Прикладная политология: политические технологии и политический менеджмент
Как всякая наука, политология разделяется на теоретическую и прикладную. Два эти уровня функционально взаимосвязаны и дополняют друг друга. Научная теория возникает из потребности объяснить эмпирические факты и верифицируется практикой. В свою очередь, для решения многих практических задач требуется «приложение» хорошей теории.Одной из особенностей политологии как науки является ее преимущественная ориентация на решение практических задач. Уже политические учения Платона и Аристотеля отражали их стремление усовершенствовать государственное устройство. Современная же политика стала намного более сложной и по задачам, и по способам их решения. Неизмеримо возросла значимость ее последствий. Усилился и запрос политической практики, стимулирующий развитие политологии на прикладном ее уровне. Прикладную политологию от теоретической отличает, прежде всего, цель, которую ставит политолог. Целью исследования в теоретической политологии является развитие науки, прикладной - решение практических задач. Поэтому ориентация на получение нового научного знания, ради которого предпринимается теоретическое исследование, противоречит природе исследования прикладного: здесь важен практический результат, для чего необходимо применять уже известные, обоснованные, апробированные приемы и методы. Понятие политических технологий трактуется неоднозначно. Это связано с неоднозначностью понимания обоих его слагаемых.Слово «технология» в буквальном смысле (от греч. téchnē - искусство, мастерство, умение и logos - слово, учение) это наука об искусстве, о приемах и способах получения запланированного результата. Используется же оно чаще в другом смысле, как сами эти приемы и способы. Но и в этом случае речь идет не произвольном наборе приемов, а о целенаправленно образованной и, как правило, апробированной, неоднократно применяемой совокупности. В нашем случае будем придерживаться второго подхода, понимая под технологией именно такую совокупность приёмов и способов достижения результата в той или иной сфере деятельности человека. Нет согласия между учеными и в понимании термина «политическое». Нередко политическое воздействие противопоставляют административному как особый механизм достижения результата, основанный на переговорах, согласованиях, с учетом мнения заинтересованных сторон. Другие относят к сфере политического любой механизм, если в результате его применения затрагиваются государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. Присоединимся ко вторым: иначе многие технологии избирательных и других политических кампаний окажутся за пределами рассмотрения политолога. В результате определим политические технологии как целенаправленно сконструированную совокупность приёмов и способов достижения результата, использование которых затрагивает государство и несовпадающие интересы значимых социальных групп. В конечном счете, политические технологии всегда представляют собой технологии борьбы за политическую власть и ее удержание, технологии распределения и применения политической власти. Политические технологии разнообразны. Их выбор и применение определяется характером целей и спецификой условий их достижения, а также ресурсами заинтересованной стороны. Но всю совокупность политических технологий можно сгруппировать в определенные типы по разным основаниям классификации. Прежде всего, технологии различают по характеру решаемых с их применением задач - технологии политологического исследования, переговоров, принятия решений, избирательной кампании, политической рекламы и т.п. В случае масштабных целей, таких как победа на выборах, когда общая цель распадается на ряд взаимосвязанных задач, для решения каждой используется своя технология, частная по отношению к общему алгоритму действий, выступающему в качестве генеральной технологии.Можно классифицировать технологии по основанию применяемого инструментария. Это - различные технологии исследования, политического согласования или воздействия с использованием методов индивидуальной и массовой психологии, социологии, коммуникативистики и др.Принципиально отличаются политические технологии по степени их открытости: от публичных, ориентированных на широкую общественность до латентных, скрытых от посторонних глаз механизмов «кабинетной» технологии. Применение латентных технологий делает политику менее предсказуемой, а ее результат - хуже прогнозируемым для конкурентов и общественности. С другой стороны, публичность, обращение за поддержкой к населению является важным ресурсом политического влияния. В реальной политике, как правило, используются оба эти вида технологий. Отличаются технологии и в зависимость от масштаба решаемых задач. При решении глобальных политических задач, связанных с международным сотрудничеством или противостоянием, используются технологии, существенно отличающиеся от технологий решения задач национально-государственного, регионального или местного масштаба, даже если это однотипные задачи. Например, приемы и способы ведения избирательных кампаний на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, наряду с общими элементами, имеют и существенные отличия. По степени воспроизводимости технологии можно разделить на стандартные и уникальные. Политические технологии создаются и применяются, как правило, при реализации повторяющихся политических целей в сходных с известными случаями условиях, при решении повторяющихся задач, - для которых в арсенале политолога имеются апробированные наборы приемов и способов решения. Во многих случаях, однако, применительно к новым условиям и для решения нестандартных задач в дополнение к апробированным разрабатываются и новые, уникальные технологии или новые элементы апробированных технологий. Именно в таких случаях от политтехнолога требуется широкий теоретический кругозор, понимание общих закономерностей политики в сочетании с творческими, креативными способностями. Нередко уникальные технологии со временем переходят в разряд стандартных.По степени применения силы, принуждения отличают жесткие и мягкие технологии. В международной политике это противопоставление закреплено в терминах «hard power» и «soft power» как подчинение, основанное на жесткой власти, с одной стороны, и на всеобщем признании правомерными ценностей сильного, с другой. В политике внутригосударственного масштаба также применяются как технологии с использование административного нажима, так и различные способы легитимации на ценностной основе. К «мягким» технологиям, в противоположность административным, относят также приемы и способы достижения целей посредством переговоров, согласований и других процедур, позволяющих осуществлять политику с учетом интересов всех взаимодействующих сторон.Различают также нормативные и девиантные технологии - по степени их соответствия существующим в обществе нормам: законам, требованиям морали, обычаям, традициям. К числу девиантных относят так называемые «черные», противоречащие закону, и «серые», безнравственные технологии. Использование девиантных технологий - тот случай, когда «цель оправдывает средство». Следует, однако, иметь в виду, что неразборчивость в средствах, нередко способствующая достижению конкретных целей, подрывает доверие общества к политическим и государственным институтам, ведет, в конечном счете, к деградации политики и дестабилизации общества.