Политическое поведение и политическая деятельность.
Понятия «политическое поведение» и «политическая деятельность» выражают активность индивидов и групп в сфере политических отношений. Политическое поведение — это различные формы взаимодействия людей с политической сферой, участия в политической жизни общества, а политическая деятельность — вид их активности в сфере властных отношений, вызванный стремлением сохранить или изменить социальное бытие.
Так, в зависимости от субъектов политического поведения (индивид, группа, массы) различают индивидуальное, групповое и массовое поведение; исходя из существующих в обществе правовых и нравственных норм, выделяют правомерное, отклоняющееся и экстремистское поведение; по мотивам дифференцируют сознательное и стихийное поведение; по ситуативным особенностям - стабильное, нестабильное, кризисное и т.д.; по формам проявления - бунт, протест, массовое недовольство; по продолжительности - длительное, кратковременное; по направленности -конструктивное и разрушительное.
Политическое поведение мотивируется, направляется и обосновывается политическими ценностями. Эта категория означает субъективные предпочтения значимости тех или иных явлений, принципов и норм политической жизни.
Политические ценности могут быть общечеловеческими, общенациональными, классовыми, групповыми и индивидуальными. К числу общечеловеческих ценностей относятся равенство, справедливость, безопасность, гражданские свободы, политические права, различные идеи. В зависимости от сущностной стороны политики выделяют ценности демократические, авторитарные, тоталитарные.
На политическое поведение влияют следующие факторы: социально-экономические условия жизнедеятельности, общественно-политический строй, уровень политической культуры общества, политические традиции и обычаи, мировоззрение и психология личности, международная обстановка. Воздействие этих факторов зависит от конкретно-исторических ситуаций и неодинаково по своей интенсивности.
Антиподом политическому поведению являются различные формы неучастия человека в политике - так называемая «политическая иммобильность». Ими могут быть: а) пассивность, обусловленная низким уровнем общественного развития; б) индифферентность как результат заорганизованности политических отношений, низкой эффективности механизмов обратной связи между системой и обществом, разочарования в политических институтах и безразличия к их деятельности; в) апатия как форма неприятия политической системы, отказ от сотрудничества с ней (после чужеземного завоевания и оккупации, подавления массовых социальных и политических движений); г) бойкот как выражение активной враждебности к политической системе и ее институтам.
Понятие «политическая деятельность» используется для характеристики наиболее динамичного аспекта политики - разнообразных действий, оказывающих влияние на политические реалии. Важнейшими чертами политической деятельности являются:
• концентрация усилий на общих проблемах и потребностях существования социальной целостности;
• рассмотрение государства и его институтов в качестве главных инструментов решения этих проблем;
• использование политической власти как главного средства достижения поставленных целей.
Для современных условий характерны следующие наиболее общие тенденции политически активной деятельности:
• растущее стремление граждан действовать вне традиционных форм политической активности и участия, предпочтение новым социальным движениям и партиям движенческого типа, в частности «зеленым», а не жестко структурированным партиям;
• объединение не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблем и по поводу их решения;
• рост количества граждан, интересующихся политикой, при одновременном сокращении численности партий;
• увеличение числа людей, склонных к независимой политизации, т.е. не связывающих свое участие в политике с принадлежностью к той или иной действующей политической силе или структуре и стремящихся действовать автономно от них.
Различают политическую деятельность теоретическую и практическую. Первый вид деятельности связан с разработкой концепций социально-политического развития, формированием политических платформ и программ, прогнозированием политических процессов. Второй вид состоит в реализации разработанного курса субъектами политики. Оба вида деятельности, как правило, базируются на использовании национального и международного опыта.