Многообразие подходов к определению политики. Взаимосвязь политики с экономикой, правом, моралью и другими сферами общественной жизни.
Многообразие подходов к определению политики. Взаимосвязь политики с экономикой, правом, моралью и другими сферами общественной жизни.
Подходы: - субстанциональный (требует выявления и исследов. той первоосновы, котор. составл. специфич. качеств. определённость политики); - телеологический (целевое объяснение поведения чела. и всех соц явлений); -системный ( позволяет с одной стороны увидеть полит. жизнь как целостн. картину поведения людей, а с другой- опосредует анализ взаимод. политики с её средой); - антропологический (требует изучения обусловл. политики не соц. факторами, а природой человека как родового сущ-ва, имеющ. неизмен. набор основополагающ. потреб-ей); - стратификационный (хар-ся постоянным существованием ассиметр. в отношении групп, котор. всегда явл рез-ом взаимодейств. конкретных соц-экономич. и иных обществ. отношений в стране); - этический (ориентирует субъектов политики на соблюдение нравственных норм в полит. деят-ти); - экономический (подчёркивает приоритет экономики относительно политики).
Влияние политики на экономику:
· В разработке и реализации экономической стратегии
· В принятии законов и полит. решений
· В привлечении инвестиций
· В расширении свободы действий субъектов хозяйствования
· В формировании социально-классовой структуры общества
Политика и право:
Политика без правовых норм бессильна, не способна реализовать свой потенциал. Политические идеалы, цели и интересы общества, и государство немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм. Нечёткое разделение функций политики и права может обернуться принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.
Политика и мораль:
Представления о взаимоотношениях:
· Морализаторские (в политике недопустимы безнравственные цели, методы)
· Ценностно-негативные (допускаются нарушение норм во имя достижения общего блага)
· Компромиссные (признаётся необходимость соблюдения нравственных норм в политике).
Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс.
Другие сферы:
· Духовная (взаимод. с политикой во взгляде на духовные ценности, мировоззрения и подходы по поводу потребления духовных благ)
· Социальная ( отношения с политикой связыв. круг проблем по организации труда и сбыта, здоровья, досуга и т.д)
Структура, функции и уровни политики.
Уровни:
Струк-ра:
· институциональный элемент
· нормативный элемент
· процессуальный элемент
· макроуровень ( речь идет о государстве в целом )
· мезоуровень (уровень отдельных регионов, региональная политика)
· микроуровень ( локальный уровень: отдельные организации, партии, индивиды)
· мегауровень ( международный уровень. Это деяте-ть международных организаций, как ООН)
Функции:
· обеспечение власти
· определение цели и задачи общ-ва
· мобилизация ресу-ов
· руковод-во обществ. процессами
· предотвращение конфликтов
· обеспечение целостности гос-ва
· распределен. дефицитн. ценностей
Общественно-политические воззрения мыслителей России и Беларуси.
Легитимность и легальность политической власти. Основные типы легитимности.
Легальность власти- это юридич. обоснование власти, подтверждающее её законность
Легитимная власть- это власть, признанная народом, народ готов ей подчиняться
Немецкий социолог М. ВЕБЕР различал три главных типа легитимности власти:
· Традиционную. Она основывается на авторитете традиций и обычаев. Была характерна для древних восточных империй - Египта, Вавилона, Персии, Китая, а также Европы средних веков.
· Харизматическую. Покоится на личных достоинствах, исключительной одарённости политического лидера, доверии к нему подданных. Гитлер, Наполеон, Путин
· Рационально – легальная. Основана на осознанном убеждении людей в правильности формальных норм, по которым формир-ся власть и её стр-ра. Свобода выбора, верховенство закона- это необходимые условия.
Многообразие подходов к определению политики. Взаимосвязь политики с экономикой, правом, моралью и другими сферами общественной жизни.
Подходы: - субстанциональный (требует выявления и исследов. той первоосновы, котор. составл. специфич. качеств. определённость политики); - телеологический (целевое объяснение поведения чела. и всех соц явлений); -системный ( позволяет с одной стороны увидеть полит. жизнь как целостн. картину поведения людей, а с другой- опосредует анализ взаимод. политики с её средой); - антропологический (требует изучения обусловл. политики не соц. факторами, а природой человека как родового сущ-ва, имеющ. неизмен. набор основополагающ. потреб-ей); - стратификационный (хар-ся постоянным существованием ассиметр. в отношении групп, котор. всегда явл рез-ом взаимодейств. конкретных соц-экономич. и иных обществ. отношений в стране); - этический (ориентирует субъектов политики на соблюдение нравственных норм в полит. деят-ти); - экономический (подчёркивает приоритет экономики относительно политики).
Влияние политики на экономику:
· В разработке и реализации экономической стратегии
· В принятии законов и полит. решений
· В привлечении инвестиций
· В расширении свободы действий субъектов хозяйствования
· В формировании социально-классовой структуры общества
Политика и право:
Политика без правовых норм бессильна, не способна реализовать свой потенциал. Политические идеалы, цели и интересы общества, и государство немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм. Нечёткое разделение функций политики и права может обернуться принятием политических решений, не согласующихся с правовыми нормами общества.
Политика и мораль:
Представления о взаимоотношениях:
· Морализаторские (в политике недопустимы безнравственные цели, методы)
· Ценностно-негативные (допускаются нарушение норм во имя достижения общего блага)
· Компромиссные (признаётся необходимость соблюдения нравственных норм в политике).
Безнравственная политика не способна обеспечить демократические преобразования в обществе и его прогресс.
Другие сферы:
· Духовная (взаимод. с политикой во взгляде на духовные ценности, мировоззрения и подходы по поводу потребления духовных благ)
· Социальная ( отношения с политикой связыв. круг проблем по организации труда и сбыта, здоровья, досуга и т.д)