Типы избирательных систем. Избирательная система РБ.

Избирательные системы в зависимости от способа голосования разделяются на мажоритарные и пропорциональные.

При мажоритарной избирательной системе (РБ, США, Великобритания, Франция) от каждого избирательного округа выбирается один депутат. И, значит, выдвижение кандидатов происходит в округах, на которые разбивается страна. Победителем становится кандидат, получивший больши-во голосов избирателей. Мажоритарная система может быть абсолютного или относительного большинства. Система абсолютного большинства требует, чтобы кандидат во время выборов набрал 50 % голосов + 1 голос. Если этого не происходит, то назначается второй тур выборов, в котором соперничают кандидаты, набравшие большинство голосов в первом туре. Как правило, система абсолютного большинства допускает второй тур, т.к. практически никто из кандидатов не способен получить поддержку в 1- ом туре. А во втором туре достаточно получить простое большинство голосов.

Система относительного большинства позволяет определить победителя в 1-ом туре. Им становится кандидат, который получил наибольшее количество голосов в сравнении с другими. При этом в некоторых странах устанавливается необходимый минимальный % участия избирателей в выборах для того, чтобы выборы были признаны настоящими, в некоторых странах это условие отсутствует.

Пропорциональная избирательная система (Испания, Швейцария, Нидерланды, Чехия) основана на голосовании не за конкретного кандидата, а за список кандидатов – представителей конкретной партии. В этом случае для всех избирателей страна становится будто бы большим округом, в котором соперничают политические партии. Эта система допускает не только наличие партий, но и некоторую готовность избирателей к анализу их политических проектов в рамках существующего политического спектра.

Та и другая система, безусловно, имеет свои достоинства и недостатки, потому в некоторых странах применяют смешанную систему, основанную на принципах мажоритарной и пропорциональной систем (Франция, Италия, Россия, Польша).

Выбор способа голосования во многом зависит от традиций полит.культуры того или иного гос-ва, а также от формы правления и расстановки полит. сил.

Политические технологии

Под «политическими технологиями» имеются в виду интеллектуальные комплексы или системы, нормативно групп, организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. К политическим технологиям можно отнести:

1. Проведение избирательных кампаний.

2. Прогнозирование политических ситуаций.

3. Исследование политической культуры населения.

4. Организация и проведение политических PR-кампаний.

5. Создание политического имиджа.

6. Лоббирование законопроектов в федеральных органах власти.

7. Различные политологические исследования.

У политических технологий есть два основных метода. Первый метод почти не зависит от времени и места реализации стратегии (универсальный). А второй метод ориентируется на учёт и времени, и места (конкретно-эвристический). Политические технологии различного типа очень часто последнее время используются в постсоветском пространстве для того, чтобы не дать новым, молодым демократичным политикам прийти к власти. Технологии делят на «грязные» и «чистые». Под грязными технологиями обычно подразумевают негативную агитацию (то есть, не ЗА данного политика, а ПРОТИВ оппонента). Это самый популярный вид агитации в наше время. Ищется компромат, либо же просто придумываются утверждения, которые для народа близки к правде, с антирекламой оппонента (например, «За время Петиного правления снизились зарплаты, пенсии, стало хуже жить»). Чистые же технологии заключаются зачастую просто в белом пиаре кандидата.

Избирательные технологии–комплекс мероприятий в области исследований политического рынка, изучения поведения избирателей и воздействия на них с целью победы кандидатов на выборах. Разработка избирательных технологий включает в себя выработку стратегии и тактики избирательной кампании, создание имиджа кандидата, планирование и прогнозирование хода предвыборной кампании.

Эта работа требует профессиональных навыков и организованных усилий большой группы людей и не под силу самому кандидату. В связи с этим существуют фирмы, специализирующиеся в области оказания политико-маркетинговых услуг. Изучение избирательных технологий позволяет выявить их общие принципы, провести сравнение российского и зарубежного опыта, найти новые формы и методы организации избирательных кампаний.

Проведение избирательной кампании требует стратегического планирования, которое включает в себя, как правило, четыре стадии:

1. сбор информации, поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения соперников;

2. оценку имеющейся информации, в первую очередь путем выявления сильных и слабых сторон всех участников борьбы;

3. непосредственную разработку стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, основных лозунгов;

4. планирование, т.е. переведение всего вышеназванного в законченный план всей кампании.

В настоящее время понятие “политический менеджмент” активно исполь­зуется в политической науке. Это понятие весьма близко понятию политиче­ского управления, но не идентично ему. Появление понятия “политический менеджмент” можно объяснить определенной близостью управленческих и по­литических технологий, их единой направленностью на человека и его инте­ресы.

По мнению Г. В. Пушкаревой, политический ме­неджмент – это особый вид управления в политике, когда субъект управления, стремящийся к достиже­нию определенной цели, лишен возможности создавать обще­обязательные нормы и опираться на право “легитимного на­силия”, то есть либо на право государственного принуждения, либо на статусное право в политической организации.

Политический менеджмент позволяет управляющему субъ­екту решать следующие задачи:

1.Укрепление авторитета государственного или политичес­кого деятеля.

2.Создание привлекательного образа государственного уч­реждения, поли­тической партии, общественной организации или группы давления.

3.Расширение числа сторонников той или иной политичес­кой программы, управленческого проекта.

4.Формирование электоральных предпочтений населения.

5.Организация политических союзов, блоков.

6.Влияние на политических оппонентов, а также на про­тивников в полити­ческих конфликтах.

7.Оказание воздействия на лиц, принимающих государ­ственные решения.

8.Мобилизация масс для политической поддержки.

Перечисленные политические задачи невозможно решать традиционными методами управления – путем принятия обязательных к исполнению решений, путем создания норм, правил или законов, путем принуждения людей к выпол­нению принятых управляющими решений. Разве можно издать указ, обязы­вающий граждан уважать и любить своего президента?


Наши рекомендации