Вопрос 1. личность, право, государство

Прежде чем рассматривать права личности (человека и гражданина), важно соотнести между собой значение категорий «человек», «гражданин», «личность». Не каждый человек может быть гражданином, как и не всякий гражданин может быть полноценной личностью. Человек - биологическое существо, наделенное интеллектом, представитель живого мира. Гражданин – человек с устойчивой правовой связью с конкретным государством. Личность – показатель социальных способностей человека, характеризующий его как самостоятельного, осознающего себя, свое место и роль в обществе, ответственного за поступки. Вследствие особенностей жизненных ситуаций человек может добровольно утерять свойства личности (стать лицом без определенного места жительства, вести безответственный образ жизни), а в результате психического заболевания человек может быть принудительно лишен дееспособности, например по решению суда потерять право совершать от своего имени юридически значимые действия.

Существует два основных типа взаимоотношения го­сударства и права. В одном случае государство доминирует над правом, в другом случае право приоритетно и ограничивает власть государства. Известный афинский государственный деятель, реформатор Солон говорил: «Ничего сверх меры» (638-559 г. до н.э.). Поэтому соотношение государства и права должно быть разумным, сбалансированным.

Государство и право едины потому, что: 1) возникают и развиваются совместно; 2) объединены типологическими рамками; 3) выступают средствами управления и осуществления вла­сти; 4) призваны выражать чьи-либо интересы.

Государство и право различны между собой потому, что: 1) государство – это организация политической власти, а право регулятор общественных отношений; 2) государство выражает силу власти, а право волеизъявление; 3) первичный элемент государства - госу­дарственный орган, а первичный элементом права - норма; 4) государство и право не совпадают по формам, функциям и др.

Государство и право взаимосвязаны потому, что: 1) государство создает, изменяет, отменяет право, а также действует в целях его реализации и охраны; 2) право упорядочивает деятельность государственного аппарата, уста­навливая компетенцию его органов.

Вопрос 2. Правотворчество (правоустановление)

Понятие и принципы правотворчества

Правотворчество - это деятельность государства в лице его органов, должностных лиц и граждан по принятию, изменению и отмене юри­дических норм, регулирующих общественные отношения. Указанная деятельность характеризуется тем, что представляет собой активную, творческую деятельность; ее результат - юридические нормы; имеет регулирующее значение в области общественных отношений; может выступать как показатель степени демократизации общества. Принципы правотворчества - это осново­полагающие идеи, руководящие начала деятельности. Среди принципов следует выделить: научность, профессионализм, законность, оперативность и др..

Виды правотворчества

Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов деятельности правотворчество имеет следующие разновидности. Правотворчество народа в процессе выражения непосредственного волеизъявления на референдуме. Правотворчество государственных органов в процессе осуществления законодательной и исполнительной властей. Правотворчество отдельных должностных лиц в процессе осуществления ими своих полномочий. Правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество в процессе внутриорганизационного регулирования отношений. Правотворчество общественных организаций. В зависимости от юридической силы принятого нормативно-правового акта правотворчество тоже имеет деление. Законотворчество - деятельность высших представи­тельных органов государственной власти по созданию законов. Делегированное правотворчество – деятельность, осуществляемая на основе передачи части законодательных полномочий от парламента к какому-либо органу, например исполнительной власти. Подзаконное правотворчество – деятельность различных субъектов правотворчества, не относящих­ся к высшим представительным органам. Подзаконное правотворчество характеризуется большой опе­ративностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей ком­петентностью. Однако ему сопутствует «непрозрачность» процесса принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их большое количество, что затрудняет поиск необходимой информации и часто вскрывает противоречие (частичное или полное) одних актов другим.

Наши рекомендации