Государство: происхождение и сущность.
Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т. п.) в пределах определенной территории.
Государство возникает на определенном этапе общественного развития и представляет собой центральный институт власти в политической системе конкретного общества.
Вопрос о происхождении государства является обсуждаемым и поныне, так как этнографическая и историческая науки дают все новые знания о причинах его происхождения.
1. Естественная теория происхождения (Аристотель, Дюги) – на появление гос-ва повлияли антропологические и демографические факторы.
2. Теологическая (Фома Аквинский) – гос-во создано богом, получили власть из рук бога
3. Патриархальная теория (Филмер – XVII) – власть пошла от Адама, Адам получил ее от Бога и от него всем остальным. Гос-во семья, а правитель – отец.
4. Теория покорения (Гумилович) – гос-во образовалось от завоеваний.
5. Теория общественного договора (Гоббс, Локк) – человечество до гос-ва жило в естественном состоянии, пользовалось тем, что давала природа, потом понадобилась защита, и люди согласились подчиняться, а власть согласилась их защищать.
6. Ирригационная теория – для тех гос-в, где вода дефицит.
7. Соц-экономическая (марксистская) – гос-во возникло тогда, когда появилось разделение труда, собственность и классы.
Формирование государства – длительный процесс, у различных народов мира он шел разными путями.
На Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.) устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, они одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т. е. выступали организаторами производства.
В Афинах и Риме рабовладельческое государство возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.
В Риме образование государства было ускорено борьбой бесправных плебеев против римской родовой аристократии (патрициев). Формирование древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Существует мнение, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (закрепление крестьянства и крупная частная собственностью на землю), а как прафеодальные (знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
Подходы к изучению сущности государства:
1) классовый – государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения;
2) общесоциальный – государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе государство понимается как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.
Выделяют также и религиозный, и национальный, и расовый подходы в понимании сущности государства, в рамках которых будут доминировать религиозные, национальные, расовые интересы в политике конкретного государства.
Форма государства.
1) Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их компетенция и взаимоотношение с населением, степень участия населения в формировании этих органов. Монархия – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия – в период правления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов.в настоящее время-Бутан и Бруней самые известные абсолютные монархии. Ограниченная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.
Дуалистическая монархия( Кувейт,Иордания,Непал) – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:
монарх выполняет функции реального главы государства;
наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.
Парламентарная монархия( ВеликобританияДания, Швеция, Япония, Испания) – это такая форма правления, где власть монарха ограничена парламентом. Признаками парламентарной монархии являются:
наряду с монархом функционируют и иные высшие органы государственной власти (парламент, правительство и др.);
парламент избирается народом;
правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте;
правительство несет ответственность перед парламентом;
действует принцип разделения властей;
властные функции монарха ограничены и в основном носят церемониальный характер (представление государства за рубежом, принятие отставки правительства, вручение государственных наград и т. д.).
Республика – это такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом на основе всенародного голосования, т. е. источником власти выступает суверенный народ. Республика как форма правления возникла только в конце XVIII в. Республики подразделяются на президентские и парламентские. Для президентской республики характерно то, что президент, будучи главой государства, во-первых, возглавляет исполнительную власть, назначает и освобождает от должности членов правительства; во-вторых, правительство несет политическую ответственность перед президентом; в-третьих, здесь в классическом варианте действует принцип разделения властей (например, в США, Аргентине, Бразилии). В парламентских республиках исполнительная власть возглавляется премьер-министром (председателем правительства), правительство назначается парламентом и несет перед ним политическую ответственность за свою деятельность (например, в Италии, Германии, Греции, Индии). Выделяются и республики (Франция, Финляндия), где сочетаются черты парламентской и президентской форм правления. При смешанной форме правления главой исполнительной власти является премьер-министр, который наделен широкими полномочиями. При формировании правительства участвуют и президент, и парламент.
2) Под формой государственного устройства в юридической науке понимается административно-территориальная организация государства, характер взаимоотношений между его составными частями (субъектами), а также между центральными и местными органами. Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на унитарные (простые) и федеративные (сложные).
Унитарное государство (от латинского unitas – «единство») – это единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований на правах его субъектов. Такое государство может делиться только на административно-территориальные единицы, не обладающие суверенитетом. В унитарном государстве – единое законодательство, единое гражданство для всей страны, единая денежная система, административно-территориальное управление осуществляется единым центром.
Федеративное государство характеризуется сложной формой территориального устройства, при которой государственная власть разделена между центральными, т. е. федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов, входящих в федерацию. Федерация (от латинского foedus – «союз») – это союз нескольких государственных образований (государств), основанный на договоре. Субъекты федерации – территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства (например, конституцией, законодательными органами). Поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования – субъекты федерации (штаты, кантоны, провинции), обладающие определенным суверенитетом, т. е. относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Важным признаком федеративного государства является также наличие двойного гражданства: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Выделяют различные виды федераций:
дуалистические федерации, основанные на дуализме суверенитета (штаты и центр в США), взаимной координации их деятельности;
национально-территориальные федерации;
договорно-конституционные федерации;
симметричные федерации;
асимметричные федерации, т. е. в которых не соблюдается принцип равенства субъектов федерации.
Конфедерация (от латинского confoederatio – «сообщество») представляет собой союз нескольких самостоятельных государств, образованный, как правило, на основе договора, для достижения определенных целей (политических, военных и экономических), которые позволяют создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. Например, страны Европейского Союза, прежде всего, преследуют экономические и политические цели для обеспечения наиболее благоприятных условий для экономического и политического сотрудничества.
3) Политический режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления государственной власти, характеризующую политическую обстановку в стране, т. е. степень политической свободы в обществе и правовое положение личности. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократически( тоталитарный или авторитарный).
Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть») – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти. Признаки демократического политического режима:
широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
наличие у властных органов мандата народа;
наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;
многообразие форм собственности;
свобода экономической и предпринимательской деятельности;
верховенство права, независимость правосудия (суда);
принцип разделения властей;
идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
принцип: разрешено все, что не запрещено законом.
Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.Тоталитаризм(от лат. «полный», «целый») - это политический режим, при котором государство контролирует все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и даже частную жизнь граждан.
Понятие «тоталитаризм» впервые было использовано в 20-е годы XX века. Итальянские социологи Амендолла и Габетти ввели это понятие для характеристики режима Муссолини в фашистской Италии.
Разновидностями тоталитаризма являются: фашизм, нацизм, сталинизм.
Признаки тоталитаризма:
Наличие одной партии, которая является правящей.
Правящая партия является жёстко централизованной, в ней не допускается фракционность, идет борьба за чистоту рядов.
Происходит сращивание партийного и государственного аппаратов.
Главой государства является лидер правящей партии, вокруг которого может возникать культ личности. Лидер неподотчётен, в его руках концентрируется вся полнота государственной власти.
Отсутствует разделение властей.
Конституция отменяется или приостанавливается на неопределенный срок, существует только на бумаге.
Полностью ликвидируются и нарушаются права и свободы человека.
Широкое использование на практике насилия, террора, массовые репрессии.
Наличие единой идеологии, которая внушается через СМИ, через систему образования, искусство.
Активное вмешательство государства в экономическую сферу, преобладание государственного сектора в экономике. Командно-административная экономическая система.
Отсутствует понятие «личность», предпринимается попытка превратить общество в единую безликую массу.
Создание массовых организаций с целью контроля над обществом.
Однотипность культуры, отсутствие свободы творчества, нет вариативности.
Единообразие образования, введение жёстких стандартов в искусство, строгая цензура.
Тоталитаризм считается самым реакционным политическим режимом.
Антидемократическим также считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.
Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается.
Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.
В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др.
На практике авторитарные режимы нередко перерастают в тоталитарные: СССР в 30-е годы XX века.