Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето

БИЛЕТ 1

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето— концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образова­ние, опыт, способности, богатство и т.д., развитые общества обязательно включали возможность выдвижения наиболее способных представителей народа. Механизмы этого выдвижения самые различные.представителем теории элиты был Гаэтано Моска (1854—1941). Он анализировал политическое господство на основе организационного подхода. «…согласованно и единообразно действующие люди победят тысячу человек, между которыми нет согласия…». Доступ в политический класс предполагает наличие особых качеств и способностей. Например, в первобытном обществе ценилась военная доблесть и отвага, позже деньги и богатства. Он отмечал две тенденции в развитии правящего класса: стремление представителей данного класса сделать свои функции и привилегии наследственными, а с другой стороны — стремление новых сил сменить старые. Если преобладает первая тенденция(аристократическая), то правящий класс становится закрытым и происходит стагнация общества. В зависимости от принципа передачи политической власти, Г. Моска выделял автократический и либеральный типы управления. При первом власть передается сверху вниз, а при втором — делегируется снизу вверх.

Вильфредо Парето (1848—1923) придерживался несколько других взглядов в вопросе формирования и обоснования теории элиты. Он говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. В. Парето называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных преемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем.

Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая — далека от непосредственного принятия властных решений.

БИЛЕТ 2

Теория борьбы рас Ф.Ницше

В европейской культуре второй половины XIX — первой половины XX веков расовые теории занимают видное место. Им отдали дань Рихард Вагнер и Фридрих Ницше. Единой расовой теории как таковой не существует: авторов различных расовых теорий объединяет только убеждение в объективном существовании человеческих рас и решающем влиянии расовых различий на важнейшие стороны жизни человека.

Главная идея учения Ницше — сильному мораль не нужна. Она нужна слабому. Сильный должен быть вне морали. Мораль рабов, как угнетенных, уступает место морали хозяев, господ. И если в ранних сочинениях идеал сверхчеловека носит черты эстетическо-аристократического гения-творца (эллинского типа), то с течением времени он обретает грубые черты и ярко выраженные расистские признаки. Главной ценностью становится воля к власти. Такой человек без излишних сантиментов способен расправиться с рабами, жаждущими получить свои права. «Падающего подтолкни», —говорит Ницше в «Антихристианине». В своем учении Ницше слишком откровенно раскрывает помыслы и мотивы деятельности буржуа, расставляет акценты их безнравственности так, что даже они сами испугались своего портрета. С моралью сочувствия он ведет беспощадную войну, нападает на изнеженность, эмоциональность, духовную стадность и равенство демократизма, мелочного торгашества. Он воспевает сильного человека, которого можно воспитать суровой, жесткой, насильственной дисциплиной. Он — за кастовую мораль. Любое отступление господ от своей твердой позиции по отношению к рабам уже ведет к ослаблению жизнеспособности, к упадку, декадансу, ухудшению расы, породы. Жизнеспособность, раса, здоровые и нездоровые инстинкты — эти биологические понятия широко входят в этику Ницше. Ницше показывает глубокую пропасть в противоречивой природе и сущности человека как морального существа. Он призывает быть сильным и не сдаваться ни при каких обстоятельствах, бороться, во что бы то ни стало. Он против ханжества, лицемерия, фальши в человеческих отношениях. Нравственность подлинная основывается на искренности, открытости, желании по-настоящему помочь, а не погубить слащавым отношением и временной иллюзорной поддержкой. Если эти положения его морали можно принять, то к антигуманным призывам, которые были позднее взяты на вооружение фашизмом, следует отнестись критически. Анализ этических учений в период Новой и Новейшей истории свидетельствует, что они изменялись в своем содержании в зависимости от этапов эволюции самой индустриальной цивилизации.

БИЛЕТ 3

БИЛЕТ 4

БИЛЕТ 5

БИЛЕТ 6

11. Политические взгляды Джона Локка

Джон Локк более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конститу­ционализм — основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал поня­тия "личность", "общество", "государство". Локк считал, что го­сударство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчи­няется личности. Правительству передается лишь часть прав личности, которая определяется отношением человека к собствен­ности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством. Не обеспечение названной функции делает правительство незаконным и дает гражданам право на сопротивление.

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и; судебную власть он относил к исполнительной. Госу­дарство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето - student2.ru 12. Избирательные системы, мажоритарная, пропорциональная, смешенная избир система, референдум

Избирательный процесс осуществля­ется по определенным правовым нор­мам, правилам, содержащимся в кон­ституции и избирательном законе. Главным регулятором выборов является избирательная система, определяющая общие принципы организации выборов, а также способы перевода голосов избирателей в мандаты, властные долж­ности. Главное назначение избирательной системы — обеспечить представительство воли народа, а также сформировать жизнеспо­собные и эффективные органы власти.

Существует дваосновных типа избирательных систем: мажори­тарная (альтернативная) ипропорциональная (представительная). При мажоритарной, системе для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов никаких манда­тов не получают. В зависимости от того, какое большинство тре­буется, мажоритарные избирательные системы делятся на систе­мыабсолютного большинства, которые чаще используются на пре­зидентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум 50 % плюс один голос), и системыотносительного большинства, где для победы достаточно хотя бы на немного опередить других претендентов. Каждая из основных избирательных систем имеет свои силь­ные и слабые стороны. К числудостоинств мажоритарной систе­мы обычно относят: 1) сравнительную легкость формирования правительства и его большую стабильность. 2) формирование устойчи­вых связей между избирателями и депутатами. Поскольку депута­ты непосредственно избираются гражданами определенного окру­га и обычно рассчитывают на свое переизбрание, то они больше ориентируются на свой электорат, который, в свою очередь, луч­ше знает депутатов, чем при их избрании в общем партийном списке при пропорциональной системе.

Наряду с определенными достоинствами, мажоритарная изби­рательная система имеет и ряд существенныхнедостатков. Она во многом искажает реальную картину предпочтений и волю избира­телей. При ней возможна ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одержит победу над партией, получившей в целом по стране большинство голосов. Это может быть достигнуто за счет различной степени концентрации в изби­рательных округах сторонников различных партий.

В условиях остроконфликтного общества мажоритарная систе­ма достаточно опасна для демократии, поскольку полярно разде­ляя и противопоставляя кандидатов, она может ориентировать со­перников, особенно при близости их программ, не на поиск пози­тивного решения общественных проблем, а на критику и прямое очернение противника, разжигание атмосферы ненависти. Это может привести к политической поляризации общества, забвению демократических правил игры и разрушению самого демократи­ческого строя.

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето - student2.ru На преодоление этих и некоторых дру­гих недостатков мажоритарной систе­мы претендует пропорциональная избирательная система. Ее суть состоит в распределении мандатов пропорционально голосам, по­лученным партиями или избирательными коалициями. Главноедо­стоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избира­телей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общест­ва, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Однако пропорциональная система имеет и определенныене­достатки. Важнейший из них — относительно меньшая ста­бильность правительства. Характерное для этой системы широ­кое представительство в парламенте различных политических сил очень часто не позволяет какой-нибудь одной партии иметь ус­тойчивое большинство и побуждает к образованию коалиций. Кроме того, политика правительства, сформированного на базе межпар­тийной коалиции, отличается большей эклектичностью и мень­шей последовательностью.

К недостаткам пропорциональной системы нередко относят и непосредственную зависимость выдвижения депутатов от по­зиций партийного аппарата, бюрократии, которая может, руко­водствуясь своими узкогрупповыми интересами, включать в пар­тийные списки и непопулярных людей. Однако возможность та­кого рода действий зависит от характера внутрипартийных отно­шений. В партиях с развитой внутрипартийной демократией она минимальна. Кроме того, предотвращение вхождения в состав выборных органов непопулярных людей зависит от принятой в стране разновидности списков для голосования.

Существуют три основных видасписков дляголосования: жест­кие списки, когда голосуют за партию в целом и кандидаты полу­чают мандаты в той последовательности, в которой они представлены в партийных списках; полужесткие — в этом случае обяза­тельно мандат получает кандидат, возглавляющий партийный спи­сок, распределение же остальных полученных партией мандатов осуществляется в зависимости от полученных кандидатом голосов (преференций); свободные — распределение всех депутатских мест происходит в соответствии с преференциями избирателей.

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето - student2.ru Многие страны, стремясь максимально исполь­зовать достоинства каждой из них и смягчить их недостатки, при­меняютсмешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна по­ловина депутатов бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая половина — по пропорцио­нальной системе. Подобная избирательная система использовалась и в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995 гг.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, пар­тии «зеленых» и др.) используютконсенсуснуго систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в по­рядке собственных предпочтений.

Теория элит Гаэтано Моска и Вильфредо Парето - student2.ru Ориентируя субъектов политики на определенный порядок борьбы за власть, различные избирательные системы непосред­ственно влияют на характер партийных систем и всю избиратель­ную кампанию.

Разнообразные республиканские и монархические формы государства не исчерпывают всех механизмов правления. Одним из них являет­ся институт референдума. Он предусматривает решение наибо­лее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой ста­тус и обязательны для исполнения всеми государственными ор­ганами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, осо­бенно на местном уровне, хотя в целом он имеет подчиненное значение по отношению к законотворческой деятельности пар­ламента.

В разных странах имеются существенные расхождения в об­ласти права инициирования референдума. В одних государствах инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других— и президент, в третьих — непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тысяч подписей. Для того чтобы референдум состоял­ся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населе­ния. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены.

БИЛЕТ 7

БИЛЕТ 8

БИЛЕТ 9

Избирательная система РБ.

В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент РБ избираются непосредственно избирателями РБ. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане РБ достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане признанные судом недееспособными и лица содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица в отношении которых в порядке установленном уголовно-процессуальным законодательством избрана мера пресечения - заключение под стражу. Глава государства - Президент РБ избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин РБ по рождению не моложе 35 лет обладающий избирательным правом и проживающий на территории РБ не менее 10 лет предшествующих выборам в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков на которые может избираться Президентом РБ одно и то же лицо законом не ограничивается. Парламент РБ - Национальное собрание РБ - состоит из двух палат. Нижняя палата Парламента - Палата представителей - состоит из 110 депутатов избираемых гражданами РБ сроком на четыре года. Кандидатом в депутаты может стать достигший 21 года гражданин РБ постоянно проживающий на территории государства. Верхняя палата Парламента - Совет Республики - является органом территориального представительства и состоит из 64 членов 56 из которых избираются на 4-летний срок на основе косвенного избирательного права депутатами местных Советов депутатов РБ от шести областей и города Минска; 8 членов Совета Республики на такой же срок назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин РБ достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области города Минска не менее пяти лет. Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин РБ достигший 18 лет проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета.

БИЛЕТ 10

БИЛЕТ 11

21. Религиозное и политическое движение Реформации.

Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие слои оппозиции – масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти группы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.

Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны "оправдываться одною верой" без посреднической роли духовенства в "спасении" верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.

У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.

БИЛЕТ 12

23. Политическая мысль в Средние века.

- ее богословская трактовка.Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстведуховногомиранадматериальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм. Успешно превратив утонченные идеалы философов в легкоусваиваемые догматы, христианство стало господствующей религией в средневековой Европе, наложив свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и политической. Но развитие знаний о политике не остановилось. Один из основоположников христианской политической теории - Аврелий Августин (354-430 г.г.), епископ Гиппонский (Северная Африка). В своем основном трактате "О граде Божьем'', написанном под впечатлением о взятии Рима ордами Алариха в 410 г, Августин выдвинул учение о двух градах - божественном и человеческом. Разделив мир на "град небесный'' (происходящий от Авеля), природа которого божественна и вечна, и "град земной" (происходящий от Каина), Августин видит их неизбежное взаимодействие. Сводя воедино священную и мировую историю, он ставит проблему обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и Человека. Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Специфика томисткой онтологии (учение о бытии} - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

БИЛЕТ 13

25. Проект идеального государства Платона.

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», наиболее известное произведение Платона, «Законы» и диалог «Политик». «Государство» описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная - монархия, незаконная - тирания; Власть немногих: законная - аристократия, незаконная - олигархия; Власть большинства: законная - демократия, незаконная - охлократия. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими являются мудрость, мужественность и рассудительность. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители.

Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. И поэтому оно возлагается на государство. Воспитание включает в себя гимнастические и мусические (духовные) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания - калокагатия, который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.

Опорой власти и порядка будут воины-стражи. Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины.

Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей.

Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей он оставляет на долю властей идеального государства. При этом брак отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам. Детей же, слабых изымают из жизни государства.

Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов. Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. Причём счастье прекрасного целого - это не обычное человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››.

БИЛЕТ 14

Политическая мысль Греции

Политические проблемы обсуждаются во многих произведениях поэтов и мыслителей доклассической Греции – от размышлений Гомера о царском сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и законодателя Солона (ок. 600 г. до н.э.). Тем не менее лишь в середине V в. до н.э. такие софисты (sophists), как Протагор и Антифон, ввели в оборот систематическую политическую теорию, основанную на разумном доказательстве. При этом их главными заботами были исследование связи между "природой" (nature) и "обычаем" и вопрос: идет ли на пользу индивиду подчинение законам государства и обычаям?Большой вклад в разработку методов политического анализа внес Сократ (Socrates), а греческое политическое мышление в целом достигло кульминации в IV в. до н.э. в работах радикального идеалиста Платона (Plato) и более консервативного и прагматичного Аристотеля (Aristotle). Несколько конкретных исторических предпосылок помогают понять причину сравнительно короткого периода процветания систематической и практической политической мысли в Греции. К середине V в. независимый город-государство, иначе называемый "полис" (откуда происходит наше слово "политика"), упрочил свое положение как базовой единицы политической организации Греции

Образцами расцвета политической мысли Древней Греции и Древнего Рима могут служить известные политические теории Платона, Аристотеля, Цицерона. Они стали основой для развития политической науки.

Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими являются мудрость, мужественность и рассудительность. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители.

БИЛЕТ 15

29. Основатель древнекитайской философии –Конфуций.

Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Конфуций объявлял власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости В основу социального устройства ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета.конфуцианство являлось в Китае официальной государственной идеологией. Конфуций, один из великих мудрецов древности, является своего рода символом. Китая, его культуры, философской мысли Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая (час гично это касается и их соседей - японцев, корейцев, вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни Для дальневосточной цивилизации. Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране Для тою чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаям и порядкам Но сделать это нужно сознательно каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга. Главным для Конфуция во взаимоотношениях государства с народом являлось умение сохранить доверие народа. Иначе государству не устоять. Понятие "ли" подразумевало не только правила благопристойности в самом широком смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить государством, как критерий практических действий, как раскрытие существа формулы Конфуция: "Управлять - значит поступать правильно". Оно вошло в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных.Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение, получившее название конфуцианства. "Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеке .Он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично".

БИЛЕТ 16

31. Учение Конфуция, Мо Цзы, ЛаоЦзы и легистов в Китае.

Конфуций выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание, доверие. В ритуале он видит средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Так, взаимность в общении правителя и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю. Политические отношения подчинял нравственным ценностям. Основной принцип его социальной этики - человек живет не для себя, а для общества. Основополагающей политической установкой является порядок. Он возможен при наличии четырех добродетелей - вежливости, точности, человечности и справедливости. Полагал, что аналогом социальной жизни является семья. Правитель должен относиться к подчиненным, как отец к сыну. Управлять страной должны люди благородные. Отличие благородного человека в том, что он руководствуется принципом правды.Мо Цзы. специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения. Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". ЛаоЦзы Главная добродетель — воздержание. «Для того чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего.

БИЛЕТ 17

Разделение властей в РБ

Особенностью функционирования исполнительной власти в Республике Беларусь является наличие "президентской вертикали".

. К таковым относят:

- статус Президента в качестве Главы государства. Фактически он является и главой исполнительной власти;

- избрание непосредственно народом;

- назначение Президентом на должность и освобождение от должности главы Правительства и министров (по согласованию с Советом Министров);

- ответственность Правительства перед Президентом;

- право Президента председательствовать на заседаниях Правительства;

- право Президента распускать палаты парламента.

В политическом управлении различают уровни структуры исполнительной власти - республиканский и местный.

Правительство - Совет Министров Республики Беларусь, в структуру которого включены министерства, государственные комитеты, является центральным (республиканским) органом государственного управления. Администрация Президента Республики Беларусь, является центральным (республиканским) органом политического управления. К структурам политического управления относят также консультативные и иные органы управления, формируемые и осуществляющие свою деятельность при Президенте Республики Беларусь.

Местный уровень структуры исполнительной власти включает исполнительные комитеты (исполкомы) областного, городского, районного подчинения.

Процессы государственного строительства в сфере законодательства реализует представительный и законодательный орган - Национальное собрание Республики Беларусь (Парламент), состоящий из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики - на республиканском уровне, а также Советы депутатов - на областном, городском, районном уровнях. Функции парламентаризма:

1. Функция осуществления государственной власти означает делегирование Национальному собранию Республики Беларусь законодательных полномочий на принятие актов высшей юридической силы, издание декретов, имеющих силу закона от имени народа как единственного источника государственной власти и носителя суверенитета.

2. Функция представительства политических интересов белорусского народа реализуется путем проведения выборов в палаты белорусского Парламента.

3. Функция нормотворчества (законотворчества).

4. Функция легитимации основана на соблюдении в деятельности Парламента основных принципов, которые составляют степень доверия институту парламентаризма со стороны белорусского общества.

5. Функция информационного обеспечения. Поскольку Парламент является представительным органом государственной власти, его деятельность базируется на информированности граждан о работе палат Национального собрания, их органов и должностных лиц, а также принимаемых ими решениях, фактах и явлениях, на которых основаны эти решения.

6. Функция политического контроля. В условиях разделения государственной власти Парламент в Республике Беларусь может контролировать деятельность иных государственных органов, которым переданы властные полномочия. При этом Парламент сам контролируется через различные политические институты.

Судебная власть в Республике Беларусь призвана самостоятельно и независимо осуществлять правосудие на основе и в порядке, предусмотренном законом. Территориально-государственная организация Республики Беларусь обусловливает построение и функционирование унитарной (единой) системы судебных органов, среди которых выделяют суды общей юрисдикции (Верховный суд Республики Беларусь, областные суды, Минский городской суд, городские суды, районные суды, военные суды), централизованные или хозяйственные суды (Высший Хозяйственный суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, Хозяйственный суд г. Минска, хозяйственные суды районов), Конституционный суд и Международный арбитражный суд.

Суды не должны подчиняться как законодательной, так и исполнительной власти и должны обладать беспристрастностью и независимостью.

Важнейшее направление современного этапа государственного строительства в Республике Беларусь связано со становлением управления на местах, передачей части управленческих функций со <

Наши рекомендации