Вопрос 1. Форма государственного правления

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий порядок образования и способ организации высших органов государственной власти, их взаи­моотношения друг с другом и населением. Существует две разновидности форм правления: монархии и республики.

Монархия (от греч. - единовластие) - форма правления, при которой власть полностью или преимущественно сосредоточена в руках единоличного главы (князя, герцога, короля, царя, императора, монарха и др.). Признаки монархии: монарх не несёт юридической ответственности за свои политические действия, власть монарха передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от воли избирателей.

Республика (от лат. - государственные, обществен­ные дела) – это форма правления, при которой глава государ­ства является выборным, сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; определенный срок; зависимость от воли избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, республики подразделяются, на президентские, парламентские и смешанные. Выбор между парламентской или президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом исполнительной и законодательной властей.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) президент формирует правительство и руководит им. Одновременно является главой государства и правительства.

В парламентской республике (Австрия, Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) парламент формирует правительство. Достоинства парламентар­ной республики: прямая ответственность правительства перед парламентом, единство высших эшелонов исполнительной власти, поскольку глава исполнительной власти (пре­мьер-министр) и его кабинет назначаются, контролируются пар­ламентом тем самым возможный конфликт между двумя ветвями власти сводится к минимуму. Парла­мент может путем голосования выразить вотум доверия либо недоверия деятельности правительства в целом, главы прави­тельства (председателя совета министров, премьер-министра, канцлера) или конкретного министра. Официально главой государ­ства является президент, который избирается либо парламен­том, либо уполномоченной коллегией, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, реальным главой государства выступает руководитель правительства.

В смешанных республиках (Россия, Франция) правительство формируется совместно президентом и парламентом. Теоретиками смешанных форм правления движет идея укреп­ления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям полити­ческой конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, цент­ральных и местных властей. Особенность таких республик заключается в двойной ответственности правительства перед президентом и перед парламентом. В смешанных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства – президент, он назначает председателя правительства сучетом мнения парламента, далее председатель сам формирует кабинет министров. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утвержде­ния ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Вопрос 2. Законность, правопорядок, дисциплина

Законность – это совокупность определенных требований и режима отношений по поводу неукоснительного соблюдения правовых норм в окружающей действительности всеми субъектами права. Если определять законность только как «совокупность требований» к сфере сознательного поведения, тогда она сводится к одному из своих идеологических проявлений - методу деятельности.

Законности присущи характерные черты. 1. Всеобщность законности заключена в ее общеобязательности, обращенной ко всем и каждому без исключения. Всеобщность законности подразумевает равенство всех перед законом, ра­венство прав и обязанностей. Причем выполнение обязанностей выступает реа­лизацией требований законности и одновременно обеспечивает условия использования демократических прав. 2. Единство законности на территории всего государства и ее единообразное понимание. 3. Верховенство закона как важнейшее свойство законности. 4. Неотвратимость реализации законности означает неотвратимость ответственности за правонарушения. 5. Недопустимость противопоставления законности и целе­сообразности. Законность сама является высшей целью регулирования общественных отношений. Недопустимо нарушение законности, например, «высшими интересами», если закон устарел, стал нецелесообразен, то необходимо изменить, отменить или принять новую норму права. 6. Неразрывная связь законности и образованности. Без необходимого уровня юридического образования и правовой куль­туры, трудно ожидать положительной динамики в законности. В связи с формированием правового государства особенно актуальное значение приобретает требование всеобуча, особенно в отношении правовых знаний граждан. 7. Законность - идеологическое явление. В соответствии с принципом законности поведение всех субъектов должно отвечать требованиям норм права, это одна из основ пра­восознания и правомерного поведения.

Дисциплина — определенные требования к поведению субъ­ектов, отвечающие сложившимся в обществе социальным нормам. Дисциплина бывает должностная (выполнение должностных инструкций), трудовая (соблюдение режима труда), бытовая (пунктуальность) и др.

Наши рекомендации