VI. Словарная работа. (СЛАЙД № 6)
- Предлагаю вашему вниманию определения слова «жизнь» в толковых словарях
1) С.И. Ожегов: ЖИЗНЬ, -и, ж. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи. 2. Физиологическое существование человека, животного, всего живого.
3. Реальная действительность. 4. Оживление, проявление деятельности, энергии.
2) Д.И. Ушаков: ЖИЗНЬ, жизни, жен. 1.Существование вообще, бытие в движении и развитии. Жизнь мира. Законы жизни. 2. Состояние организма в стадии роста, развития и разрушения. Жизнь человека. Жизнь растений.
- Какое определение вам ближе? Почему толкования разные? (у каждого человека своё понимание жизни, свои взгляды на жизнь, свои интересы, правила, своё отношение)
VII. Афоризмы.
- Я напомню, что среди критериев оценки сочинения есть критерий К6, оценивающий точность, выразительность, богатство языка. Поэтому не забывайте начать своё сочинение оригинально.
Можно начать с афоризма, пословицы, цитат из литературных произведений.
- Что о жизни сказали опытные, знаменитые люди. Какие выражения вы приготовили к уроку (д/з). Понравившиеся высказывания отмечайте, после урока можно записать.
- Я тоже приготовила изречения:
1) «А в жизни самое главное, наверное, жизнь сама».(Эдуард Межелайтис, литовский поэт)
2) «…пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь»(Лев Николаевич Толстой)
3)«Истинное назначение человека – жить, а не существовать»(Джек Лондон)(СЛАЙД № 7)
VIII. Осмысление текста стихотворения.
- А теперь предлагаю вдуматься в смысл стихотворения матери Терезы. Размышляем, рассуждаем над строками стихотворения.
Жизнь – это вызов, прими его.(требование, приглашение, желание вступить в борьбу, спор)
Жизнь – это долг, исполни его.( служба в армии-долг перед Отчизной; долг перед родителями-забота)
Жизнь – это игра, сыграй в нее. (игра должна быть честной)
Жизнь бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.(друзья, родные, мир-нельзя пренебрегать, отворачиваться)
Жизнь – это таинство, познай его.(обряд приобщения верующего к божественной благодати)
Жизнь – это обещание, исполни его. (обещал-выполни, не давай пустых обещаний)
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее. (быть оптимистом! Проблемы пришли и ушли, а жизнь продолжается)
Жизнь – это борьба, прими ее. (борьба с трудностями – будьте решительными, уверенными)
Жизнь – это трагедия, перебори ее.(потеря родных, близких; надо жить ради живых)
Жизнь – это возможность, не упусти ее.(не упусти средство для осуществления чего-нибудь)
Жизнь – это красота, восхищайся ею. (любуйся, наслаждайся и преумножай)
Жизнь – это блаженство, вкуси его.(вкуси счастье, наслаждение)
Жизнь – это мечта, реализуй ее. (осуществи мечту, воплоти в жизнь)
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.(неожиданный случай, позволивший проверить свои силы, возможности)
Жизнь – это удача, поймай ее. (успех, желательный исход дела)
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.
- Жизнь – величайшая ценность. Правильно прожитая жизнь – это большое искусство, а искусству нужно учиться, т.к. люди учатся правильно жить. Жизнь прекрасна, когда она гармонична, когда мы достигли равновесия в чувствах, мыслях и поступках.
IХ. Проблемы текста.
- Какие могут стоять проблемы в тексте, связанные с жизненными ценностями? Запишите.
(проблема смысла жизни, истинного назначения человека, выбора жизненного пути)
Х. Жизненная цель.
- Ребята, чтобы прожить жизнь плодотворно, интересно, красиво, определить своё назначение, правильно выбрать жизненный путь, как следует жить? Чем измеряется жизнь человека?
(поставить жизненную цель, осуществляя её)
- Что значит жизненная цель? (стремление, желание)
- Ребята, сейчас вы стоите на пороге самостоятельной жизни. Перед собой вы поставили цель, может быть, главную в своей жизни. Какая она у вас? Не обязательно её озвучивать. Запишите её на листочках, сбросьте в сосуд, оставьте Ирине Николаевне, своему классному руководителю, на хранение. На первой встрече выпускников прочитаете и увидите, всё ли у вас получилось, что ещё нужно сделать для достижения своей цели.
ХI. Аргументы.(Приложение1) (Слайд № 8)
- Что высоким баллом оценивается в сочинении? (аргументы – 3 балла).
- Нужно привести не менее двух аргументов, опираясь на читательский или жизненный опыт.
1) Жизненный опыт: реальные факты из жизни окружающих; собственные наблюдения и опыт; опыт из истории.
- Паралимпийцы. Их достижения в спорте можно считать подвигом. Их силой духа, самоотверженностью, любовью к жизни стоит восхищаться! «Невозможное возможно», - как в песне Дмитрия Билана.
2) Читательский опыт: примеры из художественной, исторической, научно-популярной литературы
- Всегда ли положительный жизненный результат может послужить примером?
Положительные аргументы | Отрицательные аргументы |
1. «Война и мир». Л.Н. Толстой. Андрей Болконский, Пьер Безухов – стремление к нравственному самосовершенствованию Стремление «быть вполне хорошим, приносить добро людям» 2. «Юшка» А.П. Платонов. Проблема истинного назначения – любви к людям, отзывчивости, бескорыстия. Герой рассказа обладает душевной щедростью, большим сердцем, излучающим добро и любовь. Помогает (материально) незнакомой девушке получить образование. 3. «Парадокс» В.Г. Короленко. «Человек создан для счастья, как птица для полёта»,- говорит герой рассказа , калека от рождения. Он нашёл смысл жизни, своё предназначение. | 1. «Обломов» И.А. Гончаров. Обломов, хороший, добрый, талантливый Илья Ильич Обломов, не сумел преодолеть себя, не раскрыл своих лучших черт. Отсутствие высокой цели в жизни ведет к нравственной смерти. 2. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов. Несчастье Печорина, главного героя романа, по его собственному признанию, непонимание смысла жизни. Он говорит, что чувствовал в своей душе силы, но не знал, к чему их приложить, не сумел найти им применение. 3. «Ионыч» А.П. Чехов. Писатель мастерски показывает проблему духовной деградации человека. Старцев превращается в Ионыча, ведущего пошлую, бесполезную жизнь. |
ХII. Рефлексия.
- Подведём итоги.
- Чем полезен был урок?
- Повлиял ли он на выбор ценностей?
- Пожелания. Напишите пожелание друг другу. Обмениваемся.
( звучит песня «Так хочется жить» группы «Рождество») (СЛАЙД № 9)
ХIII. Домашнее задание. 1) написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва.