Понятие и значение избирательного процесса. Избирательная система и ее типы.
Политический процесс –это целая цепь политических событий и состоящий ,которые изменяются в результате взаимодействия субъектов политики.
Избирательное право в объективном смысле - один из институтов конституционного права. Это система конституционно-правовых норм, которые определяют круг лиц, имеющих право избирать или быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующих в референдуме. А так же эта система норм, которая определяет порядок организации и проведения референдумов и выборов в РФ. Избирательное право в субъективном смысле, выражается в предоставлении каждому гражданину РФ возможности участия в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также в голосовании на референдуме и включая в свое содержание два элемента:
1. Пассивное избирательное право - право быть избранным на выборные должности.
2. Активное избирательное право - право избирать в органы государства и участвовать в голосовании на референдуме. Возрастной ценз активного и пассивного избирательного права существенно различается. Согласно Конституции РФ право избирать возникает у граждан с 18 лет. Конституция РФ. 1993 г. - ст.60.
Мажоритарная система имеет две разновидности- абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства побеждает кандидат, за которого проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в выборах, то есть 50% + 1 голос. В случае если победитель не выявлен, проводится второй тур выборов, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом туре. При мажоритарной системе относительного большинства победа отдается кандидату, набравшему голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если его поддержали менее половины пришедших на избирательные участки. Начало практики проведения регулярных выборов с участием неуклонно расширявшегося круга избирателей было связано с применением мажоритарной системы как наиболее последовательно выражающей идею большинства. Однако в неблагоприятные условия мажоритарная система ставит мелкие партии, им трудно провести кандидатов в выборные органы общенационального уровня. Отданные за них голоса часто «пропадают», и избиратели, зная это, заранее ориентируются на партии, реально способные победить. В результате отдельные группы населения лишаются в законодательном собрании представительства или оно оказывается крайне незначительным. Таким образом, мажоритарная система «поощряет» крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения; уступающие по численности электората относительно небольшие партии оказываются устойчивыми, если их поддерживают этнические, конфессиональные меньшинства, избиратели с постоянными идеологическими предпочтениями, региональными ориентациями. Преимущество же мажоритарной системы состоит в том, что, усиливая сильные партии, она позволяет создавать стабильные правительства, опирающиеся на прочное большинство в парламенте.
Избирательный система:
· Мажоритарная(страна делится на избирательные округа; голосование за личность; кандидат с большим числом голосов)
· смешанная
· пропорциональная(страна представляет собой единый избирательный округ;
· -голосование за полит.партию;
Меньше голосов - меньше мест в гос. Думе.
Выбору в Гос. Думу –пропорциональная.
Президент – мажоритарная.
Пропорциональная –голосование по партийным спискам.
Мажоритарная- избранником считается кандидат(только один список).
Смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система является комбинацией мажоритарной и пропорциональной систем с законодательно установленным числом депутатских мандатов, распределяемых по каждой из них. Ее применение позволяет соединить достоинства и сгладить недостатки мажоритарной и пропорциональной систем. При этом политические партии (избирательные объединения) получают возможность выдвигать в качестве кандидатов одних и тех же лиц как в составе партийного списка, гак и по одномандатным (многомандатным) избирательным округам. Закон лишь требует, чтобы в случае одновременного выдвижения по одномандатному (многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов информация об этом обязательно указывалась в бюллетене, изготавливаемом для голосования по соответствующему одномандатному (многомандатному) округу
Смешанная система используется в настоящее время на выборах законодательных (представительных) органов государственной власти практически всех субъектов Федерации. Обусловлено это тем, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 35) требует, чтобы не менее половины депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Федерации либо в одной из его палат подлежало распределению между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.
При проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований смешанная мажоритарно-пропорциональная система применяется гораздо реже. По всей вероятности, это связано с тем, что федеральное законодательство не требует обязательного использования элементов пропорциональной системы применительно к муниципальному уровню формирования представительных органов власти.