Константинопольский папизм

В принятых на Критском соборе документах отчетливо присутствует и навязывается чуждая Православной Церкви идея константинопольского папизма.

· В Окружном послании Константинопольский патриарх именуется Его Божественным Всесвятейшеством Вселенским Патриархом, в то время как остальные патриархи названы Блаженнейшими Предстоятелями Святейших Православных Церквей. Получается, что сан Константинопольского патриарха как Божественного Всесвятейшего выше сана остальных «святейших» предстоятелей Поместных Церквей. В этом же послании указаны только 14 Автокефальных Церквей, признанных Константинополем, без Американской Православной Церкви, которой Церковь Русская в 1970 г. предоставила автокефалию. Получается, что Константинопольский Патриархат игнорирует решения других Поместных Церквей.

· В Послании православным людям предлагается учредить Святой и Великий Собор в качестве регулярно действующего института – вместо соборности продвигается новый глобальный управленческий орган (транснациональный Синод) во главе с Константинопольским патриархом, которому предлагается фактически подчинить другие Поместные Церкви.

· В документе «Отношение Православной Церкви с остальным христианским миром» рекламируется экуменизм как важнейшая апостольская задача, вопреки завету апостола Павла отвращаться еретиков после попытки их вразумления (см.: Тит. 3, 10). В случае выхода Поместной Церкви из экуменического диалога предписывается обращаться к Константинополю, в чьих руках оказывается выработка дальнейшего консенсуса. Получается, что КП наделяется правом верховного арбитра.

· В документе «Автономия и способ ее провозглашения» в нескольких местах всем Поместным Церквам предписывается уведомлять Константинополь и обращаться к нему как к судье первой инстанции.

· В документе «Православная диаспора» председательство на епископских собраниях предоставляется исключительно представителю КП, вне зависимости от старшинства епископов или размеров диаспоры.

Титул «вселенский» (в греческом оригинале «экуменический») у архиепископа Константинополя появился только после IV Вселенского Собора в силу политических изменений в Римской империи и означал юрисдикцию патриарха во всей тогдашней ойкумене – православной Византийской империи. После падения Константинополя в 1453 году этот титул на оккупированной турками территории потерял первоначальный смысл. Его использование если и уместно, то только для патриарха нового православного царства – Святой Руси.

Совершенно недопустимо трактовать исторический титул патриарха Константинопольского как вселенскую юрисдикцию или особые полномочия над другими Поместными Церквами. Православные патриархи во второй половине первого тысячелетия нередко молчали, когда Римский папа свой авторитет чести стал трактовать как первенство власти. Со временем это привело к Великому расколу в 1054 г. – отпадению католицизма от Православия. Если мы будем молчать и соглашаться на папские притязания одного из патриархов – Константинопольского, который подпал под влияние определенных политических сил еще при патриархе Мелетии (Метаксакисе), то в результате Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь может оказаться под чуждым влиянием и лишиться единства (раскол), соборности (папизм) и чистоты апостольского вероучения.

В связи с этим считаем правильными следующие меры:

А. Отказ от участия в предложенном Критским собором формате межправославного взаимодействия, фактически попирающем свободу Поместных Церквей в самостоятельном принятии важнейших решений. Призыв к Поместным Церквам к принятию только таких форматов их взаимодействия, которые были бы основаны на позициях, ранее занятых Церквами по различным вопросам, и предполагали руководство со стороны всех Предстоятелей при отсутствии первенства власти. Руководство различными межправославными органами должно быть избираемым на основе компетенций или ротируемым.

Б. Осуждение любого «первенства власти» в отношениях между Церквами и правящими епископами как противоречащего каноническому праву Православной Церкви и духу Православия.

В. Отказ от употребления в Русской Православной Церкви титула «Вселенский Патриарх».

Наши рекомендации