Абсентеизм, избирательный ценз и избирательная квота
АБСЕНТЕИЗМ(лат. absens (absentis) отсутствие) - уклонение от политического участия, политическая апатия. Серьёзной причиной, обуславливающей А., является доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых норм культуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками "своей" субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов может также вести к утрате интереса к политике. Способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики. Политическая апатия обусловлена чувством собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверием к политическим институтам, неверием в возможность влиять на процесс выработки и принятия решений. А. может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-л. социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. ЦЕНЗ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ — условия, которые необходимы для получения избирательного права. Буржуазные конституции вводят различные цензы. Во многих буржуазных странах существует ценз оседлости, т. е. избирательное право предоставляется только тем лицам, которые прожили определенный срок в одном и том же месте. Ценз оседлости направлен против рабочих, которые в условиях капитализма и присущей ему безработицы вынуждены менять местожительство в поисках работы. В особенности он бьет по сезонным и сельскохозяйственным рабочим, лишая их права участия в выборах. Так, в одном лишь штате. Некоторые буржуазные конституции требуют наличия известного образования для пользования избирательным правом. Массы молодежи лишаются права участия в выборах по возрастному цензу.Возрастной ценз, т. е. достижение определенного возраста, как необходимое условие для того, чтобы получить право выбирать, устанавливается в разных странах различный. Еще более высокий возрастной ценз устанавливается для права быть избранным в парламент и особенно для выборов в верхнюю палату парламента. Все цензы устанавливаются в буржуазных странах для того, чтобы ограничить избирательное право широких масс. Избирательная квота — это наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата.
БИЛЕТ 6
11. Политические взгляды Джона Локка
Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством. Не обеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.
Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и; судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.
12. Избирательные системы, мажоритарная, пропорциональная, смешенная избир система, референдум
Избирательный процесс осуществляется по определенным правовым нормам, правилам, содержащимся в конституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные должности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспособные и эффективные органы власти.
Существует дваосновных типа избирательных систем: мажоритарная (альтернативная) ипропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких мандатов не получают. В зависимости от того, какое большинство требуется, мажоритарные избирательные системы делятся на системыабсолютного большинства, которые чаще используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системыотносительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои сильные и слабые стороны. К числудостоинств мажоритарной системы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчивых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депутаты непосредственно избираются гражданами определенного округа и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, лучше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.
Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная избирательная система имеет и ряд существенныхнедостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избирателей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в избирательных округах сторонников различных партий.
В условиях остроконфликтного общества мажоритарная система достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разделяя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать соперников, особенно при близости их программ, не на поиск позитивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократического строя.
На преодоление этих и некоторых других недостатков мажоритарной системы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, полученным партиями или избирательными коалициями. Главноедостоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Однако пропорциональная система имеет и определенныенедостатки. Важнейший из них — относительно меньшая стабильность правительства. Характерное для этой системы широкое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь устойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпартийной коалиции, отличается большей эклектичностью и меньшей последовательностью.
К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от позиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руководствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в партийные списки и непопулярных людей. Однако возможность такого рода действий зависит от характера внутрипартийных отношений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.
Существуют три основных видасписков дляголосования: жесткие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты получают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обязательно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный список, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.
Многие страны, стремясь максимально использовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, применяютсмешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорциональной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.
В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используютконсенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосредственно влияют на характер партийных систем и всю избирательную кампанию.
Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них является институт референдума. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности парламента.
В разных странах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума. В одних государствах инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других— и президент, в третьих — непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены.
БИЛЕТ 7