Типы избирательных систем. Избирательная система РБ.
Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.
При мажоритарной избирательной системе (РБ, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна. Победителем становится кандидат, получивший больши-во голосов избирателей. Мажоритарная система может быть абсолютного или относительного большинства. Система абсолютного большинства требует, чтобы кандидат во время выборов набрал 50 % голосов + 1 голос. Если этого не происходит, то назначается второй тур выборов, в котором соперничают кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре. Как правило, система абсолютного большинства допускает второй тур, т.к. практически никто из кандидатов не способен получить поддержку в 1- ом туре. А во втором туре достаточно получить простое большинство голосов.
Система относительного большинства позволяет определить победителя в 1-ом туре. Им становится кандидат, который получил наибольшее количество голосов в сравнении с другими. При этом в некоторых странах устанавливается необходимый минимальный % участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны настоящими, в некоторых странах это условие отсутствует.
Пропорциональная избирательная система (Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии. Эта система допускает не только наличие партий, но и некоторую готовность избирателей к анализу их политических проектов в рамках существующего политического спектра.
Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Россия, Польша).
Выбор способа голосования во многом зависит от традиций полит.культуры того или иного гос-ва, а также от формы правления и расстановки полит. сил.
Политические технологии
Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. К политическим технологиям можно отнести:
1. Проведение избирательных кампаний.
2. Прогнозирование политических ситуаций.
3. Исследование политической культуры населения.
4. Организация и проведение политических PR-кампаний.
5. Создание политического имиджа.
6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.
7. Различные политологические исследования.
У политических технологий есть два основных метода. Первый метод почти не зависит от времени и места реализации стратегии (универсальный). А второй метод ориентируется на учёт и времени, и места (конкретно-эвристический). Политические технологии различного типа очень часто последнее время используются в постсоветском пространстве для того, чтобы не дать новым, молодым демократичным политикам прийти к власти. Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.
Избирательные технологии–комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.
Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.
Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:
1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;
2. оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;
3. непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;
4. планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.
В настоящее время понятие “политический менеджмент” активно используется в политической науке. Это понятие весьма близко понятию политического управления, но не идентично ему. Появление понятия “политический менеджмент” можно объяснить определенной близостью управленческих и политических технологий, их единой направленностью на человека и его интересы.
По мнению Г. В. Пушкаревой, политический менеджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достижению определенной цели, лишен возможности создавать общеобязательные нормы и опираться на право “легитимного насилия”, то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.
Политический менеджмент позволяет управляющему субъекту решать следующие задачи:
1.Укрепление авторитета государственного или политического деятеля.
2.Создание привлекательного образа государственного учреждения, политической партии, общественной организации или группы давления.
3.Расширение числа сторонников той или иной политической программы, управленческого проекта.
4.Формирование электоральных предпочтений населения.
5.Организация политических союзов, блоков.
6.Влияние на политических оппонентов, а также на противников в политических конфликтах.
7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государственные решения.
8.Мобилизация масс для политической поддержки.
Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления – путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выполнению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязывающий граждан уважать и любить своего президента?