Общественные объединения и политические партии Беларуси.
Процесс образования широкой сети общественных объединений и политических партий РБ в начале 1990-х годов связан с распадом СССР и ликвидацией монополии «партии власти КПСС» на общественные процессы.
В 1991г. республика Беларусь приобрела государственный суверенитет и независимость.
В 1994г. начал действовать закон «Об общественных объединениях и полит партиях в РБ».
В 1999г. был принят декрет Президента РБ «О некоторых мерах по упорядочению действий политических партий, профессиональных союзов, иных общественных организаций».
На 1 января 2010 года в РБ действовала 1328 общественных объединений, 16 политических партий.
В докладе президента РБ «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный фундамент». 28 марта 2003 года определено, что основным институтом гражданского общества являются профсоюзы (4 млн человек), БРСМ(600 тыс), советы различных уровней(22,5 тыс).
В РБ действует 16 политических партий, однако их влияние на политические процессы незначительно, что свидетельствует о недостаточном уровне политической культуры и развития институтов гражданского общества.
Варианты развития партийной системы Республики Беларусь:
1. Формирование партийной системы с двумя - тремя доминирующими партиями.
2. Не исключается возможность на базе общественного объединения «Белая Русь» партий власти.
3. Сохранение многопартийности, где присутствуют различные политические идеи, взгляды на проблемы развития общества.
38 Структура, содержание, режимы политического процесса.
Политический процесс – политическая жизнь общества в его динамике взаимодействия субъектов политики, обеспечение достижения общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.
Структура политического процесса:
· Субъекты политики – социальные институты.
· Объекты политики – гос-во, институты гос власти, полит партии, обществ организации.
· Политические интересы
· Политические отношения
· Средства и метода политической деятельности
· Власть
Содержание политического процесса:
1.Изучение общественных проблем и определение политических приоритетов.
2.Принятие политических решений, организация и контроль их исполнения.
3.Урегулирование политических конфликтов.
4.Совершенствование избирательной системы и про ведение выборов.
5.Политический маркетинг и использование совр полит технологий
6.Проведение мероприятий с целью создания благоприятного имиджа политических институтов, лидеров, идей и концепций.
7.Оценка субъектами политики эффективности своих действий.
Режимы политического процесса:
· Функционирование,где политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Используются преимущественно традиционные консервативные механизмы управления, традиции и привычки, преемственность власти. (СССР, 1964-1982гг. Л.И. Брежнев, эпоха «застоя»).
· Режим развития различается качественными изменениями в политической сфере общества, внедрением инноваций, эффективность властных структур выводит государство на новый высокий социально экономический уровень развития и характерен для РБ.
· Режим упадка характеризуется застоем в политической жизни, нестабильностью общества, не довольствием граждан, конфликтами, столкновениями, революциями(СССР 1991 эпоха перестройки Горбачева).
39 Типы и признаки политического процесса.
1. Эволюционный – политическая трансформация, характеризующаяся непрерывностью и продуктивностью нововведений. Граждане удовлетворены происходящими переменами, доверяют властным структурам.
2. революционный – радикальные коренные изменения в обществе отличаются решительностью действий политических субъектов, используются преимущественно насильственных средств и методов.
3. Открытый – политический курс государства, его проблемы и приоритеты свободно обсуждаются общностью. Властные структуры учитывают общественное мнение в своей деятельности.
4. Скрытый – субъекты политики скрывают от общества объективную информацию о процессах в стране и мире, а также своих негативных действиях.
5. Стабильный –отличаются устойчивостью, граждане доверяют институтам власти. Преобладают позитивные тенденции в социально-экономическом развитии, обеспечиваются права и свободы граждан.
6. Нестабильный – неустойчивость ситуации в обществе, массовое недовольствие граждан уровнем и качеством жизни, характером реформ и политического режима.
Для РБ характерен стабильный эволюционный открытый политический процесс.