Виды, формы, ресурсы и основания власти.
Типы политической власти:
По функциям органов власти:
· Законодательная (принимает законы)
· Исполнительные (осуществляет эти законы)
· Судебная (правосудие)
По социальным механизмам осуществления:
· Авторитарная
· Тоталитаризм
· Демократия
· Олигархия
По способу организации:
· Монархическая
· Республиканская
По степени институционализации:
· Правительственная
· Городская (муниципальная)
· Районная
· Местная
По правовому признаку
· Законная
· Незаконная
С точки зрения признания обществом
· Легитимная
· Нелегитимная
Формы государственной власти:
· Господство - общество делятся на управляемых и управляющих
· Руководство – принятие важных решений для всех, принятие программ, решений, этим занимается небольшая группа людей.
· Управление – исполнение утвержденных планов, программ, повседневная функция
· Организация – согласованные действия отдельных государственных институтов
· Контроль – государство наблюдает за тем, как исполняются законы, правила, нормы.
Очень важно наличие определенных ресурсов. Ресурсы власти – это средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.
Типы ресурсов:
1. Утилитарные ресурсы (полезные). Предоставление материальных социальны благ: деньги, земля, ископаемые, социальный статус, жизнь, здоровье человека.
2. Нормативные (статусные) ресурсы – подчинение статусу.
3. Силовые ресурсы – власть использует силу, насилие, возможны наказания.
Ресурсы могут использоваться в комплексе.
Мотивы подчинения:
· Страх (за здоровье, имущество, перед наказанием)
· Привычка повиновения (в традиционном обществе)
· Личный интерес, выгода (в добровольном выполнении поручения органа власти)
· По убеждению (из религиозных, нравственных побуждений)
· Из-за авторитета (органа власти, политического лидера)
Чтобы возникла власть нужно:
1. Не менее 2 субъектов
2. Приказ
3. Определенные правила
4. Повиновение
Легальность и легитимность.
легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.
Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).
Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.
Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.
Для понимания различия указанных характеристик власти представляется важным введение еще одного понятия – подчинение власти.
Подчинение власти – это юридический акт, он означает, что я не нарушаю закон. А вот подчиняюсь я, признавая или не признавая существующую власть – это уже этическая, оценочная характеристика власти. Другими словами, не всякое мое подчинение власти означает признание этой власти, или – люди подчиняются не только легитимной власти.
Когда власть становится нелигитимной в глазах населения, возрастает вероятность противодействия этой власти. Одной из распространенных в демократической практике форм сопротивления власти, выражения ей своего недоверия являются акции гражданского неповиновения как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует, например, обретение в 1950 году Индией независимости в результате массовых кампаний неповиновения колониальным британским властям.