Демократизм. Бюрократия и бюрократизм
Рассмотренные выше принципы выражают два основных начала в организации и деятельности государства: демократическое и бюрократическое.
Демократизм в осуществлении государственной власти призван выражать интересы общества, но крайней мере его большинства. Он проявляется в участии населения в осуществлении власти, в контроле за деятельностью государственного аппарата, предполагая наличие институтов представительной и непосредственной демократии, формирование и деятельность органов государства на принципах выборности, коллегиальности, гласности, подконтрольности исполнительных органов представительным, тех и других — судебным.
Выборность влечет за собой естественную сменяемость, пополнение при каждых выборах представительных органов
представителями, не обладающими достаточными профессиональными знаниями и опытом в управлении государством. Между тем жизнь общества и протекающие в нем процессы усложняются. Государственное управление нуждается в профессионалах, обладающих необходимыми знаниями, опытом у правления -
В силу этого происходит специализация управленческого труда, из общества выделяется особая прослойка лиц — государственных служащих, работающих на постоянной профессиональной основе — бюрократии, складываются бюрократическая система и стиль управления.
Для бюрократического управления характерны централизм, строгая иерархия, назначаемость на должности, обязательность решений вышестоящих лиц для нижестоящих, строгая дисциплина, профессионализм. Бюрократический метод управления («бюро» ~ стол, «бюрократия» ~ власть столоначальников) имеет свои положительные стороны, если в его основе лежат профессионализм и строгая законность. Он обеспечивает оперативность и рациональность принятия и исполнения решений, ибо исключает длительные демократические процедуры (обсуждение проектов, голосование и т. п.), основывается на профессиональных знаниях, опыте, строгой дисциплине.
Однако этотметод таит в себе и определенныеопасности. Он неизбежно ведет к тому,что бюрократия обособляется отобщества вособую группу со своими клановыми интересами. Возможен продссс приватизациивластных полномочий, которые начинаютиспользоваться не столько в интересах общества,сколько в своих личных и групповых интересах. Бюрократия стремитсяне только сохранить свои клановые легальные льготы,но и расширить их за счет нелегальных (взятки, коррупция и т. д.).
В ее среде складываются круговая порука (борьба за честь мундира), протекционизм, назначение на должности не по признакам профессионализма, знаний и опыта, а по мотивам дружбы, свойства, личной преданности и т. д., принятие решений в интересах близких по каким-либо признакам структур. Наблюдается тенденция к разбуханию, росту бюрократии.
Складывается особый, негативно бюрократический, стиль деятельности бюрократов. По отношению к верхам он про-
является в чинопочитании, вырождающемся в лесть, подха-нимаж, угодничество, стремление «потрафить» любому желанию начальника, приукрасить, подлакировать сведения, характеризующие ту или иную сферу деятельности, вплоть до приписок в целях собственной карьеры или в угоду вышестоящему чину
По отношению к гражданам и подчиненным формируются нетерпимость к критике, осуществляются подавление неугодных инициатив (крылатое выражение —- «инициатива наказывается»), поддержка льстецов и подхалимов, преследование неугодных, бездушное отношение к нуждам граждан.
Вместо подлинного, настоящего дела— формальные оттеки, бумаготворчество, главное — правильно оформить бумагу, а не решить дело по существу Наблюдается стремление ограничить гласность, информированность граждан, как можно больше засекретить информацию под видом государственной или служебной тайны.
Для бюрократа закон не действует, пока нет указания начальника. «Малому законодательству» ведомства отдается предпочтение перед законом и т.д.
Итак, демократизм и бюрократизм имеют свои плюсы и минусы, поэтому в государственном управлении должно быть такое их соотношение, которое бы нейтрализовало их нега-| ивные стороны и давало возможность проявляться положи-юльным сторонам.
Всевластие бюрократии и проявление ее отрицательных черт может быть ограничено развитием демократии, законодательным регламентированием деятельности бюрократии, строгим режимом законности, правом граждан на обжалование действий бюрократов в суд и т. п.