Схема занятости разных категорий зрителей
Категори участников праздника | Гости | Дети | Влюбленные | Молодожены | Туристы | Другие... |
Формы участия |
7. Обоснование мероприятий (и способов) позиционирования
а) инициатора праздника (территории);
б) самого праздника.
8. Определение возможных выгод для целевых сегментов аудитории праздника и контактных групп (т.е. кто что получит – аудитория, спонсоры, власть). Эта информация потом станет основой рекламного обращения.
9. Пакет коммерческих мероприятий (приносящих прибыль)
Это может быть реклама других фирм, организация семинаров (если праздник тематический), аккредитация журналистов, соревнования с тотализатором и др.
Раздел желательно выполнить в форме таблицы:
Категория участников праздника | Гости | Дети | Влюбленные | Молодожены | Туристы | Другие |
Предложение |
10. Атрибутика праздника
Атрибут – это предметный символ акции. Он является товарным и рекламным знаком праздника (брендом); коммерческим товаром (помогает окупить праздник, позволяет заранее спланировать массовое предпраздничное рыночное производство. Виды атрибутов: кукла, игрушка, головной убор, напитки и др.
4. СТРУКТУРА ПРОЕКТНОГО ОБОСНОВАНИЯ
КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. Анализ и сегментация рыночной среды.
1.1. Характеристика рынка спроса: состояние, тенденции изменения (спад, подъем), причины, потенциальные возможности.
1.2. Анализ рынка предложений (т.е. производителей - как партнеров, так и конкурентов) и оценка уровня конкуренции;
1.3. Выявление неохваченных предложением сегментов спроса и определение их структуры (по системе критериев), емкости.
1.4. Характеристика элементов внешней среды.
Макросреда - совокупность политических, экономических, правовых, социально-демографических, культурных и экологических факторов, факторов, прямо или косвенно влияющих на перспективы развития организации.
Сведения, характеризующие внешнюю среду, необходимы для проектирования новых видов услуг; для проработки альтернативных сценариев развития организации, для корректировки приоритетов ее развития.
2. Выбор и обоснование рыночной стратегии организации.
2.1. Выбор возможных стратегий деятельности организации на рынке - по отношению к конкурентам:
а) организация перенимает концепцию конкурентов. В таком случае успех обеспечивается за счет позиционирования, т.е. внедрения в сознание потребителей представлений об отличительных свойствах данного продукта.
б) концепция конкурентов модифицируется с учетом возможностей;
в) организация разрабатывает не имеющий конкуренции продукт и ищет собственную "рыночную нишу" (т.е. производит услуги, ориентированные на удовлетворение еще не “закрытых” конкурентами потребностей).
2.2. Обоснование основных сегментов спроса – целевых групп (по взаимодополняющей группе критериев.
Примеч.: Если фирма не обнаруживает рыночный сегмент, соответствующий критериям оптимальности, она может сосредоточить усилия на поиске ниши «внутри» сегмента, освоенного конкурентами.
2.3. Выбор стратегии деятельности фирмы по отношению к сегменту:
Усилия концентрируются на 1 рыночном сегменте, которому адресуется или центральный пакет услуг, или вся номенклатура продуктов.
Разрабатывается продукт, который адаптируется к нескольким сегментам.
Нескольким выбранным рыночным сегментам предлагаются все разрабатываемые фирмой пакеты услуг.
2.4. Разработка номенклатуры услуг, соответствующих целевым группам спроса.
3. Сценарная проработка стратегии организации, т.е. создание модели будущего. Она включает:
3.1. Описание ключевых внешних факторов, влияющих на различные аспекты деятельности фирмы, способов их фиксации и идентификации; оценку потенциальных угроз - со стороны макросреды, конкурентов (например, возможность появления новых конкурентов).
3.2. Выработка способов и вариантов противодействия и эффективной адаптации к изменениям внешней среды, т.е. обоснование наиболее целесообразных действий фирмы с учетом изменения рыночной ситуации.
3.3. Характеристика благоприятных для развития возможностей.
4. Философия поведения организации на рынке:
4.1. Миссии организации
4.2. Принципы и приоритеты развития.
4.3. Стратегические цели и задачи :
5. Содержание деятельности организации
5.1. Направления деятельности;
5.2. Номенклатурная политика организации (что, сколько, в какой последовательности производить и т.д.).
6. Обоснование комплекса маркетинговых мероприятий:
6.1. Разработка способов позиционирования организации (и ее услуг) и подбор имиджеобразующих метафор.
6.2. Разработка фирменного стиля: словесный и графический товарный знак (название организации, ее логотип – некоторое условное обозначение); слоган (девиз); рекламный символ организации (напр,. персонаж, размещаемый в графической форме на печатных материалах организациии выступающий от ее имени в рекламных кампаниях и акциях PR), аудиообраз (музык. фраза, композиция для голоса или муз. инструментов и т.д.
6.3. Ценовая политика;
6.4. Стратегия рекламной деятельности;
6.5. Стратегия мероприятий группы PR.
7. Организационная модель организации
7.1. Вертикальная и горизонтальная структуры.
7.2. Функции и задачи подразделений.
7.3. Основные должностные единицы (компетенция, функции, технологии).
5. ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТУРА
Структура проекта:
1. Характеристика объекта путешествий и обоснование вида тура (путем характеристики факторов, определяющих аттрактивность региона, его туристко-экскурсионный потенциал).
2. Выявление и характеристика целевого сегмента спроса на данный вид тура.
2.1. Сегментация рынка спроса по географ. и социально-демографическим критериям и выделение целевой аудитории тура;
2.2. Характеристика целевой группы по социально-культурным и психологическим критериям и определение на этой основе потенциала туристского спроса
2.3. Дифференциация субрынка спроса по специальным критериям (сезонности; средствам размещения и т.д.).
3. Общая концепция тура
3.1. Основная тема тура, его идея;
3.2. Цели и задачи путешествий;
3.3. Характеристика номенклатуры услуг и определение турообразующей услуги;
3.4. Критерии и способы позиционирования тура.
4. Маршрут тура (общая протяженность и количество дней пребывания на маршруте; количество пунктов ночлега; время и программа пребывания в пунктах).
5. Обоснование экономической эффективности и целесообразности внедрения тура (технико-экономическое обоснование тура; определение верхней и нижней границ цены; определение наиболее оптимальной для турфирмы цены на турпродукт и нормы прибыли).
6. Обоснование форм апробации и презентации тура.
6. СТРУКТУРА ПРОЕКТА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
1 раздел: Характеристика рыночной ситуации.
1.1. Анализ рынка предложений по аналогичным услугам и характеристика оснований и способов позиционирования, стратегии и тактики продвижения товара конкурентами.
1.2. Характеристика проблем и ресурсов организации (рекламодателя).
2 раздел: Сегментирование среды и характеристика аудитории.
2.1. Определение и характеристика целевых групп рекламы - по различным критериям;
2.2. Определение контакт. аудиторий, от кот. зависит решение проблем.
3 раздел: Определение целей и задач рекламной кампании (с учетом проблем рекламодателя; специфики товара; размера и особенностей цел. сегмента спроса, силы партнеров и характера конкуренции, этапа жизн. цикла предмета рекламы и др.
4 раздел: Разработка стратегии рекламной кампании:
4.1. Обоснование предмета рекламы.
4.3. Разработка идеи (пакета идей) рекламного проекта.
Целевая аудитория | Форма и средства рекламы (акции, приемы и т.д.) | Цели, задачи | Тема | Виды рекл. акции |
1., 2, 3, … |
5 раздел: Обоснование основных рекламных акций
5.1. Оформление сценарной заявки – в том случае, если форма –теле-шоу, зрелищное мероприятие
5.2. Разработка макета рекламы (если используются традиционные средства рекламы):
а) Вербальная часть макета (слоган, рекламное сообщение);
б) Визуальный раздел макета – зрительные образы.
6 раздел. Разработка плана рекламной кампании:
Форма рекламы (акция, прием, средство и т.д.) | Оптим. сроки проведения рекл. мероприятий. | Последовательность смены | Критерии эффект-ти рекл. кампании (по всем задачам). |
7 раздел. Бюджет рекламной кампании
7. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ
1. Анализ ситуации (социальная структура избирательного округа, культурные традиции и экономический статус различных социальных групп, динамика электоральных предпочтений, стереотипы общественного сознания, политические и информационные рынки и т.д.).
2. Сегментирование и характеристика социальной среды и определение целевых групп – электората.
Критерии сегментирования и анализа целевых сегментов – социально-демографические, психолого-поведенческие, социально-культурные, специфические характеристики электорального поведения (индекс известности кандидата, отношение к нему со стороны различных аудиторий, избирательная активность каждого сегмента и т.д.).
3. Формирование имиджа политика - на основе анализа и учета:
- ресурсов имиджа: административных, финансовых, социально-культурных, идеологических, личностных).
- ценностно-нормативной и ментальной специфики электората, особенностей мифологического пласта сознания, региональных особенностей.
4. Разработка стратегии кампании
1 таблица: Общая стратегия действий
Основные направления: | Цел. сег-менты | Задачи | Форма акций (меропр., действия, средства) | Этапы | |||||
1. Наращивание электорального потенциала 2. Формирование и продвижение имиджа политика 3. Дискредитация соперников 4. Другое… | |||||||||
Примеч.: Стратегию деятельности составляют: мероприятия PR (продвижение имиджа политика в общ. мнении); политическая реклама; избирательные технологии 2 таблица: Презентация и продвижение имиджа | |||||||||
Субъекты | Целевые группы -характеристика -требования -ожидания | Политические лозунги и слоганы | Формы, способы и средства представления | ||||||
1. Самопредъявление | |||||||||
2. «Референты» | |||||||||
3. Избиратели | |||||||||
4. Другие …… | |||||||||
5. Проектное обоснование ведущих акций кампании
8. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
1 Маркетинговый анализ внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно определяющих состояние, приоритеты и перспективы развития туризма. Предметом этого анализа являются:
1.1. Туристские ресурсы – т.е. факторы, непосредственно определяющие туристский потенциал региона (его аттрактивность):
а) Природно-ландшафтные и климатические условия (красивая, богатая природа, благоприятный климат, рельеф местности, подземные богатства – минеральные воды, пещеры и т.д.);
б) Историко-культурный потенциал, который включает:
- культурно-историческое наследие: язык, идеалы, традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы и ремесла; произведения искусства, музейные, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного значения;
- инфраструктуру культуры как систему условий создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы, культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и экономического обеспечения культурной жизни);
в) Экологическое состояние территории;
г) Географическое положение (доступность тур. центров, определяемая существующими коммуникациями, наличием современных видов транспорта).
1.2. Анализ состояния тур индустрии и бизнеса:
- Материально-технические ресурсы туризма - инвентаризация объектов тур. инфраструктуры, их оценка по критерию соответствия российским и международным стандартам: средств размещения, транспорта, предприятий питания, сферы рекреации, розничной торговли и т.д.).
- Кадровое обеспечение туристского бизнеса (профессионально-квалификационная структура и уровень подготовки кадров).
- Номенклатура предлагаемых населению видов туризма и работа с различными рыночными сегментами спроса;
- Наличие структур, оптимизирующих деятельность турфирм и обеспечивающих защиту прав путешественников (информационные центры, страховые кампании, общества защиты прав потребителей и т.д.).
1.3. Анализ факторов, косвенно воздействующих на туризм:
- Социально-демографические факторы: соотношение возрастных групп населения, возраст вступления в брак и образования семьи, число бездетных пар, срок выхода на пенсию и др.
- Социально-экономические и политические факторы: общая экономическая ситуация: уровень безработицы, возможности переквалификации рабочей силы на специальности сферы обслуживания туристов, финансовые ресурсы региона, которые можно инвестировать в туротрасль; динамика благосостояния и объем персонального дохода, который определяет уровень туристской активности и долю выделяемых на отдых и путешествия средств; структура занятости населения; жесткие или гибкие графики рабочего времени (определяющие границы сезонности, характер делового туризма, продолжительность и периодичность туров); общий бюджет свободного времени различных социальных групп (который зависит от затрат на труд в обществ. производстве, удовлетворение физиологических потребностей и труд в домашнем хозяйстве, затрат на образование;
- Социально-культурные факторы: характер и структура свободного времени (по дням недели, временам года, видам досуговой деятельности); интересы и потребности населения, которые определяют мотивы потребительского поведения (в частности, степень готовности населения путешествовать в любое время года (уровень развития туристской культуры, которая формируется рекламными кампаниями, мероприятиями PR).
2. Определение приоритетов и перспектив развития туротрасли и разработка сценария развития региона и его составляющих как туристских центров.
2.1. Анализ реального и потенциального спроса на данный регион со стороны местного населения, путешественников из прилегающих регионов, отдаленных территорий, а также иностранных туристов. Дается следующая структура спроса: географическая (откуда), социально-демографическая (кто), видовая (по видам туризма); временная (по временам и сезонам) и пространственная структура спроса (спрос на территории или местности, в которые желают поехать туристы);
2.2. Выявление преимуществ и недостатков данного региона в сравнении с другими (в том числе и аналогичными по основным показателям).
2.3. Определение туристкой специализации региона, его места на российском и международном туристских рынках (см. критерии). Специализация уточняется в зависимости от типов входящих в регион поселений, которые определяются по критерию туристско-рекреационного потенциала
2.4. Выявление приоритетных видов туризма, которые определят туристскую уникальность территории (своеобр. позиционирование).
2.5. Определение перспективных тур. потоков и средней продолжительности пребывания туристов в местах посещений с учетом: аттрактивности региона, доступности объектов (пространственной и временной), емкости территории (средств размещения ограничений по экологической и социальной нагрузке)
2.6. Анализ возможных социально-экономических последствий развития туризма.
3. Содержание программы
3.1. Обоснование оптимальной структуры, объема и качественных характеристик инфраструктуры:) мест размещения туристов (гостиницы, кемпинги, мотели, курорты и т.п.); ) предприятий обслуживания (экскурсионное обслуживание, средства связи, бассейны, спортивные площадки, лыжные подъемники, пункты проката и т.д.); транспортных коммуникаций (автомобильные и железные дороги, аэропорты, велосипедные дорожки, пешеходные тропы); предприятий, смежных с туристской отраслью (торговля, бытовое, медицинское обслуживание, культурно-досуговые и концертно-зрелищные учреждения); жилья и предприятий сферы обслуживания для работников туристской и смежных отраслей.
3.2. Пакет взаимоувязанных программ, отхватывающих различные компоненты туристской индустрии и ее инфраструктуры:
- Программа развития материальной базы туризма;
-Программа профессиональной подготовки кадров для сферы туризма (обучение, повышение квалификации, переподготовка кадров для работы в предприятиях туристской индустрии);
-Программа интеграции региона в систему отечественного и мирового туристского рынка (продвижение туристского продукта региона на отечественном и зарубежных рынках, развитие межрегионального и международного сотрудничества в области туризма).
- Пакет специальных программ развития отдельных видов туризма (напр., делового, конгрессного, культурно-познавательного и др.).
4. Финансовое обеспечение программы
Т.е. определение: объема финансовых средств, необходимых для реализации программы туристского развития региона; источников их получения (федеральный, местный бюджет, банковские кредиты, коммерческий сектор, средства зарубежных фирм и т.д.), прогнозируемые сроки окупаемости вложений.
9. СТРУКТУРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
1 Раздел Исторические особенности и культурный потенциал территории:
1.1. Природно-ландшафтная уникальность.
1.2 Историко-культурная самобытность территории и общий сценарий ее развития.
Примеч.: Сценарий развития историко-культурной уникальности и самобытности территории: Центр развития народных промыслов (Палех); Историко-культурный центр, памятник старины (Архангельск); Туристский центр; Центр иностранного туризма (СПб);Место проведения традиционной культурной акции (фестиваля, ярмарки, конкурса); место проведения традиционного физкультурно-спортивного мероприятия (спортивный мемориал, розыгрыш кубка, детская олимпиада и т.п); Лечебно-оздоровительный центр и др.
2 Раздел: Состояние и проблемы развития культурной жизни
2.1. Социально-культурные проблемы территории).
2.2. ”Отраслевые” проблемы развития культуры (т.е. факторы, препятствующие оптимальному развитию сферы культуры).
Здесь анализируются проблемы, связанные с состоянием культурно-исторического наследия и музейного дела; концертно-зрелищной деятельности; театральной деятельности; библиотечного обслуживания; организации туризма; проблемы развития паркового дела; культурно-досуговой деятельности.
2.3. Состояние и проблемы культурной политики (финансирование, кадры, методическое обеспечение и т.д.)
3 Раздел Концепция развития культурной жизни территории.
3.1. Цели и задачи культурной политики.
Цели определяются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на ее частичное или полное разрешение. Задачи - относительно самостоятельные части программы, получаемые путем разделения цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи.
3.2. Приоритетные направления развития сферы культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности).
3.3. Ресурсы развития культурной жизни (материальные, кадровые, человеческий и т.д.).
Примечание к 3 разделу:
Существует два варианта формулировки приоритетов:
1. Традиционный - по устоявшимся в практике сферам социально-культурной деятельности. Наиболее типичными в таком случае приоритетами являются: Сохранение и использование культурно-исторического наследия (программа “Наследие”); Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел, промыслов (“Народное творчество”); Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований (“Культура и дети”); Развитие художественной жизни (“Художественная жизнь”); Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений (программа “Досуг”); Развитие туристско-экскурсионного дела (программа “Туризм”); Эстетическое развитие среды обитания; Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере культуры; Культ. развитие соц. незащищенных. групп (“Культура и инвалиды). Каждый приоритет оформляется как самостоятельная подпрограмма.
2. Приоритетные направления определяются в соответствии с областями проектирования (в зависимости от характера и интенсивности проблем, наличия ресурсов и т.д.). Приоритетами культурной политики в таком случае следует рассматривать: поддержку и развитие исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической культуры различных слоев и групп населения.
4 раздел: Содержание программы.
Каждое приоритетное направление, обоснованное в предыдущем разделе, конкретизируется в виде самостоятельного подраздела по следующей схеме: а) сжатая характеристика “проблемного поля” (т.е. описание ситуации, которая определяет актуальность и приоритетность поддержки и развития данного направления социально-культурной жизни); б)цели и задачи программы в данной области культурной жизни; в) содержание конкретных проектов.
Проекты описываются по следующей схеме:
1) Актуальность проекта (почему).
2) Аудитория проекта (для кого).
3) Цели и задачи проекта (зачем).
4) Форма реализации проекта (как).
5) Направления и содержание деятельности (мероприятия).
6) База реализации.
7) Исполнители и соисполнители.
8) Смета расходов и источники финансирования.
9) Сроки реализации.
5 раздел: Организационное и ресурсное обеспечение программы
Мероприятия по обеспечению программы могут включать в себя: создание организационно-экономических условий развития культурной жизни (совершенствование системы управления; создание условий для развития спонсорства и меценатства); координация субъектов культурной политики; информационно-методическое обеспечение программы (информация, реклама, издательская деятельность, презентации проектов и т.д.); кадровое обеспечение реализации программы; материально-техническое оснащение сферы культуры.
6 раздел: Этапы реализации программы поддержки и развития сферы культуры. Это может быть: обсуждение программы с представителями сферы культуры, образования, общественности; проведение слушаний по проблемам развития культуры территории; формирование социального заказа различным субъектам культурной жизни; создание экспертных общественно-государственных советов по основным приоритетам культурной политики; учреждение целевых фондов в соответствии с приоритетами культурной политики (или фонда поддержки и развития сферы культуры); проработка идей и предложений, высказанных жителями города;) создание спец. фонда поддержки культурных инициатив;) заключение договоров на выполнение проектов и программ; контроль выполнения договоров и реализация программы в целом.