Учение о государстве и праве в Нидерландах периода буржуазной революции
В социально-политическом контексте конец XVI – XVII вв. в Европе – это эпоха формирования национальных государств, период завершения религиозных войн и начало буржуазных революций. Первой буржуазной революцией считают Нидерландскую (1566-1609 гг.), которая не была последовательной и не привела к решительному искоренению феодальных порядков. Однако она открыла путь к новым буржуазным преобразованиям государственно-правового устройства, взаимоотношениям человека и государства. Новая политико-правовая идеология основывалась на:
1) непринятии католической догматики и опиралась на протестантскую этику (личный аскетизм, трудолюбие и т.д.);
2) рационализме, логике в оценке общественных отношений;
3) идеях естественного права и договорного происхождения государства с античной политико-правовой мыслью.
Гуго де Гроот Гроций – голландский юрист, государственный деятель и писатель. Написал более 90 произведений по истории и теории государства и права, самое известное – «О праве войны и мира».
Гроций был одним из основателей теории естественного права, общественного договораинауки международного права. Теория естественного права основана на признании того, что все люди равны от природы, от рождения. Итак, законы природы определяют естественное право, и ему должна соответствовать положительная воля установленная законом. Таким образом, право основывается не на воле Бога, а на природе человека.
Качества, отличающие людей от животных, выражаются в стремлении мирного общения, согласованному с требованиями разума. Это естественное влечение к общению и является источником права. Вместе с этим, человек обладает не только стремлением общения, но и умом и поэтому осознает, что является стремлением к общению, а что противоречит ему.
Впрочем, право понимается как такое, что соответствует природе, справедливое действие. Ученый различает естественноеиволеустановленое право. Естественное право основано на разуме, его требования направлены на обеспечение справедливости: не посягательство на чужое имущество, возмещения причиненного ущерба, соблюдение обещаний и тому подобное. Волеустановленое право должно соответствовать естественному и разделяться в свою очередь на человеческое и божественное право. Человеческое право делится на внутригосударственное и международное.
Государство – это совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы. Признаком государства является наличие верховной власти и ее атрибутов: издание законов, осуществление правосудия, назначение должностных лиц, взимание налогов, заключения международных договоров. Сущность верховной власти состоит в том, что это власть, действия которой не подчинены никакой другой власти и не могут быть отменены по желанию чужой власти, то есть это суверенная власть.
Форма государственного правления, для мыслителя, не имеет существенного значения, поскольку сам народ может выбрать любой образ правления. Ведь тот или иной правопорядок следует оценивать не с точки зрения преимуществ его формы, а с позиций осуществленной в нем воли людей.
Барух (Бенедикт) Спиноза – голландский философ еврейского происхождения, который отказался от иудаизма. Основные работы – «Богословско-политический трактат», «Этика, доказанная геометрическим методами»и незавершенный«Политический трактат». Философ был сторонником естественно-правовой доктрины в своей оригинальной трактовке. Он выводил естественное право не из ума, а непосредственно из природы. Не только человек, но и любое другое существо обладает естественным правом, предел которого – сила природного индивидуума. Высший закон природы состоит в том, что каждая вещь стремится к самосохранению, не смотря ни на что, учитывая лишь собственные потребности. Поэтому естественное право запрещает только то, чего никто не хочет или никто не может сделать.
Человек по своей природе эгоистичен, и все остальные люди для него – враги. Человека охватывают страсти (аффекты) – жадность, ненависть. Страсти, а не разум является источником естественного права человека. Но и разум Спиноза не сбрасывает со счетов. Как одну из аксиом человеческого разума философ называет выбор из двух благ – большее благо, а с двух злых – меньшего зла. То есть человеческий ум способен выбрать оптимальный, относительно полезности, вариант поведения. Благодаря этому люди при всем своем эгоизме вступали, и всегда будут вступать в сообщество друг с другом, ибо из него вытекает гораздо больше удобств, чем вреда. Объединение сил увеличивает права людей.
Для людей, считает Спиноза, полезно жить не по естественному праву, где каждый друг другу – волк, а по законам и по указаниям разума, поскольку они имеют истинную пользу сохранение людей. Но чтобы перейти к разумной жизни, люди должны договориться обуздывать свои страсти, если они направлены в ущерб другому. Таким образом, общество (и государство, ибо Спиноза их отождествлял) может быть создано без всякого противоречия с естественным правом. Общественный договор будет соблюдаться, если каждый передаст государству всю силу, которую он имеет. Тогда государство одно будет иметь высшее естественное право на все, т.е. высшее господство, которому каждый будет обязан повиноваться или добровольно, или под страхом наказания.
Гражданин государства имеет право действовать или владеть чем-либо не по естественным правам, а по общему решению государства (по закону). Естественное право человека в государственном состоянии сохраняется лишь в том смысле, по которому остается право мыслить и ставить перед собой цель на свое усмотрение, в соответствии со своей пользой и страстями.
К компетенции верховной власти государства Спиноза относит издание, толкование и отмену законов, правосудие, избрание должностных лиц, право войны и мира. Верховная власть не связана законом, а гражданин обязан исполнять приказы государства.
Спиноза не считал все государственные законы идеальными. По его мнению, создание законов не может быть доверено монархам, да и вообще отдельным лицам, прихоти которых в силу слабости человеческой природы неизбежно возьмут верх над разумом. Чтобы закон был действительно умным, он должен быть принят большим собранием людей. Страсти у всех разные, частные интересы противоречивы, но в многочисленных собраниях крайности взаимопогашаются, и в результате общим остается разумное начало. При таком подходе самым умным и прочным государством признавалась демократическая республика.
Однако государство по своей природе не всемогущее образование. Естественное право государства равно мощности государства, и поэтому имеет свои пределы. Так, государство не имеет права заставлять людей думать так или иначе, потому что оно бессильно это делать. Философ осуждал как абсолютизм, так и конституционную монархию (она враждебна общему благу, а монарх боится своих подданных больше, чем врагов), признавал, что аристократическая форма власти, хотя и лучше монархии и более приспособлена к сохранению свободы, но не способна полностью сохранить интересы общества.
Право, по мнению философа, – это тот «дух государства, которым все должны руководствоваться». Оно установлено умом и предписывает действовать определенным образом. Действие, совершенное не по праву, является преступлением. Мера свободы индивида определяется мерой разумности, направляется на общее благо и воплощается в законе, что обеспечивается принуждением.