Появился прибавочный продукт, который заметно расширил возможности человека по развитию экономики

Предмет политологии.

Политология – это наука о политике, развитии политической системы и власти, о формах и механизмах политического руководства и управления в обществе.

Объектом изучения политологии выступает политическая сфера жизни общества, та реальная политическая действительность, где реализуются отношения между людьми по поводу управления государственными и общественными делами. Это взаимоотношения в политике властвующих и подчиненных, больших и малых социальных групп, политических партий, общественных объединений, а также отдельных личностей. Сюда же включается ряд социально-политических институтов, правительственных и неправительственных организаций, с помощью которых осуществляется взаимодействие между отдельными реальными субъектами политики.

Предметом политологии являются – совокупность научных проблем, конкретные стороны, свойства процесса и отношения реальной политической действительности, где совершается политика и реализуется власть. Мир политики – это государство и власть, политическая система, партии, общественные организации и движения, политическое лидерство, системы управления и т.д. Предметом изучения политики являются также закономерности развития политической жизни, политических отношений и интересов, власти и механизмов ее осуществления, политического процесса в целом.

2. Основные вопросы политологии

Что такое политика и политическая власть?

Зачем обществу государство?

Каковы типы государства и в чем их плюсы и минусы?

В чем различия политических партий?

Кто становится политическим лидером?

Как складываются международные отношения?

3. Пограничные политологические дисциплины

Политическая социология: влияние гражданского общества на распределение власти,

Политическая психология: субъективные мотивации человеческого поведения,

Политическая антропология:влияние родовых качеств личности, основополагающих потребностей человека на политическое поведение,

Политическая география: влияние климатических, географических и природных факторов на политическую жизнь

Политическая история:изменение политических институтов и норм в процессе эволюции

Теория государства и права:закономерности возникновения, функционирования гос-ва и права.

Содержание политики

политика возникла более 2,5 тысячелетий назад. Однако с тех пор изменялись как содержание целей, так и способы их достижения. Не оставалось неизменным и содержание

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель (384—322 до н.э.). «политика — это цивилизованная форма общности,которая служила достижению «общего блага» и «счастливой жизни». Такой формой Аристотель считал античный полис (город-государство).

в гигантских нациях-государствах, пришедших на смену полисам, согласование разнородных интересов различных групп осуществлялось правящей элитой и опиралось на искусство достижения и умелого использования государственной власти

уже в 1515 г. итальянский общественный деятель, политический мыслитель, ученый Никколо Макиавелли (1469—1527) определял политику как «совокупность средств, которые необходимы для того, чтобы прийти к власти и полезно использовать ее... Итак, политика есть обращение с властью, заданное обязательствами и зависящее от могущества властителя или народа, а также от текущих ситуаций».

немецкий социолог Максу Веберу (1864—1920) заметил, что политика «имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Сферу политического невозможно ограничить лишь государственным управлением, поскольку часто негосударственные структуры имеют не меньше, а подчас даже больше власти и влияния;примерами таких государственных структур служат различные лоббистские группы, средства массовой информации

«Если бы люди были ангелами,то не требовалось бы никакого правительства» (автор Конституции США 1787 г. Дж. Мэдисон). Согласовывать несовпадающие интересы групп, отдельных индивидов, обеспечивать целостность общества как жизнеспособной системыпризвана политика.

Политика существовала не всегда. Ее появление отразило процесс усложнения социальной жизни, обусловленной постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой продуктивной деятельности, призванных удовлетворять их.

Самостоятельной сферой политика стала в аграрных обществах, где

дальнейшее совершенствование орудий производства (создание металлического плуга),

использование животных в качестве тягловой силы и т.д. позволили производить продуктов больше, чем их требовалось для удовлетворения повседневных потребностей.

Основные формы политики

По сферам жизни общества:

Экономическая,

Социальная,

Культурная,

Национальная,

Военная и др.

По направлениям:

Внутренняя – региональная, федеральная,

Внешняя – двусторонняя, блоковая, мировая.

По субъектам политики:

Политика гос-ва, профсоюзов, партий и т д.

Основные функции политики

1. Поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности,

2. Разработка целей всего общества, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление,

3. Авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ,

4. Предотвращение и регулирование групповых конфликтов,

5. Политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике,

6. Разработка норм, законов, их применение, контроль за их соблюдением,

7. Обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Структура политики

Политическая власть как возможность и способность навязывать свою волю другому

Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти

Политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами власти,

Политическое сознание, выражающее зависимость полит\жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам,

Политическая организация, характеризующая роль институтов публичной власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Политическая культура: тип отношений к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении

ПолитическиеидеиТ.Рыскулова

Турар Рыскулов представлял ту часть казахской демократической интеллигенции, которая вос­приняла идеи и лозунги большевиков о равенстве, свободе, строительстве нового бесклассового об­щества, где не будет ни бедных, ни богатых. Вследствие этого он оказался в лагере противников буржуазной автономии «Алаш-Орда». Однако анализ его государственно-политической деятельности свидетельствует о том, что он, как и его соратники, желал процветания своей Родины и пытался до­биться для ее народа реального суверенитета и независимости. Турар Рыскулов предложил свой проект создания Тюркской Советской республики. В частно­сти, он писал, что Туркестан является страной тюркских народностей, и предлагал Туркестанскую республику считать национальной Советской республикой, где самоопределяющимся коренным на­родом считается тюркский народ

Понятие власти

Власть – активное, волевое начало в сообществе людей, оказывающее целеустремленное воздействие на его структурные элементы для сохранения целостности, организующее действия, направленные на решение актуальных для данного сообщества внутренних и внешних проблем (Л.А.Байдельдинов. Основы политологии)

В целом, под властью подразумевается способность ее субъекта (отдельной личности, группы людей, организации, партии, государства) навязывать свою волю другим людям, распоряжаться и управлять их действиями, используя насильственные или ненасильственные средства и методы. (К.С. Гаджиев. Введение в политическую науку)

«А имеет власть над В, если А обусловливает поведение В» (американский политолог Г. Саймон).

Основные функции власти

Ø Организаторская,

Ø Идеологическая,

Ø Принудительная,

Ø Согласительная,

Ø Управленческая.

Основные компоненты власти

Ø СУБЪЕКТ

Ø ОБЪЕКТ

Ø СРЕДСТВА/РЕСУРСЫ

Ø ПРОЦЕСС, приводящий в движение все ее элементы

Ø МЕХАНИЗМ и СПОСОБЫ взаимодействия между партнерами

Типы ресурсов власти.

Ресурсы – все те средства, использование которых обеспечивает влияние субъекта на объект власти

Ø Утилитарные – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Ø Принудительные – меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные.

Ø Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека (А.Этциони).

Ø Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления (деньги, земли, природные ископаемые и др.)

Ø Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации.

Ø Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др.

Ø Принудительные ресурсы – это оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением и техникой, тюрьмами.

Способы властвования

Ø демократические (власть осуществляется при участии в принятии решений их исполнителей),

Ø авторитарные (неограниченная власть, не претендующая на полный контроль над подданными),

Ø тоталитарные (всеобъемлющий контроль субъекта над объектом),

Ø конституционные (правление в рамках закона),

Ø деспотические (всевластие, произвол, беззаконие),

Ø либеральные (уважение свободы и прав личности)

Виды власти

В зависимости от сфер деятельности:

— экономическаявласть,

— социальнаявласть,

— культурно-информационнаявласть,

— принудительнаявласть.

В зависимостиотсубъектов:

— автократическая(самодержавие),

— олигархическая (группократия),

— самоуправленческая (власть всех членов группы или организации).

По способом взаимодействия субъекта и объекта:

— демократическая,

— авторитарная и т.п.

Посферампроявления:

— государственнаявласть,

— партийнаявласть,

— профсоюзнаявласть,

— армейскаявласть,

— семейнаявласть и др.

По широте распространения:

— мегауровень – международные организации,

— макроуровень – центральные органы государства,

— мезоуровень – организации областные, районные,

— микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах.

По функциям ее органов:

— Законодательная власть,

— Исполнительная власть,

— Судебная власть.

Понятие государства

Понятие государства: особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление с помощью специальных органов.

Центральным институтом политической системы общества является государство. Государство определяется как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных и т.п.) в пределах определенной территории.

Признаки государства, отличающие его от социальной власти родового строя и других структур политически организованного общества:

1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех находящихся там лиц

2) система налогов, податей, займов

3) территориальное деление населения

4) суверенитет

5) право

6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения

7) претензия на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага.

Государство обладает высшей властью (верховенством) в пределах собственных границ, ибо само определяет, какими будут его отношения с другими государствами, а последние не вправе вмешиваться в его внутренние дела. Государство располагает суверенитетом
независимо от величины территории, численности населения, политического режима.

Верховенство государственной власти означает:

– ее безусловное распространение на население и все социальные структуры общества;

– монопольную возможность применения таких средств воздействия (принуждения, силовых методов до смертной казни), которыми не располагают другие субъекты политики;

– осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических (правотворческой правоприменительной и правоохранительной);

– прерогативу государства отменять, признавать ничтожными акты других субъектов политики, если они не соответствуют установлениям государства.

Основные типы государства

По способу организации высшей власти:

Монархия – власть в обществе полностью или частично принадлежит единоличному наследственному правителю (царю, королю, императору):

Неограниченная - Катар, Султанат Оман, Королевство Саудовская Аравия.

Ограниченная – Бельгия, Дания, Нидерланды, Таиланд, Швеция, Япония.

По способу организации высшей власти:

Республика – государство, органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.

Президентская - ведущую роль играет президент; президент, как и парламент избирается народом; яв-ся главой и гос-ва, и исполнительной власти; власть в стране более устойчива, ветви власти вынуждены сотрудничать

Примеры – Боливия, Венесуэла, Мексика, США, Финляндия, Россия, РК.

По способу организации высшей власти:

Республика – государство, органы власти которого формируются на основе всеобщих выборов.

Парламентская - тон в политической жизни задает парламент; выборный парламент формирует и контролирует правительство; президент избирается парламентом и является лишь номинальным главой государства; власть может быть менее стабильной, если парламент раздроблен на конфликтующие партийные группы

Примеры – Австрия, Индия, Исландия, Италия, ФРГ, Швейцария.

По национально-территориальному устройству:

Унитарное, федеративное, конфедеративное.

По политическому режиму:

Тоталитарное, авторитарное, демократическое.

По функциональной направленности государства:

Военное, полицейское, социальное, правовое.

По устойчивости социально-политической жизни:

Стабильное, неустойчивое.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

а) Рабовладельческий - исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности раб. гос-во - это организация власти господствующего класса в рабовладельческой общественно- экономической формации. Важнейшая функция этих государств - защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

б) Феодальный - результат гибели рабовл-го строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Феодальному типу гос-ва соответствует определенный тип производственных отношений. Такое гос-во есть орудие классового господства крепостников-помещиков, главное средство защиты сословных привилегий феодалов угнетения и подавления зависимого крестьянства. Гос-во обеспечивает право господствующего класса на землю, на владение крепостными и присвоение значительной части их труда. Этим же задачам служит и правовая система феодального гос-ва.

в) Буржуазный - функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юр. независимости рабочих от эксплуататоров. Это последний тип эксплуататорского гос-ва. Объективные противоречия капиталистического общества обусловливают неизбежность пролетарской революции, перехода гос-ой власти в руки трудящихся масс, возглавляемых рабочим классом и его партией, возникновение социалистического типа гос-ва, а затем полное отмирание государственности как таковой.

г) Социалистический - возникает в результате соц. революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях гос-ую машину. Отрицая предшествующий тип производственных отношений как эксплуататорский, новое гос-во создает такую систему экон-их отношений, которая базируется на общ-ой собственности на орудия и средства производства, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей.

Монархия и Республика

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Отличительные признаки монархии

Единоличным главой государства является монарх, который получает свою власть по наследству;

Монарх юридически безответственен (отстранить монарха от власти невозможно).

Виды монархий

· Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти (Саудовская Аравия, Оман). Особой разновидностью являетсятеократическая монархия (Ватикан).

· Ограниченная монархия — государство, в котором помимо монарха существуют и иные органы государственной власти не подотчётные ему, а государственная власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится на:

· Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию (Земский собор в России[3], Кортесы вИспании) и играющих роль, как правило, совещательного органа[4]. В настоящее время подобных монархий в мире нет.

· Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:

· Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).

· Парламентарная монархия — государство, в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определенный срок и несут полную ответственность перед избирателями.

Отличительные признаки республиканской формы правления

Всегда существует несколько высших органов власти, при этом полномочия между ними разделены таким образом, что один орган независим от другого (принцип разделения властей);

Главой государства является Президент, который осуществляет свою власть от имени народа;

Высшие органы власти и должностные лица несут ответственность перед населением, которая может быть выражена в следующем:

они избираются на определенный срок, по истечении которого полномочия могут не продлеваться;

возможно досрочное прекращение полномочий.

Виды республик

Республики различаются главным образом тем, какой из органов власти — парламент или президент — формирует правительство и направляет его работу, а также перед кем из названных правительство несет ответственность.

· Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

· Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция,ФРГ).

· Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несет ответственность одновременно и перед президентом, и парламентом страны[5] (Украина, Португалия, Франция).

Унитарное государство

· единое, составляющее одно целое государство,

· Единыеконституции и гражданство,

· Единая система права, органов власти и управления,

· Делится на административно-территориальные единицы,

· Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония.

Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В отличие от федерации, в унитарном государстве есть единые для всей страны высшие органы государственной власти, единая правовая система, единая конституция. На сегодняшний день большинство суверенных государств являются унитарными. Как правило, крупные по численности населения государства являются федерациями (Китайская Народная Республика является исключением). Субъекты федеративного государства не могут быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

· Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными:Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

· Примером централизованного унитарного государства является Туркменистан, децентрализованного — Королевство Испания.

·

Федеративное государство

Федерация — форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации). Наряду с федеральной конституциейсубъекты федерации имеют право издавать собственные нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы). По особенностям конституционно-правового статуса субъектов федеративного государства выделяют: Симметричные и Асимметричные. В симметричных федерациях субъекты обладают одинаковым конституционно-правовым статусом (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Соединённые Штаты Америки), в асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен (например, Республика Индия, Федеративная Республика Бразилия).

По особенностям формирования федерации выделяют:территориальные,национальные,смешанные(комбинированные)

Источником власти в обществе является народ(прямая демократия – плебисцит, представительная демократия),Выборность основных органов государства, Подчинение меньшинства большинству, Гарантия прав и свобод каждому гражданину, Открытый характер общества в стране:Свободная и конкурентная рыночная экономика,Самобытная национальная культура,соблюдение прав и свобод граждан,Поощрение развития гражданского общества,Успех каждого зависит от личных усилий и Трудолюбия

Основные принципы правового государства:

Сущность политической элиты

1) элита – это меньшинство, обладающее особыми врожденными и приобретенными качествами, проявляющимися в способности к

управлению и борьбе за власть.

2) для элиты характерна групповая сплоченность, основанная не только на общности профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарном самосознании, восприятии себя особым слоем, призванным руководить обществом.

3) в процессе развития общества происходит смена элит, их

формирование, рекрутирование в ходе борьбы за власть.

4) элита играет определенную роль в обществе (конструктивная,

руководящая и господствующая).

Политическая элита–это относительно привилегированная, политически господствующая группа, занимающая руководящие позиции в общественных институтах и непосредственно влияющая на принятие властных решений.

Ценностная теория элиты

Ценностные теории элитыисходят из признания ее главной конструктивной силой общества:

А) принадлежность к элите обусловлена обладанием высокими способностями и качествами,

Б) элита стремится реализовать не свои эгоистические групповые интересы, а заботится прежде всего об общем благе,

В) ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным.

Г) формирование элиты –не столько результат борьбы за власть, сколько следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.

Теория элит В.Парето

Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог. Он утверждал, что все общества делятся на управляющих и управляемых. Управляющие должны обладать особыми качествами (гибкостью, хитростью, умением убеждать других), чтобы уметь подчинять себе других. Они также должны обладать готовностью использовать насилие.

В. Парето делил управляющих на два основных психологических типа: «лис» и «львов». «Лисы» — это элиты, которые предпочитают хитрость, изворотливость. Такие типы элит больше подходят для правления в стабильных демократических режимах власти. «Львы» — элиты, которые предпочитают жесткие методы руководства. Они больше подходят для принятия решений в экстре:мальных условиях.

В. Парето также обосновал теорию смены элит. Например, если «лисы» не могут эффективно управлять в сложившейся ситуации, то им на смену приходят «львы», и наоборот. Кроме того, он делил элиты на правящую (участвующую в управлении) и не правящую (контрэлиту) — людей, обладающих элитными качествами, но пока не имеющих доступа к руководящим функциям.

Теория элит Г.Моска

Гаэтано Моска (1858-1941) - итальянский социолог и политолог. В своей работе «Правящий класс» он утверждал, что все общества разделены на два класса: правящий (элиту) и управляемый. Правящий класс монополизирует власть, используя законные и незаконные методы для ее поддержания. Господство элит существует в любом обществе — это закон, который подтверждается всей историей человечества.

Г. Моска считал, что важнейшим критерием формирования господствующего класса является его способность к управлению другими людьми. Элита, которая сосредоточена исключительно на своих личных интересах, постепенно теряет свое политическое и идеологическое влияние и может быть свергнута.

По мнению Г. Моски, существует два основных способа обновления (пополнения) правящей элиты: демократический и аристократический. Первый является открытым и способствует постоянному притоку свежих достаточно подготовленных руководителей. Второй способ — аристократический (закрытый). Попытка правящего класса формировать элиту только из своих рядов приводит к се вырождению и застою в общественном развитии.

Теория элит Р.Михельса

он утверждал, что любая социальная организация подвергается господству олигархии. Власть элит зависит от организованности, а сама организация общества требует элитарности руководства и неизбежно воспроизводит ее. Так сформулиран «железный закон олигархии» Р. Михельса.

В ходе формирования элит в организации (обществе) происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно выходят из-под контроля рядовых членов. Во-первых, рядовые члены, по мнению Р. Михельса, в силу своей инертности и некомпетентности не в состоянии контролировать лидеров. Во-вторых, массам присуща психологическая потребность в лидерах и лидерстве, тяга к сильной власти и преклонении перед харизматическими качествами элит.

Р. Михельс считал, что демократия в строгом смысле невозможна. В лучшем случае она сводится к соперничеству двух олигархических групп.

Факторы существования элиты

Социальное и психологическое неравенство людей, неодинаковые способности людей, возможности и желание участвовать в политике,Закон разделения труда, кт требует профессионального занятия управленческим трудом как условием его эффективности, Высокая общественная востребованность и значимость управленческого труда,широкий диапазон использования управленческой деятельности для получения социальных привилегий, т.купр-е непосредственно связано с распределением ценностей,Практическая невозможность осуществления контроля за политическими руководителями

Типология элит, ее функции.

Правящая-та часть элиты, кт обладает гос\властью и принимает важнейшие политические решения.

Контрэлита-тачасть, кт лишена возможности осуществлять властные функции.

Закрытая элита, то есть пополняющаяся выходцами из определенных классов.

Открытая элита, в которую открыт доступ выходцам из всех социальных групп.

Индийский политолог П. Шаран выделил традиционную и современную элитупо ресурсам властвования:Власть традиционных элитоснована на обычаях, религии, ритуалах. Это -религиозная элита, аристократия, военное руководство развивающихся стран.

Современная элита рациональна(она опирается на закон, формальные правила) и состоит из четырех групп.

Высшую элиту -руководители властных структур. Величина высшей элиты в западных демократиях П. Шарон оценивал в 50 представителей от каждого миллиона жителей страны, но принимает решения обычно узкий круг в 50 человек.

Средняя элита -лица, имеющие опред\уровень дохода, профстатус и образование, составляет примерно 5% взрослого населения страны. Административную элиту представляет высший слой гос\служащихМаргинальная элита.

В зависимости от источников влияния:Наследственная элита (аристократия),Ценностная (занимающая высокопрестижные и влиятельные государственные позиции),Функциональная (профессионалы-управленцы),Высшая (непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего гос-ва), Средняя (высшие служащие, менеджеры, ученые), Административная (исполнительская деятельность).В зависимостиотвыражаемыхинтересов:Профессиональные,Демографические,Этнические,Религиозные.

Теория черт.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории. Пожалуй, старейшей из них, не утратившей и сегодня своей актуальности, является теория черт. Она создавалась на основе выявления качеств, присущих идеальным лидерам — героям. Суть этой теории состоят в объяснении феномена лидерства выдающимися качествами человека. Как писал один из основателей этой теории Э. Богардус, «превосходящие интеллектуальные дарования доставляют личности выдающееся положение, рано или поздно приводящее к лидерству».

Среди черт, присущих политическому лидеру, обычно называют острый ум, твердую волю и целеустремленность, кипучую энергию, незаурядные организаторские способности и, особенно, компетентность и готовность брать на себя ответственность К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и т.п.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того, в некоторых сферах деятельности, прежде всего в области предпринимательства, высокие интеллектуальные и моральные качества являются скорее препятствием для занятия лидирующих позиций, чем условием успеха. К тому же часто выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а порой и всей жизни, оказываются невостребованными, не находят применения.

Все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. Однако их набор значительно меняется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций. Даже в наши дни личностные качества, дающие шансы на политический успех, существенно отличаются, например, в Швеции, Афганистане, Корее и Сомали. К тому же во многих, главным образом недемократических, государствах политическими лидерами часто становятся заурядные, серые личности, не обладающие яркой индивидуальностью.

Учет всего этого породил вторую волну развития теории черт, или ее факторно-аналитическую концепцию. Она различает чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты, стиль поведения, связанные с достижением определенных политических целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия. Это можно проиллюстрировать на примере Ленина. Его индивидуальные черты, проявляющиеся в отношениях с близким окружением, никак не предвещали жестокого деспота, жаждущего насилия и равнодушного к страданиям людей. Однако его упорство и даже одержимость в стремлении к в общем-то гуманной, но

Наши рекомендации