Политико-правовые воззрения эпохи возрождения

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории европейской культуры XIII—XVI вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени. Возрождение самоопределилось прежде всего в сфере художественного творчества. Как эпоха европейской истории оно отмечено множеством знаменательных вех – в том числе укреплением экономических и общественных вольностей городов, духовным брожением, приведшим в итоге к Реформации и контрреформации, крестьянской войне в Германии, формированием абсолютистской монархии (наиболее масштабной во Франции), началом эпохи Великих географических открытий. Философия Возрождения развивалась в формах эстетической, этической, политической и натурфилософской мысли. Для культурного поворота Европы к Новому времени мысли, опробованные в ходе Возрождения, имели решающее значение.В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469–1527). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства. Применяют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь насилия. Первый способ – способ человеческий, второй – диких животных. Для государей приемлемы оба способа. По Макиавелли, политика свободна от принципов морали. Известно, что именем Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость – вот от чего зависит успех политики. При выборе форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единоначалие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим способом для поддержания государственной власти. Анализируя политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Соотношение борющихся сил в обществе дает конкретные формы государства. Оптимальной считает мыслитель умеренную республику или «смешанную форму государства», в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла создают яркие утопические мифы о совершенном обществе. Коммунистическая утопия итальянского гуманиста Т. Кампанеллы (1568–1639) «Монархия Мессии» представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии.Новое время в Европе (XVII—XVIII вв.) – это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей появляется возможность создания политических институтов в соответствии с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно обсуждается вопрос о природе государственной власти.Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588–1679) в книге «Левиафан» рассматривает государство в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному состоянию – «война всех против всех», для чего оно должно использовать сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.Противоположная позиция представлена в работах другого английского философа Джона Локка (1632–1704), который исходит из того, что люди, движимые защитой собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк представили два разных варианта трактовки идеи «общественного договора» – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе. По мнению Т. Гоббса, правитель находится вне рамок общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим установленными правилами. Дж. Локк считает, что правитель – участник общественного договора, принимающий на себя определенные обязательства. Дж. Локк обосновывает идею прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.Значительное влияние на развитие политической теории и политической практики оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689–1755). В них получает обоснование теория разделения властей: необходимо обеспечить независимость трех возможных видов политической власти: законодательной, судебной и исполнительной. Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит различие двух типов действующих в обществе законов: объективных – необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов-правил, человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответствия вторых первым, так как порядки, не установленные законом, определяют действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.





7.

Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX векаНа протяжении XIX века социальная структура общества промышленных стран значительно усложнилась. Более богатой и многообразной стала их политическая жизнь. Либерализм XIX века

Если ХУIII век прошел под знаменем идей Просвещения, освобождения людей от рамок и огpаничений сословного строя, то XIX век стал временем преобладания в наиболее развитых промьшшенных странах ли6еральных идей. Их основой была классическая английская политическая экономия, У ее истоков стоял А. Смит (172З-1790). Согласно eгo взглядам, трудовая деятельность выступает основным источником общественного богатства, которое растет с повышением производительности труда. Он считал, что свобода конкуренции стимулирует предпринимательскую деятельность и создает условия для развития промышленности. Государство, согласно взглядам Смита, не должно вмешиваться в экономическую жизнь. Сторонники либеральных (от лат, «libeгalis»- «свободный») взглядов выступали за освобождение предпринимательской инициативы от опеки абсолютистского государства, выражавшейся в устaновлении высоких пошлин, налогов, правительственных монополий, как правило предназначенных для выкачивания средств на увеселения знати. Консервативная идеология Основным противовесом либерализму в XIX веке выступал конcepватизм. Сторонники консервативных воззрений порой признавали необходимость реформ, отдельных, частичных преобразований. Oднако в целом им было свойственно видеть идеал в порядках прошлогo. Швейцарский экономист С. Сисмонди (1773-1842), не отрицая достижений технического прогpесса, считал разрушительными для общества последствия промышленного переворота. Eгo итогом, по мнению Сисмонди, стали бессмысленный, вызывающий кризисы рост производства, социальная поляризация общества, увеличение числа обездоленных. Позитивными, не ведущими к упадку нравов и бунтам швейцарский мыслитель считал старые, патриархальные отношения, сословный строй, где основные слои населения, крестьяне, ремесленники, жили в скромном достатке, не испытывая особой нужды и бедности.

Утопический социализм

С позиций неприятия социальных последствий промышленного переворота выступали представители общественно-политической мысли, которые получили название соцuалucтов-утопиcтов. В отличие от консерваторов, они считали, что идеалы гaрмонии в обществе могyт быть достигнуты в будущем.

Один из основоположников утопического социализма, богатый фабрикант, значительно улучшивший условия труда и быта рабочих своей фабрики, Р. Оуэн (1771-1858) пришел к выводу, что основным источником социальных проблем является рыночная экономика, основанная на конкуренции товаропроизводителей и частной собственности на средства производства. Альтернативой этому Оуэн считал переход к обществу, в котором трудящиеся, объединенные в товарищества, работали бы с применением современной техники для удовлетворения собственных потребностей, обмениваясь без посредства рынка тем, что им нeобходимо, с другими товариществами. Близкие представления выражал французский социалист П.Ж. Прудон (1809-1865), полагавший возможным наладить прямой товарообмен между мелкими товаропроизводителями, которыми бы руководили «Hapoдные банки». Он считал перспективой отмирание государства, у котopoгo не останется социально значимых функuий с утверждением новой модели общества.Марксизм и развитие рабочегo движения

Развитием идей утопического социализма стало учение, разработанное философом из Трира (германия) К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895), сыном прусского промышленника. Учение получило название марксизма. Первоначально Маркс примыкал к числу последователей одного из самых блестящих мыслителей новoгo времени, немецкого философа Г.В. Ф. Гегеля (1770-1831), создателя учения о диалектике, который видел в противоречиях и их разрешении основной источник развития мышления, общества и природы. Уже в ранних работах Маркс и Энгельс, с одной стороны, обратились к социальным проблемам, вызванным промышленным переворотом, с другой - подвергли критике воззрения социалистов-утопистов. К. Маркс считал, что при условии реализации их идей (это представлялось ему маловероятным) общество превратится в казарму с уравнительным распределением, исключающим какое-либо творческое, свободное развитие личности. Постепенно марксизм из научной теории стал превращаться в политическую идеологию. Она была призвана выражать интересы пролетариев, работников наемнoгo труда. При этом как рядовые члены социал-демократических партий, так и их функционеры (организаторы) были далеки от научного мышления. Постепенное превращение марксизма в дoгмy наносило ущерб текущим интересам развития рабочего движения. Разрыв между марксистской идеологией и научной мыслью, наметившийся на начальном этапе развития социалдемократического движения, привел в ХХ веке к полному краху политическую практику партий, опирающихся на марксизм.

9.

Марксизм – философское, экономическое и политическое учение, сформировавшееся в середине XIX в. Основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разработали положения диалектического материализма, теорию прибавочной стоимости и учение о коммунизме, основываясь на немецкой классической философии (Гегель, Фейербах и др.), английской политэкономии (Смит, Рикардо и др.), французском утопическом социализме (Сен-Симон, Фурье и др.).Принципы марксизма используются в коммунистическом, социал-демократическом и профсоюзном движениях; некоторые идеи вошли в научный аппарат политической науки и других социальных дисциплин.Основные идеи марксизма:– общество рассматривается как организм, в структуре которого производительные силы, которые являются базисом, определяют производственные отношения, формы собственности, которые, в свою очередь, обусловливают классовую структуру общества, политику, государство, право, мораль, философию, религию, искусство, т. е. надстройку;– единство и взаимодействие этих сфер образуют определенную общественно-экономическую формацию; их развитие и смена составляют процесс поступательного движения общества;– борьба господствующих и угнетенных классов – движущая сила истории, а ее высшее выражение – социальная революция;– капитализм – последняя эксплуататорская формация, которая создает мощные стимулы развития общества, но постепенно превращается в препятствие его прогресса;– в условиях капитализма созревает пролетариат, свергающий господство буржуазии и устанавливающий свою власть;– пролетариат осуществит переход к коммунизму, который предполагает уничтожение частной и утверждение общественной собственности, создание бесклассового общества и условий свободного развития личности.Маркс создал теорию общественно-экономических формаций, различающихся по степени развития производительных сил, характеру социальных отношений, политической надстройки и др. Она включает: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и прогностическую коммунистическую формацию (с первой фазой социализма). Возможный коммунизм характеризуется высоким уровнем развития производительных сил, научным управлением, гуманистическими принципами устройства.Марксизм оказал влияние на развитие социальной мысли XIX–XX вв. Подверглись критике многие содержавшиеся в нем утопические, противоречивые представления. Например, марксизм абсолютизирует роль классовой борьбы и насилия, отрицает возможность эволюции буржуазного общества, значение частной собственности как основы гражданского общества, преувеличивает историческую роль пролетариата, неадекватно истолковывает труд как источник стоимости; утверждает необходимость ликвидации парламентских институтов и разделения властей; отвергает общечеловеческую нравственность.В целом марксизм предоставлял своим последователям как радикально-революционную, так и реформистскую (социал-демократическую) перспективу преобразования общества. В России после Октябрьской революции 1917 г. марксизм стал догмой и служил основой коммунистического тоталитаризма.

10.

Наши рекомендации