Каковы существенные различия между функциями президентской и парламентской республики?

Поскольку в современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует, то можно отобразить их общие и отличительные черты|Признак |Парламентская республика |Президентская республика ||Определение |“Разновидность современной |“Одна из разновидностей ||термина |формы государственного |современной формы || |правления, при которой |государственного правления, || |верховная власть принадлежит|которая, наряду с || |парламенту”[10] |парламентаризмом, соединяет || | |в руках президента || | |полномочия главы государства|| | |и главы правительства”[11] || | | ||Какая ветвь |Законодательная |Исполнительная ||власти сильнее | | || | | ||Основные функции |Законодательная деятельность|Законодательная деятельность||парламента |и контроль за исполнительной| || |властью | || | | ||Метод избрания |Глава государства избирается|Глава государства избирается||главы государства|парламентом или |всем население страны || |парламентской коллегией. |непосредственно (Франция, || |Реже - всем населением |Россия) или косвенно, т.е. || |страны (Австрия) |через коллегию выборщиков || | |(США) || | | ||Полномочия главы |Имеет право роспуска парламента ||государства |Назначает главу правительства || |Обнародует законы |Утверждает законы, || | |подписывая их || |Издает декреты |- || |Является главнокомандующим вооруженными силами || |- |Объявляет чрезвычайное || | |положение || |- |Председательствует в || | |правительстве || |- |Назначает глав судебной || | |власти || | | ||Принцип |Правительство формируется |Правительство формируется ||формирования |парламентским путем из числа|победившим на выборах ||правительства |депутатов, входящих в те |президентом из лиц, входящих|| |партии, которые располагают |в его партию || |большинством голосов в | || |парламенте | || | | ||Ответственность |Правительство ответственно |Правительство ответственно ||правительства |перед парламентом |перед президентом || | | ||Неотъемлемые |Правительство правомочно |Президент либо совмещает ||особенности |исполнять свои полномочия, |полномочия главы государства|| |только пользуясь доверием |и главы правительства в || |парламента |одном лице (США), либо || | |непосредственно назначает || | |главу правительства || | |(Франция, Индия) || | | | 23.Что такое партийные системы и какие системы Вам известны? Назовите примеры однопартийной, двухпартийной, многопартийной системы. Чем характеризуется каждая?Роль и влияние партии во многом зависит от ее расположения в механизме политической власти, от партийной системы, существующей в государстве. Партийная система — это свойство политического строя, которое определяет количественный состав партий, их отношение к власти.
Критериями, по которым различают партийные системы, являются: наличие или отсутствие оппозиции; фактические возможности оппозиции оказывать влияние на власть; отношение государства к деятельности партий. Второстепенным, не решающим критерием следует назвать количество партий. Однопартийной системе не противоречит существование нескольких партий, а в беспартийых системах действуют подпольные организации. По этим основаниям выделяются три основные разновидности партийных систем — беспартийная, однопартийная и многопартийная. Беспартийные системы складываются и странах, где на деятельность партий наложен запрет либо они фактически не сформировались из-за отсутствия традиций, малочисленности населения и прочих обстоятельств. Однопартийные системы существуют в странах, где одной партии принадлежит монополия на власть. Верховенство такой партии прямо или косвенно подтверждается государственным правом. Возможно, что такой нормой является статья в основном законе государства, как в КНДР, КНР, Кубе. Но господство партии также становится бесспорным, если закон устанавливает для нее заведомо льготные условия. Например, статьей 75 основного закона Замбии было установлено, что в кандидаты в состав Национального собрания могут выдвигаться по системе "праймериз" (первичных выборов) только из числа членов Объединенной партии национальной независимости. Многопартийные системы встречаются в разных вариантах. При многопартийности хотя бы некоторая часть партий является оппозицией, составляет конкуренцию правящим политическим силам. Главный признак многопартийной системы — официальная оппозиция.
Даже при многопартийной системе происходит некоторая поляризация сил, в результате которой образуются центры политического притяжения вокруг отдельных партий, партийных блоков. Количество таких центров, а также мера их влияния представляют собой критерии, по которым различаются многопартийные системы. При двухпартийной системе определенно существуют два полюса, которым нет равных среди других партий. Они регулярно и попеременно получают решающее влияние в политике. Две партии сменяют друг друга у кормила государственной власти, становятся то правящей силой, то попадают в оппозицию. Подобная система сформировалась в Великобритании, США, Белизе. Например, в 1988 г. из 650 мест Палаты общин британского парламента 375 депутатов были консерваторами, а 228 — лейбористами. Разрыв между ними был не столь значительным. На долю других партий оставалось всего лишь 47 мест, которые не имели существенного значения для британской политики. Не исключено образование временной коалиции главных партий. Она менее вероятна, чем открытая конкуренция и регулярная смена у власти. Однако редкие случаи коалиционных правительств в Великобритании, коалиция социалистов и Народной партии в Австрии (1988 — 1990 гг.) подтверждают возможность союза между двумя партиями-лидерами.
Внутри двух правящих партий возникают фракции, выражающие различные интересы, что обеспечивает политический плюрализм. В то же время по отношению к другим организациям такие партии выступают как единое целое, претендуют на власть и несут ответственность за ее осуществление. 24.Каковы главные признаки демократического политического режима?Основные признаки демократического режима:
Источником власти в государстве является народ
Верховенство права в сфере властных отношений, закон щащищает не только граждан от власти, но и власть от граждан; с формальной точки зрения демократия - это власть процедуры
Политический плюрализм, который предполагает существование на законных основаниях оппозиции, многопартийности, конкуренцию различных идеологий
Право народа влиять на выработку политических решений через свободные выборы на основе просвещённого выбра и его сознательное участие в различных формах политической деятельности
Разделение властей и наличие развитой системы парламентаризма, СМИ получают статус “четвёртой власти”
Разрешено всё, что не запрещено законом
Высокий уровень реализации прав и свобод человека и наличие эффективного механизма их защиты
Формы демократии:
Представительная демократия, которая строится на делегировании полномочий через выборные органы тем или иным представителям (парламенты и другие выбоные органы и учреждения)
Прямая демократия - непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений
Издержки политического режима: во-первых, возможность превращения в диктатуру большинства; во-вторых, демократический режим может пробудить деструктивную активность масс; в-третьих, выборность руководства может привести к некомпетентности и непрофессионализму власти.25.Как соотносятся между собой политический процесс, политическая ситуация и политическое событие.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т.е. одно ее состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся в свою очередь фрагментами политического процесса, его звеньями. На грани двух политических ситуаций разворачиваются политические события (съезд политической партии, выборы, события октября 1993). Возникновение того или иного события может быть концом старой или началом новой политической ситуации. Поэтому в самом общем виде политический процесс можно представить как переход от одного политического события к другому (от съезда к съезду партии, от выборов к выборам, от одной политической кампании к другой, от одного политического решения к другому). И это правильно. В то же время реформы и революция, восстание, бунт, мятеж, путч, политический кризис, прямое действие в политике (митинг, демонстрация, забастовка), конфликт и сотрудничество. Все это своего рода тоже политические события. Политический процесс это реальная политическая деятельность. Политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с этим при анализе того или иного политического процесса необходимо знать какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения, например, в ходе модернизации и конфликтов.





26.Политическая система общества: понятие, структура, функции, типология.

Политическая система - совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством.

Структуру политической системы составляют организации, объединения, имеющие прямое или косвенное отношение к осуществлению политики, к политической деятельности.

Собственно политической организацией является прежде всего государство. Оно - главный источник и носитель политической власти. К собственно политическим организациям относятся также политические партии.Они представляют в политической сфере интересы различных слоев и групп общества и защищают эти интересы. Политические партии не выступают непосредственными носителями государственной власти (если, конечно, это не правящая партия), но они оказывают серьезное влияние на государственную власть и ее органы.

В структуру политической системы включают и политическиедвижения,в которых, как правило, отсутствует жесткая централизованная организация, нет фиксированного членства, а программу и доктрину заменяют цель или система политических целей.

Иногда к элементам политической системы относят средства массовой информации (СМИ).

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом (управление общественными делами). Функция управления предполагает, прежде всего, определение стратегических целей и перспектив общественного развития. Поэтому соответствующую деятельность иногда называют функцией целеполагания.

2. Консолидация общественно-политического строя, обеспечение существования общества как единого целого (интегративная функция).

3. Регулятивная функция - связана с потребностями упорядочения и регламентации политического поведения и политических отношений в государственно-организованном обществе.

4. Мобилизационная функция, обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.
5. Дистрибутивная функция, направлена на распределение ресурсов и ценностей.
6. Легитимация. Под этой функцией понимают достижение минимально необходимой степени соответствия реальной политической жизни общепринятым правовым и политическим нормам.

Виды политических систем. Характер политической системы определяется влиянием различных факторов. К ним относятся состояние экономического развития общества, его культура, традиции и т.д.

Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.

Для демократической политической системы характерны многопартийность, политический и идеологический плюрализм, стремление партий и других политических сил к овладению государственной властью демократическим путем.

В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.

27.Политическая модернизация.

Политическая модернизация — это часть более общего процесса социальной модернизации, когда преобразования происходят во всех основных компонентах социальной системы: экономике, социальных отношениях, культуре, образовании и т.д. Но выбор пути модернизации происходит и начинается именно в сфере политики, с проявления политической воли к изменениям. Последовательно проведенная политическая модернизация служит фактором, гарантом обеспечения последовательности модернизации других сфер общественной жизни.

Объективным основанием и потребностью модернизации служит реальная целостность человечества, многообразие форм взаимозависимости различных его частей, оборачивающаяся в определенных случаях и тем, что отсталые, реликтовые его части, образования начинают негативным образом влиять на передовые фрагменты, сдерживатьих развитие.

Цели модернизации воплощаются в таких социальных ценностях, как экономический рост, равенство, демократия, стабильность, благосостояние, справедливость, порядок, а характеристиками социальной жизни, от которых в ходе модернизации хотят освободиться, являются бедность, неравенство, репрессии, насилие, зависимость.

Основные направления модернизации в современном мире:

— индустриализация и информатизация общества;

— формирование экологического общества, основанного на внедрении природосберегающих технологий;

— демократизация, расширение участия населения в управлении общественными делами, подконтрольность политической власти и ее ответственность перед обществом;

— радикальное изменение параметров социальной сферы в сторону повышения благосостояния основной массы населения, преодоления разрыва между богатыми и бедными;

— обеспечение доступности образования и его высокого качества, гарантирующего для тех, кто его получает, возможность активной деятельности и жизненного успеха в новой, меняющейся системе социальных отношений;

— расширение сферы свободы человека, рост возможности выбора и независимости от давления традиций, среды, места проживания.

Формы модернизации в значительной степени зависят от типа политических систем и политической власти. Здесь могут выбираться драконовские, чисто репрессивные меры, когда общество буквально “загоняют” в новое состояние, или меры, стимулирующие и создающие возможность развития того человеческого материала, который “подлежит” модернизации, когда создаются условия и стимулы его ускоренного развития, приобретения качеств свободы, квалификации и открытости.

Наши рекомендации