Понятие и сущность политических режимов. €

Политический режим — это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Разновидность политических режимов зависит от:

1. Целей и задач, которые ставят перед собой господствующие классы и их партии. Политический курс – цель, а ПР – средство достижения цели.

2.Идеологической направленности господствующего класса.

3.Соотношения и остроты классовой борьбы.

4.Политического сознания людей и политической культуры.

5. От традиции, моральных принципов и нравственного поведения людей.

6.Зависит от типа, форм правления государства, необходимости его функционирования.

Типы политических режимов:

Роберт Даль с помощью двух критериев — конкурентности в борьбе за власть и степени вовлеченности граждан в управление — выделяет четыре идеальных типа политических режимов:

1) закрытая гегемония(практически отсутствует оппозиция, нет политической конкуренции или она весьма незначительна, пропорция населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве, мала)

2) открытая гегемония(маленькая конкуренция и большое участие населения)

3) соревновательная олигархия(система с большой степенью оппозиционности и конкуренции в сочетании с маленькой пропорцией участия)

4) полиархия(наличие значительной степени политической конкуренции и оппозиционности и большой пропорции населения, имеющего право участвовать в публичном соперничестве)

Существует и большое количество смешанных режимов, приближающихся к одному из данных идеальных типов.

Таким образом, в зависимости от задач политологического анализа можно выбрать одну из многих классификаций. Но все-таки наибольшее распространение получила типология политических режимов, предложенная американским ученым Хуаном Линцем, который выделил пять основных типов режимов. Данные режимы представляют собой идеальные типы и отличаются друг от друга по четырем главным характеристикам: по степени политической мобилизации граждан, уровню плюрализма, степеням идеологизации и конституционности власти лидера либо правящей группы.

1) демократический (народныйсуверенитет, т.е. первичным носителем власти выступает народ. Всякая власть от народа и делегируется им. Этот принцип не предполагает принятия политических решений непосредственно народом как, например, на референдуме. Он лишь предполагает, что все носители государственной власти свои властные функции получили благодаря народу, т.е. непосредственно путем выборов (депутаты парламента или президент) или косвенно через выбранных народом представителей; свободные выборы представителей власти; подчинение меньшинства большинству при строгом соблюдении прав меньшинства; реализацияпринципа разделения властей. Главная и естественная при демократии обязанность большинства — это уважение к оппозиции, ее праву на свободную критику и праву сменить, по итогам новых выборов, бывшее большинство у власти; конституционализми господство закона во всех сферах жизни)

2) авторитарный(власть носит неограниченный, неподконтрольный гражданам характери концентрируется в руках одного человека или группы лиц; опора(потенциальная или реальная) на силу. Авторитарный режим может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако, в принципе, он может позволить себе любые действия по отношению к гражданам с тем, чтобы принудить их к повиновению; монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Данное обстоятельство не исключает существования ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность строго регламентируется и контролируется властями; пополнение руководящих кадров осуществляется путем кооптации, а не предвыборной конкурентнойборьбы; отсутствуют конституционные механизмы преемственности и передачи власти; отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, и, прежде всего, в экономику); отсутствие руководящей, четко разработанной идеологии.

Виды авторитарных режимов:

1) Военно-бюрократический режим. Такой тип авторитаризма обычно возникает в виде военной диктатуры, но при дальнейшем политическом развитии все большая роль принадлежит разного рода гражданским профессионалам.

В правящей коалиции доминируют военные и бюрократы, отсутствует какая-либо интегрирующая идеология. Режим может быть и беспартийным, и многопартийным, но чаще всего существует одна проправительственная. Основная идеологическая цель режима — исключить независимое, неподконтрольное ему участие во власти определенных групп (чаще низших слоев, а также этнических, религиозных и культурных меньшинств), которые были вовлечены в политическую жизнь в предшествующий демократический период (если таковой был). Военных и бюрократов обычно объединяет страх перед революцией снизу, поэтому устранение влияния на общество радикально настроенных интеллектуалов представляется им необходимым условием его дальнейшего развития. Данную проблемную ситуацию режим разрешает с помощью насилия и/или закрытия доступа интеллектуалам в политическую сферу через избирательные каналы. Примерами военно-бюрократических режимов были:правление генерала Пиночета в Чили (1973-1990), военные хунты в Аргентине, Бразилии, Перу, Юго-Восточной Азии и т.д. Особенность военного режима в том, что посты в правящей элите занимают исходя из позиции в армейской иерархии. Формы военного правления — от личной диктатуры одного генерала или полковника до хунты.

2) Корпоративный авторитаризм. Режим корпоративно-авторитарного типа устанавливается в обществах с вполне развитым экономическим и социальным плюрализмом, где мобилизация граждан достигла необходимого уровня для их эффективного политического участия. Образцы корпоративного режима — правление Салазара в Португалии (1932-1968) с основанным им Новым государством, режим генерала Франко в Испании (после дототали-тарного периода). В Мексике президент Карденас провел перестройку Институционно-революционной партии, монопольно правившей многие десятилетия. Если раньше в партию входили только правительственные чиновники и политики, то изменение структуры (она была разделена на четыре сектора — рабочий, крестьянский, народный и военный) позволило ввести в нее массы для увеличения партийных рядов и более тесной связи элиты и граждан. Это, в свою очередь, укрепило основы политического режима.

3) Дототалитарный авторитаризм. Сложные тоталитарные структуры не могут быть созданы в короткие сроки (кроме крайних случаев дезорганизации общества после гражданских войн, оккупации и т.д.), следовательно, уместно говорить о дототалитарной стадии политического развития. К порядкам такого типа Линц относит фашистские мобилизационные режимы. Речь идет о государствах, где ранее была установленатДемократия, а после прихода к власти фашиствующих лидеров началась эволюция в тоталитарном направлении. Дототалитарный характеррежима

обусловливает ряд важных политических, социальных и культурных факторов; среди них: 1) довольно влиятельная политическая группа, ориентирующаяся на тоталитарную утопию, еще не укрепила свою власть и не институционализировала новую систему; 2) такие институты, как армия, церковь, группы интересов и т.д., сохраняя достаточную автономию, легитимность и эффективность, стремятся к ограничению плюрализма в свою пользу; 3) ситуация общественной неопределенности, когда одни ожидают, что прежние политические и социальные структуры сумеют поглотить тоталитарное движение, а другие сомневаются в успехе этого процесса. В ситуации такого рода протототалитарная партия, опирающаяся на массовые или военные организации, может постараться методом давления войти в правящую элиту, в которой ее лидеры (вместе с представителями иных партий) образуют оппозиционную или полулояльную к демократии коалицию. Подобным образом сформированные правительства ограничивают гражданские свободы, запрещают одни партии, нейтрализуют либо вбирают в себя парламентские фракции других и в результате создают одну, уже гораздо более сильную протототалитарную организацию. Именно относительно высокое влияние сторонников тоталитарного развития в данной новообразованной партии решает политический характер будущего режима.

4) Постколониальный авторитаризм.Постколониальный авторитаризм в виде однопартийных мобилизационных режимов возникает после обретения бывшими колониями независимости, создается снизу в обществах с низким уровнем экономического развития. Как правило, постколониальная независимость является таковой лишь в формально-юридическом плане. Основой для мобилизации широкой общественной поддержки новому режиму чаще всего становятся националистические лозунги защиты независимости, затмевающие любые внутренние распри и конфликты. Однако с обострением экономических проблем и активизации антисистемных оппозиционных сил заставляют правителей ограничить или вовсе ликвидировать эксперименты со свободным политическим соревнованием. Уровень политического участия граждан становится низким, что определяет слабость позиций лидеров таких государств, что проявляется в частых переворотах, убийствах правителей.

5) Расовая / этническая демократия. Это тип авторитарного режима, где политический процесс можно было бы назвать демократическим, поскольку к участию в нем допущено определенное расовое или этническое меньшинство, но другие подобные группы исключены из политики юридически или фактически, причем с использованием насилия. Такие режимы придают большое значение утопической идеологии, оправдывающей существующее положение вещей, что позволяет назвать их потенциально тоталитарными. Примером расовой демократии можно назвать бывший режим ЮАР с его идеологией апартеида. Эти режимы сближаются с демократическими, если судить по уровню политического участия и возможностям оппозиции правительству внутри конкретной группы. Но экономическое, социальное и культурное неравенство рас (или этносов), политика сегрегации при отрицании даже потенциальной консолидации, а значит, неизбежная поляризация общества, препятствуют становлению демократической полиэтничной политической системы.

3) тоталитарный(наличиеединственной массовой партии во главе с харизматическим лидером, а также фактическое слияние партийных и государственных структур; монополизацияи централизация власти, в рамках этого режима исчезает грань между политическими и неполитическими сферами жизни («страна как единый лагерь»). Вся жизнедеятельность, включая уровень частной, личной жизни, строго регламентируется, формирование органов власти на всех уровнях осуществляется через закрытые каналы, бюрократическим путем;единовластиеофициальной идеологии, которая посредством массированной и целенаправленной индоктринации (СМИ, обучение, пропаганда) навязывается обществу как единственно верный, истинный способ мышления. При этом упор делается не на индивидуальные, а на «соборные» ценности (государство, раса, нация, класс, клан); системафизического и психологического террора.

4) посттоталитарный(особый тип недемократического режима, возникающий как правило после смерти вождя-создателятоталитарного режима. Между посттоталитарным режимом и его предшественником существует органическая взаимосвязь и преемственность, выражающаяся в сохранении контроля единственной партии над государством, наследовании формально-правовых основ и т.п. К числу характерных признаков посттоталитарных режимов относятся: 1) отсутствие политического плюрализма; 2) появление элементов социального и экономического плюрализма; 3) сохранение официальной идеологии при сравнительном уменьшении идеологизированности; 4) некоторое ослабление мобилизации граждан через существующие институты, но при обеспечении необходимого уровня конформизма по отношению к режиму; 5) бюрократическое номенклатурное руководство, рекрутируемое из рядов правящей партии; 6) ослабление полицейских служб или их нейтрализация с помощью армии; 7) разрешение кризиса управления путем создания центра власти уже в виде коллективного, а не персонального руководства; 8) постепенный процесс детоталитаризации) К посттоталитарным относят порядки советского типа, например, постсталинский режим.

5) султанистский(политический режим, который наиболее близок абсолютной монархии. Это крайняя форма патриархального, родового господства султанов (деспотов, тиранов), которые узурпируют и персонифицируют всю власть в государстве. В султанистском режиме личное тесно переплетается с общественным, просматривается сильная тенденция к семейной династической власти и преемственности. Султаны по своему усмотрению казнят или милуют, приближают или отстраняют от себя подчиненных. Все индивиды, их группы или институты в любой момент могут стать объектами непредсказуемого деспотического вмешательства. Нет различий между государственной службой и служением правителю, успехи должностных лиц зависят личных отношений с деспотом. Отсутствует сколь-нибудь рациональная идеология, а султан абсолютно свободен в своих действиях и не ограничен ни законом, ни моралью, ни традицией. Нет и не может быть места для оппозиции или плюрализма)

Исторические формы политических режимов:

Так, в рабовладельческие времена выделяют деспотический, теократично-монархический, аристократический (олигархический) режим и режим рабовладельческой демократии; при феодализме – абсолютистский, феодально-демократический (для дворянства), клерикально-феодальный (в теократических монархиях), милитаристско-полицейский и режим «просвещенного» абсолютизма; при капитализме – буржуазно-демократический (конституционный), бонапартистский, военно-полицейский и фашистский режимы..

Наши рекомендации