих избирательных правах граждан по признакам пола, расы, языка, национальности, а также по другим обстоятельствам.

Целый ряд правовых и организационных гарантий обеспечивает эффективность принципа всеобщности (т.е. доступности) избирательного права.

Законодателем предусмотрены определённые условия, позволяющие осуществлять принципа всеобщности.

Принцип равности избирательного права позволяет обеспечить для всех граждан одинаковые условия по участию в выборах, которое может проявляться в следующих аспектах:

- каждый из избирателей имеет исключительно один голос, что позволяет обеспечить такие факторы как то, что избирателя не могут включить в более чем один избирательный список, избиратель голосует лично; для того чтобы получить избирательный бюллетень необходимо подтверждение личности и т.д;

- граждане участвуют в выборах на абсолютно равных основаниях.

Весьма важной гарантией данного признака избирательного права можно с полной уверенностью считать установленный и предусмотренный законодательством непосредственно порядок образования и формирования избирательных округов.

Партийные системы. Особенности партийного строительства в России.

партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем

§ днопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Для России характерны существенные особенности партийного строительства. Cоздание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы, их образование шло снизу, с партий рабочего класса, в то время как партии верхов стали создаваться только в процессе первой русской революции после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. Русская многопартийность развивалась недолго, примерно до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.

Развитие современной многопартийной системы в России прошло несколько этапов:

- 1986 – 1988 гг. – развитие неформальных общественных организаций;

- 1988 – 1989 гг. – этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

- 1990 – 1991 гг. – первая волна образования партий (в 1990 г. образовалась ЛДПР, демократическая платформа в КПСС, в 1991 г. была учреждена Народная партия свободной России);

- 1991 – 1993 гг. – вторая волна партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия и др.);

- 1993 – 1995 гг. – на этом этапе начинается ломка системы протопартий и образование новых политических партий – ПРЕС, блок “Выбор России”, “Яблоко”;

- 1995 – 2000 гг. – период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты;

- 2000 – по настоящее время – период сознательных усилий властных структур по созданию той или иной модификации двухпартийной системы.

В настоящее время изменен закон о выборах. Власти делают все для того, чтобы уменьшить число партий в парламенте, для того, чтобы достичь двухпартийной системы.

По новому закону отменена минимальная явка на выборах и проходной балл для партий должен составить не менее 7%. При этих условиях максимальное количество партий в парламенте – 5.

Законы Дюверже

Закон Дюверже — один из принципов в политологии, который утверждает, что избирательная система при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Эту тенденцию обнаружил Морис Дюверже, французский социолог и политолог, который описал этот эффект в ряде статей, опубликованных в 1950-х и 1960-х годах.

Суть закона:

Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой — либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Мальты и т. д.

В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий.

Политология

Вопросы 35-43. (Карина)

Российская избирательная система.

В Конституции Российской Федерации отмечается, что ее граждане "имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления"

Избирательная система - это порядок выборов Президента, депутатов Государственной Думы, выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами России в соответствии с Федеральными законами. Сам порядок выборов определяется особым институтом Конституционного права -избирательным правом.

Российская избирательная система представляет собой смешанный вариант мажоритарной и пропорциональной. Суть смешанной избиратель­ной системы заключается в том, что определенная часть депутат­ских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажо­ритарной системы. Это способствует формированию устойчивого правительства. Другая часть мандатов распределяется в соответ­ствии с принципами пропорциональной избирательной системы.

Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Будучи по своей природе демократичным - избирательное право исключает какую-либо возможность отстранения (не допущение) от выборов каких-либо граждан, за исключением перечисленных в Конституции.

Также запрещается, законодательно, какое-либо ограничение в своих избирательных правах граждан по признакам пола, расы, языка, национальности, а также по другим обстоятельствам.

Целый ряд правовых и организационных гарантий обеспечивает эффективность принципа всеобщности (т.е. доступности) избирательного права.

Законодателем предусмотрены определённые условия, позволяющие осуществлять принципа всеобщности.

Принцип равности избирательного права позволяет обеспечить для всех граждан одинаковые условия по участию в выборах, которое может проявляться в следующих аспектах:

- каждый из избирателей имеет исключительно один голос, что позволяет обеспечить такие факторы как то, что избирателя не могут включить в более чем один избирательный список, избиратель голосует лично; для того чтобы получить избирательный бюллетень необходимо подтверждение личности и т.д;

- граждане участвуют в выборах на абсолютно равных основаниях.

Весьма важной гарантией данного признака избирательного права можно с полной уверенностью считать установленный и предусмотренный законодательством непосредственно порядок образования и формирования избирательных округов.

Наши рекомендации