Вопрос 2. Типология экономических формаций государства и права
Типология экономических формаций разработана К.Марксом, Ф.Энгельсом. До последнего времени в теории государства и права преобладал формационный подход. В основе типологии лежат различия в экономических (производственных) отношениях, составляющие базис общества, которыми обусловливается соответствующая ему надстройка, включая государство и право. Вся история человечества делится на пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй и коммунистический строй. Трем классово-антагонистическим формациям (рабовладельческой, феодальной и капиталистической), основанным на частной собственности и классовом делении, соответствуют три типа государства и права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное (капиталистическое). При первобытном строе еще нет государства и права, а при коммунизме уже нет государства и права, так как эти классовые явления за ненадобностью исчезнут.
Рабовладельческое право рождается вместе с соответствующим государством и представляет собой возведенную в закон волю, стоящих у власти рабовладельцев, юридически закрепляет рабовладельческую форму частной собственности, эксплуатацию человека человеком. Такому типу права присущи особенности: 1) открытое закрепление неравенства людей; 2) рабы не рассматривались в качестве субъектов права, а скорее выступали его объектами; 3) разработана сложная система жестоких наказаний рабов за сопротивление господину; 4) бесправность раба практически закреплялась и поддерживалась нормативно (собственность раба является собственностью его владельца).
Феодальное право. Характеристика. Это право, основано на привилегиях, для которого характерно формальное неравенство: права и обязанности определялись по принадлежности к тому или иному сословию. Право носило партикулярный (местный) характер. Соответствующие особенности принадлежали феодальному типу государств: хозяйственная разобщенность, неразвитая техника, медленное развитие сельского хозяйства, политическая децентрализация. Классовая сущность феодального права заключалась в защите интересов крупных землевладельцев и личности феодалов, закреплении крепостной зависимости крестьянства. Земельная собственность является основой для отношений господства и порабощения.
Буржуазное право появилось в результате правотворческой деятельности буржуазного государства в целях укрепления капиталистического общественного и государственного строя. Буржуазное право устраняет сословное деление общества, провозглашает принцип священности, неприкосновенности частной собственности, идеи естественных и неотчуждаемых прав человека, деление права на частное и публичное и другие, которые выступили как идеологический прорыв по сравнению с феодальным и рабовладельческим правом.
Однако, ввиду недосягаемости построения коммунизма, идеологи данной типологии стали выделять промежуточный, социалистический тип государства и права, что фактически подтверждало отсутствие и несостоятельность планируемого перехода к полному коммунизму без государства и права.
Социалистическое право провозглашает равенство, справедливость, гуманизм, демократизм, принадлежит власти народа. Однако, на первом этапе это неравное право, так как открыто предоставляет преимущество только пролетариату и его классовым союзникам. В последующем оно объявляется общенародным, хотя на деле выражает, как правило, интересы находящейся у власти партийно-государственной бюрократии.
Культурологические и цивилизационные типологии. Наряду с формационным подходом широко применяется цивилизационный, в основе которого тоже лежит признак соотношения государства и социально-экономического строя, но с учетом индивидуальных, духовно-нравственных и культурных факторов. Каждой цивилизации присущи свои социальные, политические, экономические, культурные, психологические, этнические, религиозные ценности. Основные признаки типологии: религия, формы ее организации и степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Сохранились лишь те цивилизации (египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и др.), которые смогли развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности, поскольку каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Эта типология не столько государства, сколько общества.