Периодизация развития методологии политической науки

1) Классический метод (до 19 в.) Морально-аксеологисеские подходы.

2) Институциональный метод (19 –начало 20 вв.) Историко-сравнительные, нормативно-институциональные. Большое внимание уделяется государству.

3) Бихевиаралистскийметод (20-70 гг. 20 века) Количественные методы

4) Постбихевиарилистский метод Традиционные методы + новые.

№ 6. Понятие политики. Подходы к пониманию сущности политики. Уровни реализации и измерения политики

Политика – целенаправленная деятельность (политика фирмы, политика жены по отношению к мужу).

Политика – дело грязное, все зависит от метода. В современном мире ценится открытая политика.

Подходы к политике:

1. Социологический. Политика определяется через такие сферы, как мораль, культура, экономика.Экономическое определение политики: политика – это концентрированное выражение экономики.

2. Правовое определение политики. (Спиноза, Гоббс, Локк, Руссо). Политика – это деятельность по защите естественных прав человека. Право – порождение политики. Политика определяет характер права.

3. Нормативно-этический (ценностный). Политика – это деятельность, направленная на достижение общего блага. (Аристотель, Платон).

4. Культурологический. Политика зависит от культуры (менталитет, нормы поведения) человека.

5. Субстанциальный. Силовые, властные методы. Политика – это деятельность, направленная на захват и удержание власти. Власть – это подчинение одного субъекта другим. (Маккиавели, Вебер, Маркс, Ленин).

6. Институциональный. Политика сводится к институтам, в первую очередь к деятельности государства. Ленин: «Политика – это участие в делах государства».

7. Конфликтно-консенсусный. Борьба интересов. Развивал марксизм, хоть и отстаивал антагонистические отношения (подавление одного класса другим).

8. Консенсусный. (Роберт Даль). Считает, что общество имеет плюрализм интересов, а политика – искусство нахождения баланса интересов.

9. Антропологический. Политика вытекает из природы человека. У Шмидта понимание политики – отношения «друзья-враги». Хочешь сплотить сообщество – найди врага.

10. Системный. Политика – это процесс принятия решений.

Политика – это управление делами государства, регулирование отношений между большими социальными группами, борьба за власть, чтобы потом добиваться конкретных целей.

Polity – это политические институты. Они действуют в рамках правовых норм. Формальное измерение политики, показывает, как мы будем действовать в рамках каких-то норм. Политика как бы ткань, в которой мы живем.

Policyсодержательное измерение политики. Политический курс. Связан с интересами, ценностями, решением проблем (образование, здравоохранение и т.д.).

Politicsпроцессуальное измерение политики. Это борьба за власть, сохранение власти между группами, партиями.

Уровни политики

В политике можно выделить 4 уровня:

1. Макроуровень. Речь идет о государстве в целом.

2. Микроуровень. Локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды.

3. Мегауровень. Международный уровень. Это деятельность международных организаций, как ООН.

4. Мезоуровень. Уровень отдельных регионов, региональная политика.

№ 7. Политика и мораль: общие черты и различия. Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера

Общее Отличия
Ø регулируют жизнь людей; Ø реализуют общее благо. Ø мораль регулирует политику (все сферы жизни), а политика мораль – нет.

Нравственные ценности выводятся из природы самого человека, а не из политики, экономики.

Нормы нравственного долга Представления о долге в политике
Когда мы следуем нравственному долгу. Для политика значит получить обещанный результат, следовать своим обещаниям.

Взаимодействие политики и морали:

1. Морализаторский подход. Полное подчинение политики морали. Политик может использовать только морально-допустимые средства (всегда говорить правду, быть честным). Сейчас этот подход выражен в христианско-демократическом движении, в его идеологии.

2. Полный разрыв между политикой и моралью. Мораль – дело личное, личной ответственности, политика – отрасль групповых интересов, а не личных. Характерна для большевиков и Гитлера. Марксисты отвергали мораль. Они строили коммунизм. В итоге мораль была уничтожена, а эффекта – никакого.

3. Мораль и политика взаимосвязаны (Вебер «Политика как призвание и профессия»). Мораль должна учитывать особенности политики. Политика – сфера насилия, и политик должен бороться со злом, в противном случае он

несет ответственность за победу зла. Отделить политику от морали невозможно. Не должно быть отдельных моралей.

Этика ответственности и этика убеждений М. Вебера
Но каково же тогда действительное отношение между этикой и политикой? Мы должны уяснить себе, что всякое этически ориентированное поведение может подчиняться двум фундаментально различным, не­примиримо противоположным максимам: оно может быть ориентировано либо на «этику убеждения», либо на «этику ответственности». Не в том смысле, что этика убеждения оказалась бы тождественной безответственности, а этика ответственности – тождественной беспринципности. Об этом, конечно, нет и речи. Но глубиннейшая противоположность существует между тем, действуют ли по максиме этики убеждения – на языке религии: «Христианин поступает как должно, а в отношении результата уповает на Бога» – или же действуют по максиме этики ответственности: надо расплачиваться за (предвидимые) последствия своих действий. Как бы убедительно ни доказывали вы действующему по этике убеждения синдикалиту, что вследствие его поступков возрастут шансы на успех реакции, усилится угнетение его класса, замедлится дальнейшее восхождение этого класса, на него это не произведет никакого впечатления. Если последствия действия, вытекающего из чистого убеждения, окажутся скверными, то действующий считает ответственным за них не себя, а мир, глупость других людей или волю Бога, который создал их такими. Напротив, тот, кто исповедует этику ответственности, считается именно с этими заурядными человеческими недостатками, он, как верно подметил Фихте, не имеет никакого права предполагать в них доброту и совершенство, он не в состоянии сваливать на других последствия своих поступков, коль скоро мог их предвидеть. Такой человек скажет: эти следствия вменяются моей деятельности. Исповедующий этику убеждения чувствует себя ответственным лишь за то, чтобы не гасло пламя чистого убеждения, например пламя протеста против несправедливого социального порядка. Разжигать его снова и снова – вот цель его совершенно иррациональных с точки зрения возможного успеха поступков, которые могут и должны иметь ценность только как пример.   Но и на этом еще не покончено с проблемой. Ни одна этика в мире не обходит тот факт, что достижение «хороших» целей во множестве случаев связано с необходимостью смириться и с использованием нравственно сомнительных или по меньшей мере опасных средств, и с возможностью или даже вероятностью скверных побочных следствий; и ни одна этика в мире не может сказать, когда и в каком объеме этически положительная цель освящает этически опасные средства и побочные следствия.   Главное средство политики – насилие, а сколь важно напряжение между средством и целью с этической точки зрения – об этом вы можете судить по тому, что, как каждый знает, революционные социалисты (циммервальдской ориентации) уже во время войны исповедовали принцип, который можно свести к следующей точной формулировке: «Если мы окажемся перед выбором: либо еще несколько лет войны, а затем революция, либо мир теперь, но никакой революции, то мы выберем еще несколько лет войны!» Если бы еще был задан вопрос: «Что может дать эта революция?», то всякий поднаторевший в науке специалист ответил бы, что о переходе к хозяйству, которое в его смысле можно назвать социалистическим, не идет и речи, но что должно опять-таки возникнуть буржуазное хозяйство, которое бы могло только исключить феодальные элементы и остатки династического правления. Значит, ради этого скромного результата «еще несколько лет войны!» Пожалуй, позволительно будет сказать, что здесь даже при весьма твердых социалистических убеждениях можно отказаться от цели, которая требует такого рода средств. Но в случае с большевизмом и движением спартаковцев, вообще революционным социализмом любого рода дела обстоят именно так, и, конечно, в высшей степени забавным кажется, что эта сторона нравственно отвергает «деспотических политиков» старого режима из-за использования ими тех же самых средств, как бы ни был оправдан отказ от их целей.   Что касается освящения средств целью, то здесь этика убеждения вообще, кажется, терпит крушение. Конечно, логически у нее есть лишь возможность отвергать всякое поведение, использующее нравственно опасные средства. Правда, в реальном мире мы снова и снова сталкиваемся с примерами, когда исповедующий этику убеждения внезапно превращается в хилиастичекого пророка, как, например, те, кто, проповедуя в настоящий момент «любовь против насилия», в следующее мгновение призывают к насилию, к последнему насилию, которое привело бы к уничтожению всякого насилия, точно также, как наши военные при каждом наступлении говорили солдатам: это наступление – последнее, оно приведет к победе и, следовательно, к миру. Исповедующий этику убеждения не выносит этической иррациональности мира. Он является космически-этическим «рационалистом».   Тот, кто хочет силой установить на земле абсолютную справедливость, тому для этого нужно окружение – человеческий «аппарат». Ему он должен обещать необходимое (внутреннее и внешнее) вознаграждение – мзду небесную или земную, иначе «аппарат» не работает. Итак, в условиях современной классовой борьбы внутренним вознаграждением является утоление ненависти и жажды мести, прежде всего Ressentiment'a (неприязни), и потребности в псевдоэтическом чувстве безусловной правоты, поношении и хуле противников. Внешнее вознаграждение — это авантюра, победа, добыча, власть и доходные места. Успех вождя полностью зависит от функционирования подвластного [22] ему человеческого аппарата. Поэтому зависит он и от его – а не своих собственных – мотивов, т.е. оттого, чтобы окружению: красной гвардии, провокаторам и шпионам, агитаторам, в которых он нуждается, – эти вознаграждения доставлялись постоянно. Кто хочет заниматься политикой вообще и сделать ее своей единственной профессией, должен осознавать данные этические парадоксы и свою ответственность за то, что под их влиянием получится из него самого.

№ 8. М Вебер «Политика как профессия и как призвание»

До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъектов политики не исчерпывается.

Субъекты политики – это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.

Субъект политики – носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия.

С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы.

Субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти) · социальные общности; · классы; · группы; · элиты; · индивиды и др.
Институциональные носители политической власти · государство и его органы; · политические партии; · общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь.
Функциональные политические субъекты · оппозиция; · лобби; · СМИ и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении.

Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса – потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические.

Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной.

Объекты политики – это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях.

В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики.

Политические отношения – это отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней.

М. Вебер выделил 3 типа легитимности:

1. Традиционная легитимность. Люди повинуются, потому что так говорит традиция, так было всегда (власть старейшин – геронтократия, власть вождя, власть монарха);

2. Харизматическая легитимность. Харизма (греч. особый дар, сверхчеловек). Она основана на личных качествах. Обладали харизмой такие личности, как Иисус Христос, Соломон, Магомет, Будда, Гитлер, Сталин, Ленин. В реальности харизмой обладают далеко не все политические деятели. Харизма в основном создается искусственно при помощи СМИ. Сама власть создает харизму. Харизмой обладают и институты власти, например институт президентства в США, харизматичный институт Папы Римского, Ватикана. Но не обязательно, что у человека есть эти качества. По Веберу она присуща пророкам, политическим вождям. Деятель должен всегда удовлетворять потребности масс, поддерживать свою харизму. Харизму трудно удерживать в условиях стабильности, нужны потрясения. Затруднен процесс смены власти, люди не видят других вождей. Рейгана избрали в Президенты в 69 лет и в 77 лет перестал быть Президентом.

3. Легальная (рационально-легальная) легитимность. Она основана на силе закона. Люди доверяют не столько личностям, сколько правилам, праву. Главный фактор не человек, а закон. В данном случае легальность и легитимность совпадают. Характерна для рыночной экономики и для правового государства. Она появилась с появлением политики, как профессиональной деятельности. Возникают специально обученные чиновники – бюрократы. Бюрократия по Веберу является чистым видом легитимного господства

(Также смотри вопрос № 7).

№ 9. Понятие, основные характеристики и функции политической власти

Понятие политической власти

Власть – это социальное явление. Она возникает между людьми на самых ранних стадиях. Возникают люди – возникает власть. Власть разная по объему, по объекту (личная, в группе, политическая). Власть существует во всех сферах. Есть такое направление, как кратология (греч. kratos – власть).

Свойства власти:

1. Всеобщность. Она охватывает все сферы человеческого общения;

2. Инклюзивность. (лат. includere – проникать). Она проникает во все сферы общества.

Глубинным источником власти является и социальное и естественное неравенство людей.

Власть возникла до государства, примерно 40 тысяч лет назад. Она существовала в догосударственной форме – потестарная власть. Она была децентрализована, анонимна, распылена и индивидуализирована.

Теперь говорят о надгосударственной власти, то есть международной.

Политическая власть – это способность проводить свою волю в политике и правовых нормах, несмотря на сопротивление.

Политическая власть – это система институционально закрепленных социальных отношений, которые отражают доминирование той или иной социальной группы в использовании ее полномочий государства для распределения ресурсов в своих интересах.

Процесс властвования:

1. Конфликтный. Когда принуждают, используют силу;

2. Целевой. Когда побуждают к действию (лучший).

Две фазы властвования:

1. Волевая. Принятие решения;

2. Силовая. Надо реализовать это решение.

Аспекты власти:

1) Директивный. Власть понимается как господство;

2) Функциональный. Реализация функций управления;

3) Коммуникативный. Механизм реализации власти чрез общение, через язык;

4) Структура властного отношения.

В демократическом обществе власть рассредоточена (власть организаций, партий).

L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAzhM0YMIA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPUWvCMBSF3wX/Q7jCXkTTFbdJZxQZFCayB91+wKW5 a4rNTUmy2vnrjSD4eDjnfIez2gy2FT350DhW8DzPQBBXTjdcK/j5LmdLECEia2wdk4J/CrBZj0cr LLQ784H6Y6xFgnAoUIGJsSukDJUhi2HuOuLk/TpvMSbpa6k9nhPctjLPsldpseG0YLCjD0PV6fhn bxTv+gu97b4OpZ/uS7PLq/xFqafJsH0HEWmIj/C9/akVLOB2Jd0Aub4CAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDOEzRgwgAAANoAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " fillcolor="#fabf8f [1945]" strokecolor="#fabf8f [1945]" strokeweight="1pt">

Субъект
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA3pK/L8IA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3WrCQBSE7wu+w3KE3tWNP1WJriKlgiAUEn2AQ/aY LGbPxuw2pm/fFQQvh5n5hllve1uLjlpvHCsYjxIQxIXThksF59P+YwnCB2SNtWNS8EcetpvB2xpT 7e6cUZeHUkQI+xQVVCE0qZS+qMiiH7mGOHoX11oMUbal1C3eI9zWcpIkc2nRcFyosKGviopr/msV /BhpbpPZMePrtBtn3/ucp4tcqfdhv1uBCNSHV/jZPmgFn/C4Em+A3PwDAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQDekr8vwgAAANoAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA " fillcolor="#b2a1c7 [1943]" strokecolor="#b2a1c7 [1943]" strokeweight="1pt">
Объект
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAH3mYCMQA AADaAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPQWsCMRSE74X+h/AKXkpN6mFbVqN0K0IPIuj2B7xu npulm5clibrtr28EocdhZr5hFqvR9eJMIXaeNTxPFQjixpuOWw2f9ebpFURMyAZ7z6ThhyKslvd3 CyyNv/CezofUigzhWKIGm9JQShkbSw7j1A/E2Tv64DBlGVppAl4y3PVyplQhHXacFywO9G6p+T6c nIbdb6xqua2Laq/W1WywX+rxJWg9eRjf5iASjek/fGt/GA0FXK/kGyCXfwAAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAB95mAjEAAAA2gAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " fillcolor="#95b3d7 [1940]" strokecolor="#95b3d7 [1940]" strokeweight="1pt">
Ресурсы
Инструменты
Ценности, традиции

Политологический ромб. Автор – Дехтерев

Политическая власть – это власть, осуществляемая через органы государства и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она связана с государством, но не обязательно является государственной властью.

Политическую власть как явление следует отличать от государственной власти по следующим признакам:

1.Не всякая политическая власть является государственной. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп;

2.Негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специальным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды);

3.Негосударственная политическая власть и государственная власть различаются по субъектному составу: субъекты государственной власти – государственные органы; субъекты политической власти – политические партии, иные политические объединения, субъекты избирательного процесса и др.;

4.Они различаются по методам, используемым ими для достижения своих целей: только субъекты государственной власти могут использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения);

5.Существуют различия по объему полномочий: только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, т.е. актов, имеющих общеобязательный характер.

Функции политической власти:

1. поддержка общественного порядка;

2. выявление и разрешение политических конфликтов, препятствие их распространению;

3. достижение общественного консенсуса;

4. регулирование всех властных отношений в обществе;

5. интеграция общества.

№ 10. Концепции политической власти

Концепции политической власти:

1. Реляционная. Трактует власть, как межличностное или межгрупповое отношение. Один субъект может поменять отношение другого. Сюда относят бихевиоризм (политика – это поведение). Власть – это реализация воли к власти. Каждый человек может быть носителем власти, во власти человек видит возможность улучшить жизнь.   Авторитет – это личные деловые качества субъекта, которые признаются другими членами группы.   Влияние – форма непрямого, косвенного воздействия на объект власти.   Бихевиоризм ввел понятие «рынок власти». Власть – это игра.
2. Системная. Власть – это не индивидуальные отношения, а атрибут системы, она безлична. Автор – американец Т. Парсонс. Власть, по его мнению, имеет способность аккумулироваться и влиять на систему. Власть является посредником.
3. Структурно-функциональная. Власть – механизм упорядочивания людей, интеграции общества (семья, информация о членах семьи). Каждый элемент выполняет конкретные функции. Если есть дисфункции, то общество скоро распадется. Существование общества без власти невозможно.
4. Коммуникационная. (Ханна Арендт (исследование тоталитаризма), Бурдье Хабермас). Власть – это не столько способность действовать на другого субъекта, сколько взаимодействие, общение между людьми. Власть и насилие – это антиподы. Насилие – это инструмент и оно нуждается в поддержание какой-то цели. Там где насилие правит абсолютно, там власти нет. Власть – это согласованные действия для достижения цели. Бурдье писал: «Власть – это способность производить социальные изменения».
5. Марксистская. Власть – это господство коллективной воли, организованное насилие (господствующего) одного класса над другим.
6. Натуралистическая. Власть – это примат одной особи над другой. Исходит из природы человека.
7. Психоанализ власти. З. Фрейд – основатель психоанализа. Видит истоки власти в бессознательных аспектах человеческой психики.

№ 11. Формы политической власти (по В. Г. Ледяеву)

СИЛА В данном случае источником подчинения выступает способность субъекта непосредственно воздействовать на объект или на его окружение. Обладание властью в форме силы означает возможность оказать намеренное влияние на объект или ограничить его потенциальные действия.
ПРИНУЖДЕНИЕ Как форма власти используется в случае явного несовпадения интересов субъекта и объекта. Здесь источником подчинения выступает угроза применения негативных санкций в случае отказа повиноваться команде. Термин "угроза", как указывает Д.Болдуин, имеет несколько значений: 1) под угрозой может пониматься деятельность А по изменению поведения Б; 2) угроза нередко интерпретируется с точки зрения восприятия Б, который предвидит для себя какую-то опасность или ущерб; 3) она выражает отношения между А и Б, в ходе которых А стремится заставить Б почувствовать угрозу, и это ему удается.
ПОБУЖДЕНИЕ В данном случае источником власти является вознаграждение, которое получает объект в обмен на подчинение. Де Креспини определяет побуждение как способность А заставить Б действовать в соответствии со своими интенциями... обеспечивая Б тем, что его привлекает, с целью достижения его повиновения или выполняя обещания, когда Б повинуется.
УБЕЖДЕНИЕ Источником подобной формы власти выступают аргументы, которые субъект может использовать для подчинения объекта. Ронг описывает убеждение следующим образом: В ситуациях, где А представляет аргументы, обращения или увещевания, которые после самостоятельной оценки их содержания с точки зрения своих целей и ценностей принимаются Б в качестве основы его поведения, А успешно осуществляет власть над Б в форме убеждения.
МАНИПУЛЯЦИЯ Источником подчинения объекта субъекту выступает способность последнего оказать скрытое влияние на объект. Согласно Истону, когда Б не осознает намерения А оказать на него влияние, а А способен заставить Б действовать в соответствии со своими желаниями, то мы можем сказать, что имеем дело с манипуляцией.
АВТОРИТЕТ Источником власти в этой форме выступают некие характеристики (свойства) субъекта или его статус, которые заставляют объект принять его команду независимо от ее содержания. Л.Стейн определяет авторитет как нетестированное принятие чьего-то решения В отличие от убеждения, в ходе которого объект самостоятельно оценивает и анализирует рекомендацию субъекта, подчиняющая сила авторитета заключена не в содержании коммуникации между субъектом и объектом, а в ее источнике, т.е. в самом субъекте

№ 12. Ресурсы и основания власти

Основания власти – это источники, на которые опирается властная воля.

Ресурсы – те средства, которые используются для влияния на других.

Источники основания:

Ø Личностные (ум, красота, обаяние);

Ø Институциональные (материальные, правовые, демографические);

Ø Информационные (знания, технологии).

Например, если речь идет о материально-экономических ресурсах, то возникает вопрос, какие формы собственности существуют в государстве, в каких областях государство сохраняет свою монополию.

Когда речь идет о административно-силовых ресурсах, то в механизме властвования может быть опора либо на принуждение, либо побуждение к действию.

Информационные ресурсы — это знания и технологии.

Механизмы власти:

¨ Господство. В основе механизма власти лежит господство (деление на управляемых и управляющих);

¨ Руководство. Выработка и принятие важных для общества решений;

¨ Организация. Согласование действий людей;

¨ Управление. Практическая деятельность по выполнению разработанных руководством планов;

¨ Контроль.

Функции власти:

1.Подержание общественного порядка;

2.Выявление, разрешение, предупреждение конфликтов;

3.Интеграция общества;

4.Достижение общественного консенсуса;

5.Регулирование всех властных отношений в обществе.

То есть власть выполняет все необходимые для общества функции. Цель власти – воздействие на людей, чтобы общество не развалилось. Власть – социопсихологическое отношение (связывает субъект и объект власти).

№ 13. Легитимность власти и ее типология. Средства легитимации власти

Легитимность. Термин появился в 19 веке во Франции и означал законно установленную власть, в отличие от насильственно захваченной. Этот термин не юридический. Это поддержка оправдания власти населением. Это достижение согласия между властными структурами и населением. Это скорее психологическое понятие. Ориентироваться нужно на большинство, иначе править сложно.

Маккиавели отделил пользу от морали. Для политика важны:

· сострадательность;

· верность слову;

· благочестивость;

· искренность;

· милосердие.

Проблему легитимности исследовал М. Вебер. Он выделил 3 типа легитимности:

1. Традиционная легитимность. Люди повинуются, потому что так говорит традиция, так было всегда (власть старейшин – геронтократия, власть вождя, власть монарха);

2. Харизматическая легитимность. Харизма (греч. особый дар, сверхчеловек). Она основана на личных качествах. Обладали харизмой такие личности, как Иисус Христос, Соломон, Магомет, Будда, Гитлер, Сталин, Ленин. В реальности харизмой обладают далеко не все политические деятели. Харизма в основном создается искусственно при помощи СМИ. Сама власть создает харизму. Харизмой обладают и институты власти, например институт президентства в США, харизматичный институт Папы Римского, Ватикана. Но не обязательно, что у человека есть эти качества. По Веберу она присуща пророкам, политическим вождям. Деятель должен всегда удовлетворять потребности масс, поддерживать свою харизму. Харизму трудно удерживать в условиях стабильности, нужны потрясения. Затруднен процесс смены власти, люди не видят других вождей. Рейгана избрали в Президенты в 69 лет и в 77 лет перестал быть Президентом.

3. Легальная (рационально-легальная) легитимность. Она основана на силе закона. Люди доверяют не столько личностям, сколько правилам, праву. Главный фактор не человек, а закон. В данном случае легальность и легитимность совпадают. Характерна для рыночной экономики и для правового государства. Она появилась с появлением политики, как профессиональной деятельности. Возникают специально обученные чиновники – бюрократы. Бюрократия по Веберу является чистым видом легитимного господства.

Принято выделять 4 уровня легитимности власти:

1. Идеологический. Проявляется в мере доверия граждан законам, которые принимает элита. Власть что обещает, то и выполняет.
2. Структурный. Преобладает в развитых устойчивых обществах, где есть установившиеся институты. У граждан доверие к институтам, к системе, а, следовательно, и к руководителям.
3. Персонализированный. Доверие к лицам, у которых власть. Близка к харизматическому типу. Люди ценят деловые качества субъекта, но ценят критично, а при харизме всегда любят. Например, карьера Билла Клинтона. Его рейтинг возрос, после покаяния насчёт вранья народу.
4. Этнический.   Этнос (народ) – группа людей, которая отождествляет себя с определенной культурой, традицией.   Возникает там, где государственные органы избираются из людей определенного этноса. Прибалтика – эстонцы, латыши.

Легальность. Это юридическое обоснование власти, это ее юридическая правомочность, соответствие юридическим нормам. Выражается, например, через выборы. Одной легальности недостаточно, нужна социальная поддержка граждан.

Вывод: Власть можно захватить в результате переворота, революции и если власть доказала стабильность, то ее начинают признавать. Власть оправдывается не законами, а целесообразностью. Легитимность можно потерять, но можно и восстановить. Если власть эффективна, то она восстановится и будет существовать. Сильная власть, та, которая профессиональна и может сделать нормальную жизнь людей. Кризис власти – когда народ не доверяет. Легитимность свойственна всем режимам власти. При тоталитаризме она насаждается под принуждением. Надо доказать легитимность, чтобы люди доверяли власти. Демократия эффективна и экономически.

№ 14. Понятие и структура политической системы. Подходы к пониманию сути политической системы

Система (греч. systema – целое) – это совокупность элементов, которые находятся в отношении друг с другом и со средой, они образуют единство и взаимосвязаны.

С середины 20 века понятие «система» становится очень важным, так как возникли сложные политические, экономические системы. Типы систем многообразны: материальные, система взглядов, мировоззрений.

Любая система обладает структурой (строением) и организацией(алмаз и углерод).

Первую модель социальной системы предложил Парсонс. Общество состоит из миллионов подсистем, потому что мы вступаем в разные системы (группа, поток, курс, университет, друзья). Каждая подсистема выполняет свою роль.

Модель политической системы впервые разработал Д. Истон в середине 20 века. Термин «политическая система» стал использоваться в политологии после войны.

Политическая система – это совокупность взаимосвязанных элементов политической жизни общества: это совокупность политических институтов, общественных структур, норм, ценностей, а также их взаимодействий, посредством которых реализуется политическая власть и осуществляется управление делами общества.

Специфика политической системы:

1.Через нее осуществляется власть в обществе;

2. Политическая система – это часть надстройки общества и во многом определяется экономическим базисом по мнению марксизма;

3.Политическая система относительно самостоятельна, она имеет свою структуру.

Подходы к политической системе можно разделить на 2 части:

Институциональный Системный
В рамках институционального подхода, политическую систему изучают как совокупность государственных и негосударственных институтов социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные объединения и подчиненные им структуры. Институциональный подход дает возможность детально изучить отдельные организации, их возникновение, развитие, функционирование. Однако в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики как личность, политические элиты, группы интереса и группы давления. С точки зрения совокупности государственных и не государственных институтов. Выделяют 5 основных подсистем: 1) Институциональная (государство, партии, общественные организации и движения); 2) Нормативная (совокупность норм, которые регулируют политические отношения: законы, нормы морали, обычаи, традиции); 3) Политико-культурная (идеологическая) (знания, ценности, убеждения, стандарты поведения, менталитет, политическая культура); 4) Коммуникативная (взаимодействие власти с народом, другими странами); 5) Функциональная (это способы и средства воздействия на общественную жизнь).

№ 15. Модел

Наши рекомендации