Понятие государственного управления, цели, функции.
Государственное управление – 1) осуществление государственной власти через принятие политико-государственных решений и их реализацию; 2) целенаправленное воздействие государства на общественные процессы, явления, отношения и деятельность людей с учетом механизмов обратной связи; 3) практическая организация и регулирование воздействия государства на общественную жизнь и эффективные преобразования.
Цели государственного управления Республики Беларусь:
- Обеспечение внутренней и внешней безопасности страны;
- Развитие и укрепление общественных институтов, обеспечение устойчивого и надежного демократического развития страны;
- Конституционная защита прав и свобод граждан РБ, общая административно-правовая регуляция;
- Формирование гос полит, направленной на повышение благосостояния людей;
- Поддержание рыночных механизмов развития соц модели рыночной экономики;
- Грамотное взаимовыгодное сотрудничество регионов и центров.
Функции государственного управления:
· Планирования – определяет цель, стратегию и тактику достижения результата;
· Организации – создание условий для взаимодействия людей для достижения желаемого результата;
· Регулирования – направлена на то, чтобы человек в рамках организации выполнял соответствующий объем деятельности;
· Контроля – обратная связь, которая обеспечивает эффективность
государственного управления.
Существует ряд определений государственного управления, которые можно разделить на четыре группы:
- государственное управление - как набор политических институтов, которые принимают политические решения и реализует публичную политическую вдасть;
- государственное управление – это право, которое регулирует правовые отношения институтов управления граждан и общества;
- государственное управление как систему государственного менеджмента, т.е. как способа практической организации работы, публичной власти;
- государственное управление как вид профессиональной деятельности.
Государственное управление реализуется через взаимодействие экономического, административного и политического управления.
Экономическое управление – процесс, через который обеспечивается усиление экономического потенциала государства в интересах социального развития.
Административное управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля работы управленческой системы.
Политическое управление – процесс постановки общенациональных задач, выработка политического курса, принятие решений на общегосударственном уровне, куда вовлечены органы государственной власти и структуры гражданского общества.
61 Политическое управление в структуре государственной власти.
Теория политического управления как область знаний и как междисциплинарный комплекс складывалась 1940-1950-ые гг. 20-го века.
В 1937 году в Гарвардском университете создана Школа государственного управления, которая исследует программы связанные с политическим анализом. теорию политического управления в 1940-1950-ые гг. разработали Г.Лассуэл и Г.Саймон.
Политология изучает государственное управление в структуре политического процесса. В демократическом правовом государстве главным субъектом управления является народ, который свободно выбирает представителей в государственные органы власти. Государственное управление тесно связано с понятием политический менеджмент.
Основные цели политического менеджмента:
· Укрепление авторитета государственного или политического деятеля;
· Создание благоприятных условий для деятельности государственных учреждений, политических партий, общественных организаций;
· Расширение числа сторонников той или иной государственной или политической программы, политического проекта;
· Мобилизация граждан для политической поддержки определенных групп, лиц или общественных организаций.
Актуальными вопросами в области управления государством, которые изучают политологи являются:
- Распределение власти между политиками и управленцами;
- Отношения между политической властью, административной властью и обществом, воздействие на характер и природу политической системы;
- Источники и ресурсы власти и возможности воздействия на политические процессы.
В РБ сложились две основные научные школы исследования проблем полит управления:
· политико-управленческая (Академия управления при Президенте РБ);
· политологическая (кафедра политологии БГУ).
Политическое управление является важным фактором в системе государственного управления, где формируются политические идеи и концепции развития общества.
62.Политическая система РБ на современном этапе.
В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла 4 этапа:
Первый этап: 27 июля 1990 – 15 марта 1994 гг. Провозглашение независимости Республики Беларусь, учреждение и легитимация политических институтов;
Второй этап: 1994 – 24 ноября 1996 гг. Конституционный кризис, связанный с системой государственного устройства, принципам разделения властей, моделью развития общества;
Третий этап: 1996 – 2005 гг. Политический выбор и апробация эффективной модели развития общества, обеспечение социальной стабильности и эффективности.
Четвертый этап: с 2006г. Разработана стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь, где ведущая роль принадлежит Президенту.
Особенности белоруской политической системы:
· крепкая президентская власть, разделение властей, ведущая роль Президента в выработке политического курса государства;
· использование новых форм народовластия – Всебелорусских собраний и референдумов;
· социально-ориентированная государственная политика;
· легитимация политического курса государства через референдумы 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.;
· устойчивое социально-экономическое развитие, развитие модели социально-ориентированной рыночной экономики;
· политическая стабильность государства;
· многовекторность внешней политики, где приоритет создания союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации.
Государство как основной институт политической системы оказывает влияние на трансформацию белорусского общества и призвана решать комплекс задач:
- проведение эффективной политики, взаимодействие ветвей власти, что способствует качественному управлению в государстве;
- формирование новой управляющей элиты, способствующей компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;
- улучшение стиля управления и роли местных органов власти;
- демократизация государственного контроля за деятельностью институтов власти в реализации политических и управленческих решений;
- формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.
Основные принципы политической системы Республики Беларусь закреплены в Конституции РБ.