Теории происхождения государства 1 страница
СХЕМЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Предметом теории государства и права является изучение системы наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений, анализ их сущности и социального назначения.
Предмет теории государства и права | ||||
сущность | ||||
общие черты и признаки | ||||
Государство | происхождение (генезис) | Право | ||
типы и формы | ||||
принципы, механизмы развития и функционирования | ||||
взаимные связи права и государства, а также права и других социальных явлений |
Методология теории государства и права – это применение совокупности теоретических принципов, логических приемов и специальных способов исследования государственно-правовых явлений.
Всеобщие методы (философские) |
диалектика | метафизика |
Общенаучные методы | ||||||
синтез | анализ | дедукция | ||||
индукция | абстрагирование | аналогия | ||||
Частнонаучные методы | ||||||
социологический | аксиоматический | моделирование | ||||
прогноз | системный анализ | эксперимент | ||||
Частноправовые методы (специальные) | ||||||
конкретизация | сравнительное государствоведение | толкование | ||||
формально-правовой | сравнительное правоведение | Правовой эксперимент | ||||
Теории происхождения государства
Патриархальная | Теологическая | ||||||||||||||||||||||
Инцестная | Теория общественного договора | Патри-мониальная | |||||||||||||||||||||
Расовая теория | Теории происхождения государства | Экономическая | |||||||||||||||||||||
Органическая | Теория насилия | Классовая | |||||||||||||||||||||
Психоло-гическая | Спортивная | Теория специализации | Ирригационная | ||||||||||||||||||||
Признаки государства – наиболее важные, существенные черты, отражающие сущность и социальное назначение государства.
Признаки, отличающие государство от общественной власти | ||||||||||||
Наличие публичной власти, не совпадающей с населением | Взимание налогов, сборов, принудительно взимаемых с населения для содержания публичной власти | Территориальное подразделение граждан (подданных) государства | ||||||||||
Признаки государства, отличающие его от других социальных организаций | ||||||||||||
суверенитет | легализованное государственное принуждение | население | ||||||||||
неразрывная связь с правом | государственная символика | |||||||||||
Сущность и социальное назначение государства – совокупность наиболее важных существенных признаков государства.
Подходы к пониманию сущности государства | ||||||||
теологический | социологический | классический | ||||||
обще- социальный | классовый | |||||||
легистский | юридический | |||||||
Классический подход – государство понимается как единство политической публичной власти, территории и населения.
Теологический подход – государство понимается в качестве результата божественной воли, воплощения идеи божественной справедливости.
Социологический подход – отождествляет государство с социальной организацией, действующей либо в интересах всего общества (общесоциальный подход), либо в интересах определенного класса.
Легистский подход – государство отождествляется с совокупностью законов о государственной власти.
Юридический подход – государство отождествляется с правовыми формами его деятельности, считается обладающим качеством правового государства.
Типология (классификация) государств – объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства, выступает как отражение процесса исторически неизбежной смены одних типов государства другими.
Тип государства -это взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой характеризующихся общими сущностными свойствами.
Подходы к типологии государства |
Формационный | Цивилизационный |
Формационный подход – типология государств, основанная на понятии общественно-экономической формации, при которой классификация государств осуществляется на основе экономических факторов развития.
Общественно-экономическая формация – определенный этап в развитии общества и государства, характеризующийся соответствующим уровнем развития производительных сил и производственных отношений.
Пятичленная схема
Общественно-экономическая формация | Способ производства | Тип государства |
родоплеменная | первобытнообщинный | |
рабовладельческая | рабовладельческий | рабовладельческое |
феодальная | феодальный | феодальное |
капиталистическая | капиталистический | буржуазное |
коммунистическая | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
Шестичленная схема
Общественно-экономическая формация | Способ производства | Тип государства |
родоплеменная | первобытнообщинный | |
азиатская | азиатский | древневосточная деспотия |
рабовладельческая | рабовладельческий | рабовладельческое |
феодальная | феодальный | феодальное |
капиталистическая | капиталистический | буржуазное |
коммунистическая | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
Трехчленная схема
Общественно-экономическая формация (макроформация) | Способ производства | Тип государства |
первичная (архаическая) | первобытнообщинный | |
вторичная (экономическая) | азиатский | древневосточная деспотия |
античный | античное (рабовладельческое) | |
феодальный | феодальное | |
буржуазный | буржуазное | |
третичная (коммунистическая) | социалистический | социалистическое |
коммунистический |
Цивилизационный подход – типология государств, основанная на понятии цивилизации, при которой классификация государств осуществляется с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
Форма государства – совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.
Форма государства | ||||||
Форма правления | Форма государственного устройства | Государственный режим | ||||
Форма правления – совокупность способов организации высших органов государственной власти.
Форма правления | |||||||||||||||||||||
Монархия | Республика | ||||||||||||||||||||
Неограниченная (абсолютная) | Ограниченная | Парламентская | Смешанная | Президентская | |||||||||||||||||
Сословно-представительная | Конституционная | ||||||||||||||||||||
Дуалистическая | Парламентарная | ||||||||||||||||||||
Монархия – форма правления, при которой высшая верховная власть принадлежит полностью или частично главе государства – монарху.
Юридические свойства монархии | ||||||||
бессрочное (пожизненное) пользование властью | ||||||||
представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву | ||||||||
занятие трона по наследству или по праву родства | ||||||||
ответственность главы государства (монарха) перед Богом | ||||||||
отсутствие ответственности главы государства (монарха) перед населением (народом) |
Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному коллегиальному органу.
Юридические свойства республики | ||||||||
выборность высших органов государственной власти | ||||||||
ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных органов государственной власти конкретным сроком | ||||||||
ответственность главы государства в случаях, определенных законом | ||||||||
представительство главой государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей | ||||||||
преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства |