Примерная тематика практических занятий

Министерство образования и науки Российской Федерации

Невинномысский технологический институт

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Северо-Кавказский государственный технический университет»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к практическим занятиям

по дисциплине «Основы права»

очной и заочной форм обучения

для студентов по направлениям бакалавриата

по направлениям бакалавриата 080100.62, 080200.62, 140400.62, 230400.62, 230700.62, 240100.62, 260200.62.,151000.65

Невинномысск 2011

Методические указания по дисциплине «Основы права» выполнены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначены для студентов очной формы обучения. Методические указания разработаны на основе рабочих программ кафедры гуманитарных дисциплин по дисциплине «Основы права» и имеют целью оказать помощь студентам в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам.

Методические указания рассмотрены на заседании кафедры ЭБУА и рекомендованы к размножению.

Составитель канд. социол. наук Р.К. Малхозова

Рецензент д-р экон. наук А.Я. Глушко

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цели и задачи дисциплины............................................................................
2 Содержание курса...........................................................................................
3 Примерная тематика практических занятий................................................
4 Общие требования к оформлению реферата...............................................
5 Тестовые задания............................................................................................
Список рекомендуемой литературы................................................................

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная цель дисциплины состоит в овладении студентами знаний в области права, выработке позитивного правосознания, в рассмотрении права как социальной реальности, выработанной человеческой цивилизацией и наполненной идеями гуманизма, добра и справедливости.

Учебные задачи дисциплины состоят в выработке умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, соблюдении законодательства, принятии решений и совершении иные юридических действий в точном соответствии с законом, умении анализировать законодательство и практику его применения, умении ориентироваться в специальной литературе.

В системе социогуманитарного образования курс «Правоведение» способствует пониманию содержания неотъемлемых и неотчуждаемых прав и свобод человека, выражающихся в том, что государство связано ими и не должно по своему усмотрению отменять или ограничивать их. Будучи непосредственно действующими, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение права, деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Дисциплина «Правоведение» тесным образом связана с прочими гуманитарными дисциплинами, такими как «Отечественная история», «Социология», «Психология», а также дисциплинами, рассматривающими отдельные аспекты права: «Административное право», «Правовые основы предпринимательской деятельности», «Правовые основы интеллектуальной собственности», «Трудовое право» и др.

Дисциплина имеет общетеоретическое и практическое значение, способствует повышению уровня гуманитарных знаний, обогащению способности мышления студентов, особенно в плане осуществления системного и конкретного анализа государственно-правовых явлений, функционирования и развития государства и права, формирования у студентов навыков к научно-исследовательской деятельности.

Студент, изучающий дисциплину «Правоведение», должен обладать:

- гражданской зрелостью и высокой общественной активностью;

- правовой и политической культурой;

- уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело;

- принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, её охраны и социальной защиты, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности.

Студент должен понимать сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и понимать их значение для реализации права.

Студент должен уметь:

- определять формы государственного правления, формы государственного устройства, типы политических режимов;

- определять вид правонарушения и виды юридической ответственности;

- составлять процессуальные документы;

- использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность специалиста.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. «Основы теории государства и права»

Понятие государства, его признаки и функции. Государство и гражданское общество. Право: понятие, сущность, формы. Нормативно-правовой акт. Понятие правового государства и его признаки. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Основные правовые системы современности.

Тема 2. «Международное право как особая система права»

Понятие, источники, субъекты и объекты международного права. Международное правонарушение и международная правовая ответственность.

Тема 3.«Конституционное право Российской Федерации»

Понятие, сущность и юридические признаки Конституции РФ. Конституционный строй РФ. Конституционные характеристики Российской Федерации. Конституционные основы организации государственной власти и местного самоуправления в РФ. Правовой статус личности. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ.

Тема 4. «Административное право»

Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. Административные правонарушения и административная ответственность. Государственная служба.

Тема 5. «Гражданское право Российской Федерации»

Гражданское правоотношение. Субъекты гражданских прав: граждане, юридические лица, государство и муниципальные образования. Объекты гражданских прав. Защита гражданских прав.

Понятие и содержание права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновения и прекращения права собственности.

Понятие, система и основания возникновения обязательств. Понятие и значение гражданско-правового договора. Содержание и форма договора. Заключение, изменение и расторжение договора. Понятие и принципы исполнения обязательств. Гражданско-правовая ответственность: формы и виды.

Общие положения о наследовании. Понятие и значение наследования. Законодательство о наследовании. Наследование по закону. Наследование по завещанию. Оформление наследственных прав.

Тема 6. «Трудовое право»

Понятие трудовых правоотношений. Субъекты трудового права. Трудовой договор. Коллективный договор. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Регулирование труда отдельных категорий работников. Трудовые споры.

Тема 7. «Семейное право»

Понятие семейного права и семейного законодательства. Семейное правоотношение. Понятие и признаки брака. Условия и порядок заключения брака в РФ. Прекращение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей и детей. Ответственность по семейному праву.

Тема 8.«Основы уголовного права Российской Федерации»

Уголовный кодекс РФ, его общая характеристика. Основание уголовной ответственности. Понятие преступления. Виды преступлений. Уголовная ответственность. Наказание: понятие и виды. Назначение наказания.

Тема 9. «Основы экологического права Российской Федерации. Законодательство в области защиты государственной тайны и информации»

Понятие, источники, объекты экологического права. Экологическая ответственность.

Тема 10. «Правовые основы защиты государственной тайны»

Законодательство в области защиты государственной, служебной и коммерческой тайны.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практическое занятие № 1

Тема: «Происхождение и форма государства».

План семинарского занятия по теме 1:

1. Основные подходы к понятию государства

2. Исторические типы государств. Основные черты формационной и цивилизационной типологии государств.

3. Основные и дополнительные признаки государства.

4. Социальное назначение государства.

5. Внутренние и внешние функции государства: понятие, критерии, виды функций государства.

6. Форма государства: понятие, основные элементы.

7. Форма правления государства: понятие, виды.

8. Форма политического режима и государственного устройства: понятие, виды.

9. Особенности формы Российского государства по сравнению с формами зарубежных государств.

Цель занятия: Рассмотреть ключевые вопросы о государстве, теориях его происхождения, сущности и роли государства в обществе, а также о его функциях.

Ключевые термины: государство, территория, суверенитет, публичная власть, формация, функции государства, форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, монархия, республика, демократическое государство, недемократическое государство, унитарное государство, федеративное государство.

Вопросы для самоконтроля:

1. Основные теории происхождения государства.

2. Понятие и признаки государства, отличающие его от организации общественной власти родового строя.

3. Сущность и типология государств. Основные подходы к типологии государств.

4. Форма правления: понятие, виды.

5. Форма государственного устройства: понятие и виды.

6. Политический режим: понятие, виды.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задание №1

Проанализируйте формационный и цивилизационный подходы в типологии государств. Рассмотрите типологию государства в формационном подходе и особенности строения государств в рамках одного типа. Назовите промежуточные (переходные) типы государств. Свои рассуждения поместите в виде таблицы.

Таблица 1 – Подходы к типологии государства

№ п /п Виды подхода к типологии государства Сущность (содержание) подхода Имя представителя  
       

Задание № 2

Перечисляя типы государств, студент Ершов назвал следующие: общинный, рабовладельческий, феодальный. Студент Калачев к типам государств отнес: буржуазный, социалистический. Укажите ошибки студентов.

Задание № 3

Можно ли отнести государство к правовому государству со следующими характеристиками:

1. Государство, где властные органы без непосредственного мандата народа, хотя и определяемые законом, произвольно контролируются ограниченным кругом властвующих лиц.

2. Государство, где административное управление строится на началах всевластия и не определяется законом, а общество попадает под тотальный контроль правящей элиты, где из общества исключаются независимое правосудие и права человека.

3. Государство, где сложилась всеохватывающая политическая организация обществ, основанная на верховенстве закона?

Тематика рефератов:

1. Сущность и исторические типы государств.

2. Функции и формы государства.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации (1993).

2. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: учебное пособие / Под. ред. Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2008, стр. 17-36.

3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.

4. Основы государства и права: учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.

5. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 1.

Практическое занятие № 2

Тема: «Система права и правомерное поведение».

План семинарского занятия по теме 2:

1. Система и источники права.

2. Норма права.

3. Нормативно-правовой акт.

4. Правонарушения и юридическая ответственность.

Цель занятия: Изучить и сопоставить основные правовые системы, действующие в современных условиях; рассмотреть понятия нормы права, правосознания, правонарушения и юридической ответственности.

Ключевые термины: форма права, норма права, правосознание, правонарушения, юридическая ответственность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие права.

2. Источники права.

3. Структура норм права.

4. Правовая культура.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задание №1

Найти в Конституции РФ положения, раскрывающие права и свободы человека и гражданина и объяснить сущность и значение каждого положения.

Задание № 2

Составить таблицу основных теорий происхождения права

Таблица 2 – Теории происхождения государства

№ п/п Наименование теории Юридическое содержание Основатели теории
       

Тематика рефератов:

1. Формы права.

2. Сущность права. Понятие норм права, их структура.

Рекомендуемая литература:

1. Основы государства и права: учебник / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.

2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 2.

3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.

Практическое занятие № 3

Тема: «Правовые системы современности. Конституционное право России»

План семинарского занятия по теме 3:

1. Основные правовые системы современности.

2. Конституция РФ – основной закон государства.

3. Конституционный статус Российской Федерации.

4. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

5. Конституционные права и обязанности человека и гражданина. Цель занятия: Рассмотреть основные правовые системы современности; выяснить, какие права и свободы человека и гражданина относятся к конституционным.

Ключевые термины: Конституция, право, обязанность, гражданин, субъект Федерации, республика, край, целостность, суверенитет.

Вопросы для самоконтроля:

1.Общая характеристика конституционного права РФ.

2.Конституция РФ: понятие, сущность, юридические признаки.

3.Конституционный строй России.

4.Конституционные права, свободы и обязанности граждан.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задание №1

Составьте таблицу «Конституционные права и свободы человека и гражданина»

Таблица 3 – Конституционные права и свободы человека

Конституционные права и свободы человека и гражданина
Личные Политические Экономические Социальные Культурные
         

Тематика рефератов:

1. Конституционный строй России.

2. Конституционные права, свободы и обязанности граждан.

3. Избирательная система.

4. Избирательный процесс.

5. Президент РФ.

6. Федеральное собрание РФ.

7. Правительство РФ.

8. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации (1993).

2. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.

3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 3.

Практическое занятие № 4

Тема: «Административное право».

План семинарского занятия по теме 4:

1. Характеристика предмета и метода административного права.

2. Принципы, функции и система административного права.

3. Административное принуждение.

Цель занятия: Изучить ключевые аспекты административных правоотношений.

Ключевые термины: предмет, метод административного права, норма права, управление, орган власти, административное правонарушение, административная ответственность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие, структура и виды административно-правовых норм.

2. Основные черты административно-правовых отношений.

3. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав.

4. Общая характеристика административной ответственности.

5. Понятие и виды административных взысканий.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задача № 1

Укажите, за какие проступки может наступить административная ответственность:

1. Неисполнение обязательств по договору заводом «Полимер», нанесшее имущественный ущерб АО «Аргон».

2. Нарушение правил санитарной гигиены на частном предприятии «Вента».

3. Безбилетный проезд Рогова в общественном транспорте.

4. Торговля Калининой цветами в неположенном месте.

5. Отказ от дачи показаний свидетеля преступления Федорова.

Задача № 2

Что относится к административным правонарушениям:

1.Опоздание на работу инженера Перепелкина на 20 минут.

2.Засорение гражданином Сорокиным части территории парка «Сокольники» бытовыми отходами и отбросами.

3.Неоказание необходимой помощи врачом Ткачевым гражданину Гуськову, находящемуся в опасном для жизни состоянии.

4.Управление Лариным автомашиной «Москвич – 412» в состоянии опьянения.

Тематика рефератов:

1. Административное правонарушение.

2. Административная ответственность.

Рекомендуемая литература:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях.

2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 4.

3. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации. – М.: НОРМА, 2006.

Практическое занятие № 5

Тема: «Гражданское право».

План семинарского занятия по теме 5:

1. Понятие и сущность гражданского права РФ.

2. Гражданско-правовые отношения и их регулирование.

3. Экономическая концепция собственности и значение собственности в развитии экономической системы.

4. Содержание права собственности.

5. Общая собственность: понятие, участники, признаки, виды.

6. Право наследования: характеристика, особенности регулирования.

Цель занятия: Составить обобщенное представление об основаниях возникновения и прекращения обязательств, способах обеспечения обязательств. Рассмотреть, каким образом происходит наследование по закону и по завещанию.

Ключевые термины: гражданское право, собственность, право владения, право пользования, право распоряжения, гражданское правоотношение, наследственное право.

Вопросы для самоконтроля:

1.Гражданское право как отрасль российского права.

2.Граждане как субъекты гражданского права.

3.Юридические лица: понятие, юридические признаки и классификация.

4.Объекты гражданских прав.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задача №1

Перов ушел в горы с целью подстрелить горного козла, но домой не вернулся. Поиски Перова не дали результата. На следующий день стало известно, что в том месте, куда пошел Перов, сошла лавина. Через 2 месяца жена Перова обратилась в суд с просьбой признать ее мужа Перова умершим. Какое решение вынесет суд?

Задача №2

Красин сменил фамилию на Тихомиров. Через месяц после смены фамилии он обратился в банк уже под новой фамилией. Ему отказали в обслуживании, потому что счет был открыт на Красина. Правомерен ли отказ банка? Обязан ли Тихомиров сам информировать кредитное учреждение о смене фамилии? Подтвердите свой ответ ссылками на нормативный правовой акт.

Задача № 3

Кириллов был признан судом безвестно отсутствующим. Его жена обратилась в суд с просьбой о выдаче содержания из имущества ее мужа, мотивируя это тем, что у них есть общие несовершеннолетние дети. Какое решение вынесет суд? Может ли Кириллова расторгнуть брак с ее безвестно отсутствующим супругом?

Тематика рефератов:

1. Основания возникновения обязательств.

2. Договор как основание возникновения обязательств.

3. Обеспечение исполнения обязательств.

Рекомендуемая литература:

1. Гражданский кодекс РФ. Ч.1,2,3.

2. Правоведение: Электронный курс лекций.- ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 5.

3. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы Российского права: учебник для ВУЗов. – М.: Норма, 2005 .

Практическое занятие № 6

Тема: «Трудовое право».

План семинарского занятия по теме 6:

1. Понятие и сущность трудового права, методы трудового права.

2. Стороны трудовых отношений, основания для их возникновения.

3. Трудовой договор: содержание, значение.

4. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

Цель занятия: Рассмотреть главные положения трудового договора, условия его заключения и расторжения; выяснить порядок решения возможных коллективных и трудовых споров.

Ключевые термины: трудовой договор, коллективный договор, рабочее время, дисциплинарная ответственность, материальная ответственность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие, предмет и метод трудового права.

2. Действие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права во времени, в пространстве, по кругу лиц. Исчисление сроков.

3. Понятие трудовых отношений, основания их возникновения.

4. Стороны трудовых отношений.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задача № 1

Ивановой, проживающей в городе С., было отказано в приеме на работу в Краснодарский филиал АО «Транзит» на должность менеджера по персоналу, основанием отказа послужило то, что Иванова имеет постоянную регистрацию в городе М., а не по месту жительства (г. С.).

Правомерен ли отказ?

Задача № 2

Исследуя проблемы принудительного труда в РФ, студентка Кулешова определила, что к принудительному труду относятся такие нарушения обязанности работодателя по выплате заработной платы, как ее несвоевременная выплата, выплата не в полном размере. По мнению же студентки Сытниковой примером принудительного труда является направление лица, призванного на военную службу, на альтернативную гражданскую службу, поскольку работа, выполняемая в процессе исполнения воинской обязанности или прохождения альтернативной гражданской службы, может квалифицироваться как принудительный труд. Кто из них прав?

Тематика рефератов:

1. Трудовые споры.

2. Владение, пользование и раздел имущества, находящегося в совместной долевой собственности.

Рекомендуемая литература:

1. Трудовой кодекс РФ.

2. Никонов Д.А., Стремоухов А.В. Трудовое право. – М.: НОРМА, 2007.

3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 6.

Практическое занятие № 7

Тема: «Семейное право РФ».

План семинарского занятия по теме 7:

1. Понятие брака по семейному праву РФ.

2. Порядок заключения брака.

3. Условия заключения брака, обстоятельства, препятствующие заключению брака.

4. Основания и порядок прекращения брака.

5. Имущественные правоотношения супругов. Законный режим совместной собственности. Брачный договор.

Цель занятия: Освоить основные аспекты брачно-семейных правоотношений, уяснить права и обязанности супругов, родителей.

Ключевые термины: брак, личные, неимущественные права и обязанности, имущественные права супругов, недействительность брака, прекращение брака, расторжение брака, брачный договор, совместная собственность супругов.

Вопросы для самоконтроля:

1.Семейное право как отрасль российского права.

2.Понятие брака и семьи.

3.Оформление брака. Условия вступления в брак.

4.Прекращение брака.

5.Права и обязанности супругов.

6. Права и обязанности родителей и детей.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задача №1

Семенова, проживающая одна в комнате коммунальной квартиры и получающая минимальную пенсию по старости, обратилась к своему единственному сыну, работающему, женатому, имеющему несовершеннолетнего сына, с просьбой оказать ей материальную помощь.

Семенов отказался, мотивируя это тем, что он не в состоянии обеспечивать свою семью. Что предпринять Семеновой, имеет ли она право притязать на содержание сыном?

Задача №2

С Клочко в судебном порядке взыскивались алименты на содержание его несовершеннолетней дочки Клочко Алеси. Алеся, достигнув 16 лет, вышла замуж за Козлова. Ее отец Клочко обратился в суд с просьбой о прекращении выплаты алиментов своей дочери, мотивируя это тем, что теперь ее должен содержать ее муж Козлов.

Правомерно ли требование Клочко? Какое решение вынесет суд?

Задача №3

Об Иванове не было сведений в месте его постоянного жительства в течение 5 лет. По заявлению жены Иванов был признан судом умершим. Через 2 года после вынесения соответствующего решения Иванов возвратился. Иванов обратился в органы ЗАГС с просьбой восстановить брачные отношения со своей супругой. Как разрешить данную ситуацию в соответствии с действующим законодательством, если супруга Иванова во время его отсутствия вышла замуж за Галкина?

Тематика рефератов:

1. Понятие семейного права, его принципы.

2. Реализация норм семейного права.

Рекомендуемая литература:

1. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 7.

2. Булаков О.Н., Зыкова И.В., Косаренко Н.Н. Правоведение: учебник. (ГРИФ). – М.: КноРус, 2007.

3. Семейный кодекс РФ.

Практическое занятие № 8

Тема: «Уголовное право РФ».

План семинарского занятия по теме 8:

1. Понятие и признаки преступления. Классификация преступлений.

2. Состав преступления: понятие, признаки, значение.

3. Элементы состава преступления и их характеристика.

4. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

5. Уголовная ответственность: понятие, основания и формы реализации.

6. Понятие и признаки уголовного права.

Цель занятия: Изучить понятие преступления, его основные характеристики и законодательство, регулирующее данный вопрос.

Ключевые термины: : преступление, общественная опасность, противоправность, наказуемость, состав преступления, субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона, уголовная ответственность, уголовное наказание.

Вопросы для самоконтроля:

1. Понятие, цели и принципы уголовного права.

2. Преступление: понятие, характеристика состава.

3. Уголовно-правовая ответственность и уголовное наказание.

4. Основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.

5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задание №1

В виде схем дать общую характеристику признаков и категорий преступлений.

Задача № 2

Краснова была привлечена к уголовной ответственности за укрывательство брата, подозреваемого в совершении преступления.

Подлежит ли Краснова уголовной ответственности? Как в действующем Уголовном кодексе РФ квалифицируется подобная форма деятельности? В каких случаях законодатель предусматривает уголовную ответственность?

Тематика рефератов:

1. Понятие и виды преступлений.

2. Состав преступления.

3. Соучастие в преступлении.

4. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

5. Уголовная ответственность и её основания.

Рекомендуемая литература:

1. Уголовный кодекс РФ.

2. Булаков О.Н., Зыкова И.В., Косаренко Н.Н. Правоведение: учебник. (ГРИФ). – М.: КноРус, 2007.

3. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 8.

Практическое занятие № 9

Тема: Экологическое право РФ.

План семинарского занятия по теме 9:

1. Экологическая концепция Российской Федерации.

2. Понятие экологического права Российской Федерации.

3. Источники экологического права.

4. Понятие экологической безопасности.

5. Понятие и содержание права природопользования.

6. Экологическое лицензирование. Договорная форма природопользования.

Цель занятия: Охарактеризовать основные законодательные акты, регулирующие защиту окружающей среды на территории РФ; отметить актуальность и значимость рассматриваемого вопроса.

Ключевые термины: экологическое право, экологическая безопасность, природопользование, лицензирование, природные объекты.

Вопросы для самоконтроля:

1.Экологическое право как комплексная отрасль российского права.

2.Источники экологического права.

3.Экологические права и обязанности граждан.

4.Право природопользования.

5.Ответственность за экологические правонарушения.

Задания и упражнения для самостоятельного решения:

Задание № 1

Дайте развернутую характеристику трем подотраслям экологического права: природоохранительному праву, природоресурсному праву и подотрасли, предусматривающей конкретную юридическую ответственность за нарушение норм права по охране окружающей среды.

Тематика рефератов:

1. Ответственность за нарушение экологического законодательства.

2. Структура экологического права.

Рекомендуемая литература:

1.Земельный кодекс РФ.

2. Правоведение: Электронный курс лекций. – ГОУ ВПО «СевКавГТУ», 2006, тема 9.

3. Малько А.В. Правоведение: учебник. – М.: КноРус, 2006.

Наши рекомендации