Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота

АБСЕНТЕИЗМ(лат. absens (absentis) отсутствие) - уклонение от политического участия, политическая апатия. Серьёзной причиной, обуславливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. ЦЕНЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — условия, которые необходимы для получения избирательного права. Буржуазные конституции вводят различные цензы. Во многих буржуазных странах существует ценз оседлости, т. е. избирательное право предоставляется только тем лицам, которые прожили определенный срок в одном и том же месте. Ценз оседлости направлен против рабочих, которые в условиях капитализма и присущей ему безработицы вынуждены менять местожительство в поисках работы. В особенности он бьет по сезонным и сельскохозяйственным рабочим, лишая их права участия в выборах. Так, в одном лишь штате. Некоторые буржуазные конституции требуют наличия известного образования для пользования избирательным правом. Массы молодежи лишаются права участия в выборах по возрастному цензу.Возрастной ценз, т. е. достижение определенного возраста, как необходимое условие для того, чтобы получить право выбирать, устанавливается в разных странах различный. Еще более высокий возрастной ценз устанавливается для права быть избранным в парламент и особенно для выборов в верхнюю палату парламента. Все цензы устанавливаются в буржуазных странах для того, чтобы ограничить избирательное право широких масс. Избирательная квота — это наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.

БИЛЕТ 6

11. Политические взгляды Джона Локка

Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал поня­тия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собствен­ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством. Не обеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и; судебную власть он относил к исполнительной. Госу­дарство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота - student2.ru 12. Избирательные системы, мажоритарная, пропорциональная, смешенная избир система, референдум

Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные долж­ности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспо­собные и эффективные органы власти.

Существует дваосновных типа избирательных систем: мажори­тарная (альтернативная) ипропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких манда­тов не получают. В зависимости от того, какое большинство тре­буется, мажоритарные избирательные системы делятся на систе­мыабсолютного большинства, которые чаще используются на пре­зидентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системыотносительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои силь­ные и слабые стороны. К числудостоинств мажоритарной систе­мы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчи­вых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депута­ты непосредственно избираются гражданами определенного окру­га и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, луч­ше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная изби­рательная система имеет и ряд существенныхнедостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избира­телей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в изби­рательных округах сторонников различных партий.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная систе­ма достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разде­ляя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать со­перников, особенно при близости их программ, не на поиск пози­тивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократи­ческого строя.

Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота - student2.ru На преодоление этих и некоторых дру­гих недостатков мажоритарной систе­мы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, по­лученным партиями или избирательными коалициями. Главноедо­стоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избира­телей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общест­ва, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенныене­достатки. Важнейший из них — относительно меньшая ста­бильность правительства. Характерное для этой системы широ­кое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь ус­тойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпар­тийной коалиции, отличается большей эклектичностью и мень­шей последовательностью.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей. Однако возможность та­кого рода действий зависит от характера внутрипартийных отно­шений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных видасписков дляголосования: жест­кие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты полу­чают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обяза­тельно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный спи­сок, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота - student2.ru Многие страны, стремясь максимально исполь­зовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, при­меняютсмешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна по­ловина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорцио­нальной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, пар­тии «зеленых» и др.) используютконсенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в по­рядке собственных предпочтений.

Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота - student2.ru Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосред­ственно влияют на характер партийных систем и всю избиратель­ную кампанию.

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них являет­ся институт референдума. Он предусматривает решение наибо­лее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой ста­тус и обязательны для исполнения всеми государственными ор­ганами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, осо­бенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности пар­ламента.

В разных странах имеются существенные расхождения в об­ласти права инициирования референдума. В одних государствах инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других— и президент, в третьих — непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы референдум состоял­ся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населе­ния. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены.

БИЛЕТ 7

Наши рекомендации