Билет для проведения государственного экзамена № 1

Билет для проведения государственного экзамена № 1

Вопрос 1. Предмет и методология теории государства и права

Объект теории государства и права – государственно-правовые отношения в обществе. Предмет теории государства и права – система общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права, государственно-правовых явлений и основные государственно-правовые понятия являющиеся общими для всей юридической науки.

Характерные черты предмета теории государства и права: 1) общие закономерности; 2) основные вопросы; 3) общая теория; 4) единство науки.

Специфика предмета теории государства и права заключается в изучении государства и права в их тесной взаимосвязи.

Значение методологии для науки

Методология – совокупность способов, приемов, средств и отдельных методов познания с целью выявления нового научно обоснованного знания. Многообразие методов можно разделить на три большие группы (всеобщие, общенаучные, частнонаучные).

Общенаучные методы

Общенаучные – методы, предназначенные для выявления общих знаний о государственно-правовом явлении на отдельном этапе его развития.

1.Анализ представляет собой разделение исследуемого явления на отдельные части для самостоятельного, более глубокого их изучения в относительной изоляции от целого.

2. Синтез обобщает имеющиеся данные о явлении, представляет собой соединение отдельных частей в единый изучаемый предмет исследования с целью выявления особенностей в их конкретном сочетании и взаимном влиянии. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

3. Историзм означает, что изучение государства и права происходит во времени и является эволюционно развивающимся. Исторический метод характеризуется конкретными, фактическими формами изложения материала.

4. Формально-логический означает абстрактность теоретических размышлений при условии сохранения существенных логических связей (неотделимости государства от права).

5. Системно-структурный методоснован на изучении многообразия внутренних связей исследуемого предмета как целостной системы.

6. Функциональный метод основан на выявлении социального назначения, роли и взаимосвязи функций одних явлений в отношении других и связи между ними.

7. Герменевтический метод означает особую понятийную позицию в отношении рассматриваемого государственно-правового явления с точки зрения существующей на определенный исторический момент логики, показывает какие взгляды соотносились с требованиями определенных социальных, групп, слоев и классов, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в контексте своей эпохи. Научная абстракция – выделение и изучение самых важных признаков предмета познания, игнорирование второстепенных признаков с целью идеализации предмета познания (изучение в «чистом» виде).

Частнонаучные методы

Частнонаучные – методы, предназначенные для выявления частных знаний о государственно-правовом явлении, с использованием достижений других наук (технических, естественных).

1. Конкретно-социологический используется для сбора и обработки фактических, достоверных данных об исследуемом явлении (анкетирование общества, опрос, наблюдение) в целях проведения определенных теоретических обобщений и принятия соот­ветствующих практических решений.

2. Статистический метод используется для получения объективной информации о динамике государственно-правового явления на основании его количественных показателей (присутствующих, повторяющихся, пребывающих, убывающих). Статистические исследования, оперируют цифрами (количеством фактов), которые часто оказываются доказательнее любых слов.

3. Хронологический обозначает изучение явления, его развитие во времени.

4. Кибернетический метод используется для изучения общественного явления на основе системы понятий, законов и технических средств кибернетики.

5. Метод моделирования происходит в процессе изучения государственно-право­вых явлений и институтов на их моделях, т.е. путем мысли­тельного, идеального воспроизведения исследуемых объектов.

Вопрос 2. Общая характеристика типов понимания государства и права

Характеристика гипотезы

Сущность гипотезы , отражает объективный мир. И в этом она сходна с формами мышления. Вместе с тем гипотеза отличается от них. Специфика ее заключается не в том, что она отражает в материальном мире, а в том, как отражает, т.е. предположительно, вероятно, а не категорически, не достоверно. Поэтому неслучайно сам термин "гипотеза" в переводе с греческого языка означает "предположение". Существенные признаки гипотезы. Во-первых, гипотеза является особой формой развития научных знаний. Построение гипотез в науке дает возможность переходить от отдельных научных фактов, относящихся к явлению, к их обобщению и познанию законов развития этого явления. Во-вторых, построение научной гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения, связанного с теоретическим объяснением исследуемых явлений. Она всегда выступает в форме отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связях явлений. В-третьих, гипотеза - это обоснованное, опирающееся на конкретные факты, предположение. Поэтому возникновение гипотезы - это не хаотический и не подсознательный, а закономерный и логически стройный познавательный процесс, который приводит человека к получению новых знаний об объективной действительности. Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) - это вероятностное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого при современном состоянии производства и науки не может быть проверена и доказана, но которое объясняет данные явления, без него необъяснимые; один из приемов познавательной деятельности. Важно иметь в виду, что термин "гипотеза" употребляется в двояком значении. Во-первых, под гипотезой понимают само предположение, объясняющее наблюдаемое явление (гипотеза в узком смысле). Во-вторых, как прием мышления в целом, включающий в себя выдвижение предположения, его развитие и доказательство (гипотеза в широком смысле). Второе, собственно, и есть сложный процесс мысли, ведущий от незнания к знанию. Гипотеза прекращает свое существование в двух случаях: во-первых, когда она, получив подтверждение, превращается в достоверное знание и становится частью теории; во-вторых, когда гипотеза опровергнута и становится ложным знанием. Гипотеза представляет собой систему понятий, суждений и умозаключений. В структуре гипотезы различают следующие элементы. Во-первых, основание гипотезы - совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых основывается предположение. Во-вторых, форма гипотезы - совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению. В-третьих, предположение (или гипотеза в узком смысле слова) - выводы из фактов и утверждений, обосновывающих гипотезу. Будучи одинаковыми по логической структуре, гипотезы тем не менее различаются по своему содержанию и выполняемым функциям. Выделяют несколько видов гипотез по следующим основаниям: Общая гипотеза - это вид гипотезы, объясняющей причину явления или группы явлений в целом. Частная гипотеза - это разновидность гипотезы, объясняющая какую-либо отдельную сторону или отдельное свойство явления или события. Так, например, гипотеза о происхождении жизни на Земле -это общая гипотеза, а гипотеза о генезисе сознания человека - частная. Кроме общих и частных гипотез различают еще научные и рабочие гипотезы. Научная - это гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. Основными этапами разработки гипотезы являются: • выдвижение гипотезы; • развитие гипотезы; • проверка гипотезы.




Основные формы демократии.

Взависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

Прямая демократия. Прямая демократия — это форма политической организации общества, при которой основные решения принимаются непосредственно гражданами.

Представительная (репрезентативная) демократия. Представительная демократия – это форма общественно-государственного устройства, в котором народ признается источником власти, но сама государственная власть осуществляется специальными, в т.ч. выборными органами, которым народ делегирует свое право на управление общественными делами.

В современном демократическом обществе обе эти формы взаимно дополняют друг друга. В плане юридической силы верховенство принадлежит решениям, принимаемым путем непосредственной демократии (например, на референдуме), но масштабы государственной деятельности, основанной на представительной демократии, значительно шире и носят постоянный характер.



Вопрос 1. Функции права

Функции права - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений.

Функции права можно рассматривать в специально-юри­дических или общесоциальных аспектах. Поэтому, классификацию функций права проводят на основные (собственно-юридические) и неосновные функции права в зависимости от направления воздействия права на общественную жизнь, объема правового регулирования и постоянства его осуществления.

1. Основные функции права классифицируют в свою очередь на:

А. основные собственно-юридические функции (регулятивная, охранительная)

Б. основные социальные функции (экономическая, политическая, идеологическая).

2. Неосновные функции права также классифицируют на:

А. неосновные собственно-юридические функции (компенсационная, восстановительная, ограничительная)

Б. неосновные социальные функции (экологическая, социальная – в узком смысле, информационная).

Если учитывать общесоциальный аспект, то экономическая функция имела большое значение на всех этапах раз­вития товарно-денежных отношенийэ

Если учитывать специально-юридический аспект, то право выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранитель­ную функции (охрана существующего порядка).

Регулятивная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений, выражающееся в установле­нии позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права. Регулятивная функция занимает в системе функций права главенствующее, определяющее место. Охранительная функция - это основные направления (формы) правового воздействия, выражающие сущность и роль права в упорядочении общест­венных отношений, нацеленные на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, вытеснение яв­лений, чуждых данному обществу. Охранительная функция осуществляется с помощью пра­вовых ограничений и имеет вторичный характер (возложение обязанностей, запретов, наказаний).

Отдельно необходимо сказать о функции права как пра­вового стимулятора (поощрение, льгота, дозволение, рекоменда­ция), которые в современной юридической литературе справедливо рассматриваются А.В. Малько и также оказывают регулятивное воздействие на общественные отношения.

Функции права могут рассматриваться как системное явление, непосредственным образом свя­занное с системой права. В этом случае в соответствии с элементами системы права, можно выделить пять групп функций права: общеправовые (свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные двум и более, но не всем от­раслям права); отраслевые (свойственные одной отрасли права); правовых институтов (свойственные конкретному институ­ту права); нормы права (свойственные конкретному виду норм права).

Характерные особенности функций права: 1. Вытекают из его сущности и определяется назначением права в обществе; 2. Определяют направление его воздействия на общественные отношения; 3. Направлены на осуществление основных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития;4. Представляют собой активное упорядочивающее воздействие на обще­ственные отношения (функции динамичны); 5. Непрерывны в своем действии, постоянно сопровождают право.

Функции права - понятие собирательное и отражает настоящее и будущее (цели и задачи) в праве, следует отличать от «функ­ционирования права» отражающего действие права только в настоящем, как элемента социальной системы наряду с государствен­ным механизмом, моралью, политикой, иными социальными ре­гуляторами.

Формы правового воспитания

Кформам правового воспитания относятся:

§ правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);

§ правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);

§ правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);

§ юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего,убеждение ипринуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся:

§ на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.);

§ устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.


Виды правотворчества

Правотворчество — богатая по содержанию, сверхсложная деятельность по выработке общих правил поведения. В зависимости от субъектов деятельности правотворчество имеет следующие разновидности. Правотворчество народа в процессе выражения непосредственного волеизъявления на референдуме. Правотворчество государственных органов в процессе осуществления законодательной и исполнительной властей. Правотворчество отдельных должностных лиц в процессе осуществления ими своих полномочий. Правотворчество органов местного самоуправления. Локальное правотворчество в процессе внутриорганизационного регулирования отношений. Правотворчество общественных организаций. В зависимости от юридической силы принятого нормативно-правового акта правотворчество тоже имеет деление. Законотворчество - деятельность высших представи­тельных органов государственной власти по созданию законов. Делегированное правотворчество – деятельность, осуществляемая на основе передачи части законодательных полномочий от парламента к какому-либо органу, например исполнительной власти. Подзаконное правотворчество – деятельность различных субъектов правотворчества, не относящих­ся к высшим представительным органам. Подзаконное правотворчество характеризуется большой опе­ративностью, гибкостью, меньшей формальностью, большей ком­петентностью. Однако ему сопутствует «непрозрачность» процесса принятия подзаконных нормативно-правовых актов, их большое количество, что затрудняет поиск необходимой информации и часто вскрывает противоречие (частичное или полное) одних актов другим.

Билет для проведения государственного экзамена № 1

Наши рекомендации