На всякий случай: Международные отношения: структура и направленность.
Международные отношения - совокупность политических, экономических, идеологических, правовых, военных, дипломатических и других связей и взаимоотношений между основными субъектами мирового сообщества.
Международные отношения имеют следующие виды:
1) По предметному критерию, т.е. области, в которой они разворачиваются, выделяются:
- политико-правовые отношения - это отношения, связанные с регулированием взаимоотношений участников международного сообщества правовыми нормами и правилами, о которых эти участники договорились;
- экономические и научно-технические отношения - это отношения, которые направлены на развитие материальноопосредованных взаимодействий между государствами, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров;
- идеологические отношения - это духовные отношения граждан различных государств к природе и друг другу, отношения сознания людей;
- военно-стратегические отношения - это отношения связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием, перераспределением военной силы;
- культурные отношения - это отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, систем образования, бурное развитие средств массовой информации.
2) По составу участников международные отношения могут быть: межгосударственными; межпартийными; отношениями между транснациональными корпорациями или международными организациями и т.д.
3) По характеру протекания выделяют: равноправные, дружественные, взаимовыгодные, конфликтные (отношения господства и подчинения) международные отношения.
4) Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).
5) По степени напряженности международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.
Формы международных отношений:
- политико-правовые: правовые, дипломатические, организационные и т.д.;
- экономические: финансовые, торговые, кооперативные и т.д.; идеологические: соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д.;
- военно-стратегические: блоки, союзы и т.д.; культурные: гастроли артистов, обмен информацией, выставки и т. д.
В качестве субъектов международных отношений рассматривают:
Межправительственные организации (ООН, Совет Европы, Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация Африканского Единства и др.), неправительственные организации (Экуменический Совет Церквей, Международная Федерация Профсоюзов, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.), транснациональные корпорации и другие общественные силы и движения (национально-освободительные и сепаратистские движения, международные мафиозные и террористические организации, региональные и местные администрации. Для них характерно наличие учредительных документов, постоянный аппарат, автономность компетенции и решений.
Некоторые исследователи обращают внимание на то, что отдельные личности, деятельность которых оказывает сильное влияние на международное взаимодействие, также могут рассматриваться в качестве субъектов международных отношений, это так называемые мировые лидеры, чей авторитет общепризнан. Среди субъектов международный отношений особое место принадлежит государству, так как именно государство презентует на международной арене общество в целом, а не отдельные социальные группы или организации. Государство рассматривается в качестве единственного общенационального института, который имеет легитимные полномочия
осуществлять политику на международной арене: объявлять войну, заключать договоры о сотрудничестве и т.д.
Структура международных отношений:
Результатом межгосударственных отношений могут стать и становятся объединения государств на основе норм международного права - т.н, межправительственные организации. К числу их следует прежде всего отнести Организацию Объединенных Наций (ООН), играющую важную роль в качественном преобразовании содержания и структуры современных международных отношений. Устав ООН был подписан на конференции в Сан-Франциско 1945 года представителями 51 государства.
Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, в основу деятельности которого положен принцип единогласия его постоянных членов при принятии им решений по вопросам мира и безопасности, Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Международный суд и Секретариат. Генеральный секретарь Пан Ги Мун. Штаб-квартира - Нью-Йорк.
Структуру ООН составляют также 16 специализированных учреждений: ЮНЕСКО, МОТ, ШедО, ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНКТАД и др., ее многочисленные вспомогательные органы, комитеты и комиссии.
1) ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры). Основана в 1946 г. Главная задача организации - укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки и культуры. Среди вопросов, которые охватывает деятельность организации: проблемы дискриминации в области образования и неграмотности; изучение национальных культур и подготовка национальных кадров.
2) МОТ (Международная организация труда). Основана в 1919 г. МОТ вырабатывает конвенции и рекомендации по вопросам положения трудящихся и условий их труда. Организует профессиональное и техническое обучение национальных кадров.
3) ЮНИДО (ООН по промышленному развитию). Создана по инициативе развивающихся стран в 1966 г. с целью содействия процессу индустриализации и оказания технической помощи странам Азии, Африки и Латинской Америки, координации всей деятельности ООН в области промышленного развития.
4) ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). Осуществляет международное сотрудничество в области здравоохранения и медицинской науки, собирает и обобщает статистические данные о рождаемости, болезнях, оказывает странам помощь в борьбе эпидемиями и т.д.
5) МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Создана в 1957 г. в целях развития международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Важнейшая функция - контроль за соблюдением Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 г. с целью исключить возможность использования расщепляющихся материалов неядерными странами для военных нужд.
6) ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Учреждена в 1964 г. Занимается проблемами международных экономических отношений и развития.
Помимо ООН к числу межправительственных организаций относятся такие региональные организации, как Европарламент, Организация африканского единства, Организация американских государств (ОАГ), Лига арабских государства (ЛАГ), Содружество независимых государств (СНГ) и др. К этому же виду международных политических организаций следует отнести Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), НАТО и другие военные блоки. Все эти организации (а их около 300), их внешнеполитическая деятельность составляют живую ткань международных отношений и связей, их структуру.
Однако картина международных отношений была бы неполной, если бы мы не упомянули такой важный элемент их структуры, каким являются неправительственные организации, т.е. любые международные организации и объединения, не учрежденные на основе межправительственных соглашений. Среди 2500 подобных организаций, основанных на общности конкретных целей и профессиональных интересов, следует в качестве примера назвать Международный Красный крест, Международную ассоциацию юристов-демократов, Международный олимпийский комитет, Римский клуб, Комитет по исследованию космического пространства, Организацию солидарности народов Азии и Африки, Пагуошское движение, "Врачи мира за предотвращение ядерной войны", Социалистический интернационал, "Группу тридцати" и многие другие.
Принципы международных отношений:
Современные принципы международных отношений закреплены в Уставе ООН и призваны стабилизировать международные отношения, ограничивая их определенными нормативными рамками. Они не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению. Они признаны всеми государствами и на них основываются все документы, фиксирующие международные соглашения и договоренности.
· Принцип суверенного равенства государств: каждое государство обязано уважать суверенитет других участников международных отношений, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять государственную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику;
· Принцип неприменения силы и угрозы силой, который означает, что все государства должны воздерживаться в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства;
· Принцип нерушимости государственных границ, который сводится к трем элементам: признание уже существующих границ, отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем, отказ от любых других посягательств на границы;
· Принцип территориальной целостности государства гласит, что государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства, территория государства не должна быть объектом приобретения другим государства в результате угрозы силой или ее применения;
· Принцип самоопределения народов и наций декларирует безусловное уважение права каждого народна свободно выбирать пути и формы своего развития;
· Принцип сотрудничества гласит, что государства обязаны осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера, а также должны поддерживать международный мир и безопасность.
Из перечисленных принципов можно сделать вывод, что основная идея внешнеполитической деятельности государства - мирное сосуществование и обеспечение коллективной безопасности. Интенсивное взаимодействие человека с природой, его вмешательство в природную среду способствовали выдвижению на одно из первых мест в международных отношениях наряду с задачей предотвращения ядерной войны, сохранение среды обитания человека, что может быть достигнуто только совместными усилиями всех стран и народов, поэтому указанная проблема становится одним из аспектов международных отношений, который рассматривается в качестве дополнительного принципа.
Наименования международных актов:
- Трактат - многосторонний международный договор, устанавливающий взаимоотношения между его участниками по каким-либо политическим вопросам (например, Берлинский трактат 1878 года. Он был заключен государствами-участниками Берлинского конгресса и подтвердил независимость Черногории, Сербии и Румынии.)
- Договор - наиболее распространенное наименование различных соглашений между государствами с политических, экономических, культурных, социальных и других вопросов;
- Пакт - двусторонняя или многосторонняя сделка между государствами, заключают с какой-либо одной важной политической проблемы (например, Пакт о ненападении, Международный пакт о гражданских и политических правах)
- Соглашение - это межгосударственный договор, который подписывается обычно от имени правительства и, как правило, не подлежит ратификации
- Конвенция - международный договор, который заключается в какой-то специальной области с целого ряда вопросов (о режиме использования морских вод, по экологическим вопросам, в области охраны прав человека и т.п.);.
- Декларация - односторонний заявление одного или нескольких государств, в которой выражается ее (их) точка зрения на какую-либо одну важную проблему (например, Декларация прав человека 1948 p.)
- Конкордат - международный договор, одной из сторон которого выступает Ватикан, заключается с государствами, где национальной религией является католицизм, его предметом выступает состояние католической церкви в данной стране и ее отношения с папским престолом
- Картель - соглашение, чаще всего заключается по вопросам обмена военнопленными или выдачи преступников;
- «Модус вивенди» («способ существования») - соглашение временного характера, что впоследствии должна быть заменена другой, постоянной соглашением;
- Обмен нотами или памятными записками - обычная форма дипломатической переписки. В договорной практике иногда используется в качестве упрощенного способа заключения международных договоров, при котором соглашение оформляется путем обмена между сторонами документами, в одном из которых, как правило, воспроизводится текст другого и выражается согласие с его содержанием.
- Коммюнике - чаще всего этот документ включает в себя официальное сообщение международного характера (о начале, ходе и завершение сессий международных организаций или их органов, о ходе текущих военных действий и т.д.) и международным договором не является.
- Акт - это обозначение международного обязательства или одностороннего заявления торжественного и декларативного характера (например, Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года);
- Меморандум - дипломатический документ соответствующего государства, в котором подробно фиксируется фактическая сторона международного вопроса. Меморандум является формой одностороннего заявления государства и отличается от декларации тем, затрагивающей меньше важных проблем.
- Протокол - официальный документ вспомогательного характера, с помощью которого дополняется, уточняется международный договор.