Тема 1. Политика как сфера общественной жизни и политология как наука.
Тема 1. Политика как сфера общественной жизни и политология как наука.
Категории политики.
Категория политики включает в себя множество явлений и процессов. Политика имеет много смыслов – социальная политика, политика в целом как сфера согласования интересов различных социальных групп, мировая политика, геополитика, взаимоотношения отдельных индивидов, имеющие политическое значение. Поэтому сложно дать однозначное определение этому термину.
Аристотель рассматривал политику как высшую форму общения людей. При этом человека он считал политическим животным. Человек отличается от животного только тем, что занимается политикой. Политика – это вся сфера общения между людьми, любое взаимодействие между ними.
Политику нельзя отождествлять с властью – политические процессы шире, чем процесс властвования, и не всякая власть является властью политического характера.
Томас Гоббс дал следующее определение термину политика: политика есть целенаправленный процесс по коллективному устроению своего общежития.
В современной науке политику пытаются определить через 3 аспекта:
1) политика как сфера общественной жизни;
2) как вид активности социальных субъектов, их коллективного или индивидуального поведения;
3) как тип социальных отношений.
В первом аспекте политика рассматривается как некая структурная составляющая общества. Например, у сторонников функционального подхода политика исполняет определенную функцию в системе. По мнению Парсонса, она, наряду с экономической, социальной и духовной системой, являлась одной из систем общества, отвечающей за целедостижение и целеполагание.
Второй тип подхода рассматривает политику в качестве совокупной или индивидуальной активности социальных субъектов. Существуют целые направления в политической психологии, исследующих политику с точки зрения поведения личностей или социальных групп.
Третий аспект объяснения политики рассматривает политику как элемент социальных отношений (или отдельный вид, или в составе другого вида). Аристотель считал, что политика – это общение между людьми, а общение – это вид социальных отношений. По мнению Макиавелли, это способ взаимодействия между социальными группами. Политика состоит в том, чтобы привести к тому, чтобы интересы различных групп сочетались так, чтобы не привести или привести к конфликтам.
Тема 2. Политическая власть.
Концепции власти.
Власть – одна из важнейших категорий политической науки. Существует множество подходов к власти. Власть выступает как механизм интеграции человеческого социума, поэтому общества не могут существовать без власти.
Директивные концепции власти. В рамках директивных концепций есть такое направление, как силовые интерпретации. Например, Макиавелли считал, что власть – это соотношение сил и средств реализации воли. Гоббс также считается сторонником данного подхода, он полагал, что власть необходима людям как гарантия самосохранения в условиях войны всех против всех. В рамках данного подхода можно рассматривать определения власти Марксом, Ницше, Шопенгауэром. Также в рамках директивной концепции существует бинарный подход, яркий представитель которого Морис Дюверже считал, что любая власть содержит 2 элемента - силовое принуждение и убеждение. Убеждение – это вера в необходимость власти вообще и в легитимность существующей власти.
Еще один подход – функциональный (системный). Власть в данном случае является производной не от индивидуальных отношений, а от социальной системы. В узком смысле слова власть – это способность системы обеспечивать исполнение ее элементами принятых на себя обязательств, направленных на реализацию коллективной воли.
Реляционная концепция. Для реляционных концепций характерно рассмотрение власти через взаимоотношение субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект. В рамках реляционной концепции выделяется много подходов. Концепция сопротивления. По мнению ее представителей, политическая жизнь – это постоянный процесс подавления субъектами власти сопротивления со стороны его объектов. Концепция обмена. Власть проявляется в результате трансформации в нее излишка благ (ресурсов).
Концепция раздела сфер влияния. Сторонники подразумевают, что власть не сосредотачивается в одних руках, а распылена у различных групп. Соответственно, власть одной из групп в одной сфере уравновешивается властью другой группы в другой сфере.
Типологии власти.
Сама власть развивалась вместе с обществом, на что обратил внимание Морис Дюверже.
Ступени развития власти:
1) Власть анонимная, характерная для примитивных сообществ. В первобытнообщинном строе нет каких-либо вождей, решения принимаются коллективно, потому что общественные отношения позволяют власти быть анонимной. Человеческое сообщество не очень большое, 20-30 человек. Принимать решения коллективно достаточно легко.
2) Власть персональная (индивидуализированная). Власть концентрируется в руках отдельных личностей (либо отдельные лица: вожди, князья, либо коллективные субъекты: советы старейшин). Человеческое сообщество развивалось, осваивало новые способы производства, следовательно в одном месте проживало больше людей, сферы их деятельности различались, разделение труда, в результате которого кто-то берет на себя административные функции. Собрать вместе 150 человек для решения какого-либо вопроса не реально, поэтому ответственность передается одному или группе лиц.
3) Власть институциональная. Происходит усложнение общественных отношений, возникают различные социальные группы, классы, капитализм. Для взаимодействия с ними и согласования их интересов возникает государство - основной институт политической системы. Государство представляет собой некую безличную силу, обладающую полномочиями.
Власть – это всегда двустороннее ассиметричное с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. При этом, она невозможна без добровольного подчинения объекта. У политической власти есть ряд характерных признаков, совпадающих с признаками государственной власти:
1) легальное насилие;
2) верховенство власти;
3) публичность (власть обращается сразу ко всем людям, вне зависимости от их личных характеристик);
4) моноцентричность (в каждом конкретном властном взаимоотношением есть только один субъект, чья воля навязана объектом);
5) многообразие ресурсов (только у политической власти есть все многообразие ресурсов).
Структура власти.
Элементы структуры: субъект, объект, ресурсы, процесс властвования.
Субъекты бывают совершенно разными, как отдельные личности, так и некие группы. Кроме того субъектами власти могут выступать политические организации, например, политические партии, тайные сообщества. Субъектами власти выступают политические лидеры и политические элиты.
Основной характеристикой объекта власти будет являться его мотивация к подчинению. Мотивации:
1) страх перед санкциями;
2) привычка к повиновению;
3) заинтересованность в выполнении распоряжений;
4) убежденность в необходимости подчинения;
5) авторитет руководителя;
6) идентификация объекта субъекту власти.
Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти.
Ресурсы реально используемые: сила закона, правоохранительные органы. Ресурсы потенциальные: ядерное оружие.
Амитай Эцеони разделил все ресурсы на 3 группы:
1) утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей;
2) нормативные ресурсы – это средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения;
3) принудительные ресурсы – это административное и уголовное право, (ранее: физическая сила, количество подчиненных людей).
Ресурсы можно классифицировать в зависимости от сферы общественной деятельности, например, культурные, экономические, социальные, принудительные и т.д.
Процесс властвования. Существует 2 способа осуществлять власть. Первый способ заключается в побуждении объекта к определенным угодным субъекту действиям. Второй способ состоит в обеспечении бездействия подвластных и блокировании нежелательных форм поведения.
Легитимность.
Легитимность – это психологическая характеристика власти со стороны ее объекта. Если власть нравится большинству населения – для него она легитимна. Легитимная власть не всегда легальна, а легальная – не всегда легитимна. Существует 3 типа легитимности в зависимости от мотивов подчинения:
1) традиционная легитимность (обретается благодаря обычаям и традициям, характерна для монархий);
2) харизматическая легитимность (основана на вере в то, что носитель власти обладает некими исключительными качествами, например, может предвидеть будущее, разговаривать с Богом, но лидер не обязательно должен обладать приписываемыми ему качествами);
3) рационально-легальная легитимность (ее источником выступает рационально понятый интерес и вера в процедуру).
Тема 4. Политический режим.
Виды политических режимов.
Единого определения «демократии» не существует. Определение Адама Шиворски: «Демократия представляет собой такую организацию политической власти, которая определяет способность различных групп реализовывать их специфические интересы». Определение Арента _______: «Демократия может быть определена не только как управление посредством народа, но также как и управление в соответствии с народными предпочтениями».
Универсальные характеристики демократии (либеральной):
1) существование и организация конфликтующих интересов, что означает: для защиты интересов могут формироваться различные группы, которые будут иметь гарантированный доступ к политическим институтам, соблюдавшие правила, но потерпевшие поражение не лишаются права на продолжение политической игры;
2) развитие и разрешение конфликтов осуществляется в согласии с правилами, которые определены заранее, являются ясными и доступными для всех участников;
3) некоторые направления действий исключены в качестве возможных стратегий политической борьбы, так например, это относится к физическому принуждению;
4) как и любая иная система, демократия стремится к стабилизации отношений, возникающих между действиями различных групп и результатами этих действий, итогом этого оказывается переплетение различных стратегий политической борьбы, однако, каждая группа остается свободна в выборе политической стратегии;
5) каждый индивидуальный или коллективный участник имеет право выбора стратегии, каждая из которых имеет свою цель, результаты конфликта в таком случае разнонаправлены и трудно предсказуемые.
Демократические институты:
1) наличие конституции, закрепляющей приоритет прав личности над государством и обеспечивающей механизм разрешения споров между личностью и государством;
2) реально существующее разделение властей по вертикали и горизонтали;
3) независимые СМИ и свобода выражения политических суждений;
4) институт многопартийности.
Авторитарными являются такие политические системы, для которых характерен ограниченный, хотя и не инициируемый сверху, политический плюрализм, отсутствие разработанной и ведущей идеологии, отсутствие широкой и интенсивной политической мобилизации, при этом, в этих условиях лидер или узкая группа осуществляет власть в нечетко определенных, но вполне предсказуемых границах. Универсальные характеристики авторитаризма:
1) стремление исключить политическую оппозицию из процесса принятия политических решений;
2) стремление использовать силу в разрешении конфликтных ситуаций и отсутствие демократического контроля над властью;
3) стремление поставить под свой контроль все потенциально оппозиционные общественные институты, такие как семья, традиции, СМИ и т.д.;
4) относительно слабая укорененность власти в обществе и вытекающие отсюда желание и неспособность режима подчинить общество всеобъемлющему контролю;
5) перманентные, но чаще всего, не слишком результативные поиски режимом новых источников власти, таких как харизма лидера или традиции, а также поиски новой, способной сплотить элиту общества идеологии.
Существуют различные классификации авторитаризма. На сегодняшний день распределено деление авторитарных режимов на:
1) однопартийные системы;
2) военные режимы;
3) режимы личной власти.
Тоталитаризм одними признается отдельным политическим режимом, другими – частью авторитаризма. Тоталитаризм представляет собой крайнюю форму возвышения тенденции к централизации, унификации и одностороннему регламентированию всей политической, общественной и духовной жизни. Универсальные характеристики тоталитаризма:
1) наличие развернутой идеологической доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия;
2) единственная массовая партия, возглавляемая одним человеком, лидером харизматичного склада, и вбирающая в себя относительно небольшую (до 10%) часть населения, партия организована по иерархическому и олигархическому принципам, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо слита с ней;
3) система террористического полицейского контроля, поддерживающего партию и одновременно осуществляющего надзор над партией в интересах вождей;
4) технологически обусловленный контроль над СМИ;
5) аналогичный технологически обусловленный и почти полный контроль над всеми вооруженными силами;
6) централизованный контроль над всей экономикой и руководство ею посредством бюрократической координации.
Тема 5. Модели демократии.
Современные модели.
Современные модели рассматривают демократию более узко.
Плюралистическая демократия. Сторонники данной концепции отрицают наличие единой воли народа как основы для деятельности власти. Действия человека диктуются не общественной, а только лишь личной пользой. Принятие решений в данном случае происходит через борьбу интересов.
Модель элититской демократии. Йозеф Шульпет дает формулировку демократии как конкуренции между двумя или более группами элит за власть, на более или менее регулярных и открытых выборах. Роль народа в данном случае состоит в выборе группы, которая уже будет формировать из своего состава правительство. Девид Хэлт выделил ключевые признаки данной модели:
1) парламентское управление с сильной исполнительной властью;
2) конкуренция между жизнеспособными политическими элитами и партиями;
3) преобладание парламента над партийной политикой;
4) главенство политического лидера;
5) наличие рациональной бюрократии.
Модель демократии Липцета Лебнера. Демократия выступает результатом ряда социальных и экономических условий. Основные факторы, влияющие на демократию:
1) урбанизация;
2) индустриализация;
3) повышение уровня образования;
4) развитие коммуникаций.
Эти факторы приводят к дифференциации общества и активности различных групп интересов, представляющие интересы социальных групп и элит. При этом демократический строй приобретает свои основные характеристики:
1) политико-культурные (представляют собой систему верований в демократические нормы и принципы);
2) политико-структурные (наличие властвующей и оппозиционной элиты и конкуренция между этими группами элит);
3) политико-институциональная (наличие избирательной системы, разделения властей, норм, регулирующих смену элиты);
4) политико-патриципаторские (характеризуют активность населения на выборах).
Экономическая модель. Энтони Далас в своей модели акцентирует внимание не деятельности правительства в связи с электоральным поведением и общественным мнением. Экономическая модель базируется на идее рационального поведения избирателя, при котором каждое действующее лицо стремится максимизировать свою прибыль и минимизировать издержки. При таком подходе политика рассматривается как рынок, на котором политические силы продают некий политический продукт.
Теория социалистической демократии стоит особняком. Социалистическая демократия – это форма классового господства пролетариата над буржуазией. При ортодоксальном социалистическом подходе, сторонниками которого являлись Маркс, Энгельс, Ленин и т.д., данная форма классового господства постепенно уничтожает само понятие «классы», что приводит к исчезновению государства, а значит, и демократии как таковой. Кауцкий и другие считали, что демократия – это определенная форма компромисса, соотношения разнородных сил, которая позволяет классам сосуществовать между собой.
Полиархическая демократия Роберта Даля. Демократии как таковой не существует, это некий набор идеалов. С другой стороны существует разнообразие институтов, которые можно было бы назвать термином «полиархия». Даль считает, что это специфический тип политического режима, при котором власть распылена между различными политическими институтами. Характерные черты полиархии:
1) демократия является идеальным типом политической системы, полиархия характеризует реальный тип;
2) полиархия является измерением политической системы, т.е. можно говорить о степени полиархичности;
3) характеристики полиархии ограничиваются лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии;
4) полиархия как термин может применяться только для характеристики всей национальной политической системы, а не отдельных ее частей.
Сообщественная демократия Арента Лейбхарта. По его мнению сообщественная демократия характеризуется четырьмя компонентами:
1) осуществление власти коалицией политических лидеров;
2) взаимное вето как гарантия интересов меньшинства;
3) пропорциональность как главный принцип представительства;
4) автономность каждого сегмента во внутренних делах.
Делегативная демократия. Гильермо О’Доннел. Отличие модели в том, что она не является представительной демократией и не стремится быть таковой. В этой системе равный доступ к власти не институцианализирован. Имеют место такие политические институты, как парламент, суд, политические партии, но они не особо влияют на политическую жизнь. Вся власть сосредоточена в руках президента страны.
Тема 6. Политические элиты.
Современные концепции элит.
Макиавеллистская школа. Ральф Дарендорф. Представителей данной школы объединяет несколько общих идей:
1) особые качества элиты, связанные с природным дарованием или воспитанием, которое помогает им бороться за власть;
2) групповая сплоченность элиты, которая определяется не только образованием, уровнем доходов, но и определенным самосознанием;
3) признание элитарности любого общества;
4) формирование и смена элит в ходе борьбы за власть;
5) в целом конструктивная роль политической элиты.
Ценностные концепции элит. Характерные черты:
1) принадлежность к элите определяется обладанием высокими способностями в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества;
2) элита – это люди, стремящиеся сотрудничать между собой и заботящиеся об общем благе;
3) взаимодействие между элитой и массой имеет характер не господства, а руководства, где масса сама подчиняется руководителю;
4) формирование элиты – это результат естественного отбора обществом наиболее ценных представителей;
5) элитарность – это условие эффективного функционирования любого общества.
Леволиберальная концепция (антиэлитарна):
1) главный элитообразующий признак – не обладание выдающимися качествами, а наличие руководящей позиции или капитала;
2) групповая сплоченность элиты, которая включает в себя руководителей корпораций, высших государственных служащих, высших офицеров, определяется необходимостью сохранения их элитарного статуса;
3) внутри правящей элиты существуют сложные иерархические отношения;
4) элита часто связана между собой родственными, личными и экономическими связями;
5) глубокое различие между элитой и массой, возможность влияния масс на элиту ограниченно;
6) рекрутирование элиты осуществляется из своей собственной среды;
7) основная функция элиты – обеспечение собственного господства.
Политическая элита – это составляющая меньшинство общества неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц, обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управляющих функций.
Типы элит.
По функциональному признаку:
1) политическая;
2) экономическая;
3) культурно-информационная;
4) и т.д.
По месту в политической системе:
1) правящая;
2) оппозиционная.
По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования:
1) открытые;
2) закрытые.
Карл Дойче считал, что элита определяется наличием у человека 3х элементов:
1) высокий доход;
2) профессиональный статус;
3) образование.
Люди, имеющие 2 из трех показателей - маргинальная элита.
Социальная представительность | |||
Высокая | низкая | ||
Групповая интеграция | Высокая | Стабильная демократическая элита (характерна для стран западной Европы) | Властная политическая элита (характерна для авторитарных политических режимов) |
низкая | Плюралистическая элита (страны с нестабильной политической системы, РФ с 1991 по 1998 года) | Дезинтегрированная (страны Африки) |
Системы рекрутирования.
Система гильдий и антерпремерская диаметрально противоположны друг другу.
Система гильдий:
1) закрытость, отбор претендентов на высокий пост главным образом из нижестоящих слоев самой элиты;
2) высокая степень институционализации процесса отбора, наличие формальных требований;
3) небольшой относительно закрытый круг селиктората;
4) отсутствие открытой конкуренции;
5) тенденция к воспроизводству существующего типа элиты.
Антерпремерская:
1) открытость;
2) небольшое число формальных требований;
3) широкий круг селектората;
4) высокая конкурентность отбора;
5) изменчивость состава элиты.
Тема 7.
Функции лидеров зависят от степени развития данного типа общества. Его экономической, политической, культурной сферы, характера политического режима, индивидуальных качеств самого лидера. Однако есть вещи, характерные для лидеров на любом этапе развития общества:
1) Интегративная функция, состоящая в объединении и согласовании различных групп интересов на основе базовых ценностей данного общества;
2) Ориентационная функция, заключающаяся в выработке политического курса, отражающего интересы групп населения;
3) Инструментальная функция, включающая в себя определение способов и методов решения поставленных перед обществом задач;
4) Мобилизационная функция, включающая инициирование необходимых изменений с помощью развитых стимулов для населения;
5) Коммуникативная функция, обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и т.д.;
6) Функция гаранта справедливости.
Общественное лидерство является социальной функцией, обусловленной способностью человека сознательно ставить общезначимые цели и определять способы их достижения в рамках создаваемых для этого политических институтов.
Концепции лидерства.
Понять феномен лидерства и его эволюцию можно анализируя его составляющие:
1) характер лидера;
2) его политические убеждения;
3) мотивацию политической деятельности;
4) свойства его сторонников и взаимодействующих с ним политических субъектов;
5) конкретную историческую ситуацию прихода к власти;
6) технологию осуществления лидерства.
Концепция Николо Макиавелли. В основе лидерства лежит ориентация на власть, обладание которой сопряжено с получением богатства и привилегий. В основе подчинения людей лидеру лежат 2 основания: страх и любовь. Идеальной Макиавелли считает мотивацию любви, однако, отмечает, что вызвать и поддерживать любовь населения очень сложно, отчего рекомендует государям опираться на страх. Мудрый лидер объединяет в себе качества льва (силу и честность) и лисицы (мистификацию и притворство). Кроме того, власть держится на 4х элементах:
1) власть лидера коренится в поддержке его сторонников;
2) подчиненные должны знать, что они могут ожидать от своего лидера и что их лидер ждет от них;
3) лидер должен обладать волей к выживанию;
4) правитель – это всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Современные концепции лидерства.
Теория черт. Лидер рассматривается как совокупность определенных психологических черт, наличие которых способствует его выдвижению на лидирующие позиции и наделяет его способностью принимать властные решения.
Теория ситуативного анализа и ситуативная личностная теория. Преодолеть психологическую трактовку лидерства пыталась теория ситуативного анализа. Согласно этой теории, лидер появляется в результате стечения обстоятельств места, времени и т.д. В жизни группы в различных ситуациях выделяются отдельные индивиды, превосходящие других хотя бы одним каким-то качеством. Поскольку именно это качество востребовано, человек, обладающий им, становится лидером. Ситуативная теория рассматривает лидеров как функцию определенной ситуации. Ситуативная теория не отрицает важную роль индивидуальных качеств личности, однако не абсолютизирует их.
На основе этой концепции и эмпирических исследований, ряд ученых пришли к выводу, что в современном обществе большие шансы на успех имеет беспринципный человек, ориентирующийся на политическую конъюнктуру. Ограниченность данной концепции состоит в том, что она концентрирует свое внимание только на активности самого лидера. Логичным продолжением теории ситуативного анализа стала ситуативно-личностная теория опять в глазах темнеет…, которая объясняла феномен лидерства через последователей и конституентов. Если отключусь, взять переписать тетрадь Конституенты – это сторонники. Конституенты à последователи à активисты à лидер. Анализ конституентов во многом позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера, зачастую действующего вопреки собственным политическим привычкам, симпатиям и антипатиям. Таким образом, сторонники данной концепции выделили 4 фактора, изучая которые можно дать ответ, как будет вести себя политический лидер:
1) черты и мотивы лидера как человека;
2) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей;
3) характеристика роли лидера;
4) правовые и институциональные условия его деятельности.
Интегративная теория лидерства. Интегративная интерпретация политического лидерства подразумевает анализ всей совокупности переменных, влияющих на характер и содержание лидерства. Лидер изучается:
1) изучение личности лидера, его рпоисхождения и процесса социальизации;
2) анализ окружения лидера, его последователей и оппонентов;
3) буковки расплываютсярассмотрение отношений между лидером и сторонником;
4) исследование социальных условий выдвижения в лидеры;
5) анализ результатов ввзззаимодействия лидера с его сторонниками в конкретных ситуацияххххххххххххххххххх.
Что-то говорит про политический стииииииииль. Вроде это не надо писать. Не знаю, ввввввввместее с черными в глазах белые кругрию Надо писать, чтобы не отклбчиться. Говорит, что не надо писать ешще одну концепцию. Расскахывает концеапцию. В глазах плывет. Не вижу, когда пара кончится. Препод сказал про какой-то отхох. Вроде новый вопрос…
Типология лидеров.
Типология Макса Вебера ходит взад-вперед, который выделял 3 типа лидеров: традиционного, харизматичного, рационально-легального, которые различаются по типу легитимности. Велел посмотреть лецкию о власти. Напоминаеит о лекицц.
Имиджеваяя типология назвал какую-то тетеньку. Узнать, кто она.Имиджжжж – это визуальная при влека тельность личноооости. Похоже много подчеркиваний текста, который я пишу…Лидер знаменосец, которого отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего, много красного вижу в экране,знание средств его достижения. Такой лидер определяет характер происходящего, темпы и способы преобразования не люблю, когда больно. Пример подобного лидера – Ленин. В лесу родилась елочка в лесу она росла, срубили стала полочкой такие вот дела трусишка зайка серенький под елочкой скакал а серый волк зубастый волк зайчоночка сожрал Лидерслужитель достигает признания через выражения интересов своих приверженцев, действует от имени группы Метель ей пелана правктике руководствуется тем, что отн него ожидают песенку, спи елочка бай бай мороз снежком укутывал навеки засыпайПример лидера – Брежнев, служивший партийной номенклатуры. Снег по лесу частому под шинами скрипит и браконьер на хамере с топориком спешит. Взмахнул своим топорикомЛидер-торговец. Существенная черта – способность убеждать, признание со стороны сторонников добивается знанием своих потребностей и желанием их удовлетворять Благодаря способности убеждать привлекает приверженцев претворения своих планов. Не помню строчку здесь, срубил он нашу елочку под самый корешок. И елочка нарядная на праздник не пришла, ведь елка стала полочкой, такие вот дела. Говорит о чем-то сноваКеннеди. Лидер-пожарный Тетя-тетя кошка, выгляни в окошко…отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сформулированная его сторонниками. Красного меньше, кругов в глазах меньше. Извините, если вы читаете это, значит я забыла стереть.Путин.
Политический стиль основа следующей классификации. Т.е. этой.Наиболее характерные черты политического стиля позволяя.ют определить тип тлидера, его эффективность для конктреных условия и рпедсказуемость действий. Стилей выделяют5: параноидальный, шизоидальный, депрессивный, конкунсивный и еще что-то не успела записать быстро препод прочел
Параноидальный тип лидера, которого можно назвать «хозяин». Такой личности свойственны подозрительность, недоверие, сверхчувствительность к скрытым угрозам и мотивам, постоянная жажда власти и т.д. Политик не приемлет другой точки зрения и отвергает любую информацию, не подтверждающую еггггго теорию. Тип мышления инверсивный, все делит на белое и черное как круги в глазах, а людей – на друзей и врагов. Данный стиль не столь эффективен внешне, но может обладать значительным ресурсом для мобилизации населения. Способен решаить стратегически важные задачи в исторически сжатые сроки. Однако опирается на карательный аппараааааааатттт. Пример – Сталин. А мне Грозный подумалсяяяяяяяяяя….. снова много красного подчеркиваетсяяяяя.
Демонстративныйййййййй итп. Данного политиченского лидера можно назвать артистом, он всегда играет на публику. Любит демонстрации, охвачен желанием нравиться, постоянно привлекает к чебе вниманиею Вследствие этого он управляем и предсказуем, но может лишиться самообладания, столкнувшись с серьезной критикой, тогда првоедение последовательного политического курса невозможно. Пример – Жириновский.
Компульсивный тип. Собирательный образ данного лидера – отличник. Ему свойственно навязчивое желание делать все наилучши мобразом. Стиль поведения - напряженность, отсутствие легкости, гибкости, маневра, озабочен, мелочен, излишне пунктуален, догматически подходит ко всем инструкциям, что нередко служит причиной конфликта во властных струкр=тураз. Пример – Д,А. Медведев, Буш младший (препод сказал, что Буш не очень умный человек, которого легко сбить с толку XD )
Депрессивный лидер. Политический стиль, который олицетворяет образ соратникааааааааа. Лидер эьтго типа не способен играть ведущую роль и поэтому пытается объединиться с теми, кто реально может делать политику. Не имееееет четкого политического курса, устойчивых подходов к решению проблем, политическую реальность воспринимает насторожено. Это может быть Миронов. Я наверно много чуши до этого жирным шрифтом написала… Кяо, кря.
Шизоидальный политический лидер. Стиль непосредствненно связан с депрессивным. Это лидер-одиночка. Самоизоляция и самоустранение данного типа от реальных событий носит наиболее четкий характер. Он всегда занимает позицию наблюдателя. Но политическая деятельность такова, что ни с ккем не сотрудничать постоянно невозможно, отчего данный стиль часто переходит в депрессивный. Самый яркий пример – Григория Явлинский, лидер партии Яблоко. Что-то говорит про него… в коридоре шум…
Социальные основы политики.
Сферы и интересы граждан неравнозначны. В связи с этим, сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность. Эти сферы условного можно выделить так:
1) базовые человеческие потребности (в пище, одежде, жилье, безопасности) удовлетворяются производственными отношениями и составляют первый уровень межличностных взаимосвязей, реализуются через профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации;
2) социокультурные потребности – в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании, вере, общении, и т.д. – второй уровень межличностных взаимосвязей, протекает в рамках таких институтов как семья, церковь, образовательные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.;
3) третий уровень – потребность в политическом участии, что связано с индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностей. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций, определяет социальные основы политики.
Геополитические концепции.
Геополитика в узком и строго научном смысле – это наука о контроле за пространством и влиянии географических условий на политику. Геополитика в широком смысле – это вся сфера внешней политики и международных отношений. Возникновение термина «геополитика» связано с именем шведского профессора и парламентария Рудольфа Черрена, который ввел термин геополитика как аналог внешней политики государства. Основатель геополитики – Фридрих Рацель. По мнению Рацеля государство-грибок неразумно, а Черен считал, что государство разумно, обладающее душой и духом. Монтескье вводит такое понятие, как «географический детерминизм» (ландшафт и территория определяют форму правления).
Политический реализм
Это одна из наиболее старых парадигм международных отношений. Общие позиции:
1) основные участники международных отношений – государства, которые обладают всем объемом ресурсов;
2) основной мотив поведения государств на международной арене являются национальные интересы, т.е. интересы, поднятые в терминах власти;
3) на международной арене нет глобального игрока, который бы обеспечивал единый порядок, следовательно, международные отношения анархичны;
4) соответственно, если международные игроки действуют в анархичной среде и преследуют свои национальные интересы, то неизбежным следствием этого является то, что основной формой взаимодействия на международной арене является конфликт;
5) если основной формой взаимодействия является конфликт, то для реализации национальных ин<