Специфика властных отношений в Российской Федерации и их эволюция в современных условиях.
Правовая и политическая характеристика сущности и особенностей власти в современной России содержится в Конституции Российской Федерации. В ст. 3 гл. 1 Конституции Российской Федерации говорится:
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных
полномочий преследуются по федеральному закону.
Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ” в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, в необходимых случаях вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, незамедлительно извещая об этом Совет Федерации и Государственную Думу; издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ.
Как явствует из текста Конституции РФ, президент не включен в какую-либо ветвь власти, но он наделен большими полномочиями, позволяющими воздействовать на них.
Так, Президент РФ назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Кроме того, в необходимых случаях президент выступает в роли арбитра — может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения -он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Суперпрезидентский характер республиканской формы правления в современной России проявляется также в весьма сложной процедуре отрешения президента от должности (см. ст. 92 и 93).
Что касается полномочий законодательной власти, то они весьма скромны. Так, согласно ст. 102, к ведению Совета Федерации относятся следующие вопросы: утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указов президента о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение, Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. [c.180]
К ведению Государственной Думы, согласно ст. 103 Конституции.относятся: дача согласия Президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии, выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Что касается структур исполнительной власти, и прежде всего правительства, то они чрезвычайно громоздки. Велико число не только министерств и ведомств, но и разных совещательных органов, которые вырабатывают всевозможные рекомендации, но ни за что не отвечают. На всех уровнях исполнительной вертикали власти п
9.Социально-классовая структура общества и политические интересы.
Политические интересы как движущая сила развития и динамики политико-властных отношений характеризуются рядом особенностей. Они: во-первых, находятся в области политики и связаны прямо или косвенно с механизмом и способом осуществления политической властив обществе: во-вторых, зреют в материальных отношениях, в экономическомбазисеобщества, но при этом играют активную роль по отношению к нему; в-третьих, обладают относительной самостоятельностью: совокупный государственный интерес может не совпадать с политическими интересами личности, социальной группы, этноса и т.д.; в-четвертых, являются исходным фактором обоснования политики, основной научного управления и руководства социальными процессами; в-пятых, всегда имеют национальную окраску, поскольку нации являются субъектами политики, а национальные отношения – элемент отношений политических; в-шестых, имеют своеобразную модель функционирования, включающую стадию институционализации в определенных политических структурах и иерархиях. Отсюда целесообразно рассмотреть вопросы о социальной природе политической (государственной) власти. В социологической науке существует два подхода к изучению социальной структуры: классовыйи стратификационный. С позиций первого, присущего в основном марксистскому обществоведению, центральное место в социальной структуре занимают классы, обусловленные общественным разделением труда и производственными отношениями. Согласно марксизму, классы - это большие группы людей, которые отличаются друг от друга по их месту в исторически определенной системе общественного производства; по отношению к средствам производства (т.е. по формам собственности); по роли в общественной организации труда (т.е. по характеру и содержанию труда); по способу получения и размерам дохода и по возможности одной группы людей присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в общественном хозяйстве. В западной социологической науке классовому подходу противопоставляется теория “социальной стратификации”, которая исходит из того, что экономические, производственные отношения не являются главной и единственной предпосылкой социальной дифференциации. В обществе существует бесчисленное множество “страт” (групп людей), объединенных каким-либо общим социальным признаком (не только имущественным, но и профессиональным, уровнем образования, доступом и объемом власти, стилем жизни и т.д.). Эти статусно-дифференци-
рованные группы располагаются на “иерархической лестнице”, т.е. имеют более высокое и более низкое социальное положение Такого рода неравенство носит объективный характер и обусловливается, с одной стороны, “генетически”, тем, что уже сама природа генерирует людей исходно неравными друг другу физически, умственно и т.д. С другой - разной общественной значимостью и ценностью тех социальных ролей и функций, которые люди играют в общественном
воспроизводстве. Различная оценка этих ролей и видов деятельности порождает неравное распределение между людьми наград и привилегий - одних “социальный лифт” поднимает наверх, других опускает вниз. В анализе социальной структуры общества очень важным является выяснение вопроса о социальной мобильности, т.е. информация о том, кто из каких групп и в какие перемещается, насколько эти перемещения интенсивны или, напротив, затруднены. Различают два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную. Первая подразделяется на два подвида: восходящую, принимающую форму “социального карьеризма” ( человек из низов взбирается на самый верх социальной лестницы), и нисходящую, принимающую форму деклассирования, конечным пунктом которого выступает люмпенство (человек опускается на самое дно, превращается в нищего или бомжа).