Правовое государство и его функции
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показал, что в тоталитарных государствах регулярно издавались юридические акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование было антиподом правового государства.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, объединяющее свободных граждан — носителей общественного прогресса.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства.
Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете.
Основные признаки правового государства:
1 Верховенство и господство права (в широком смысле) и закона (в более узком).
2. Принцип разделения властей. Данный принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой — подзаконность исполнительной и судебной властей. Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством. Каждая из этих властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой.
3. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития — третий признак правового государства. Он включает:
• приоритет прав и свобод личности;
• социальную защищенность;
• социальную справедливость.
4. Четкое разграничение функций общества и государства. Понятия государства и общества не тождественны, их следует различать.
Государство проявляет заботу об обществе или, напротив, паразитирует или даже сокрушает общественный организм. По мере того как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство. Оно также становится более совершенным, более цивилизованным.
5. Взаимная ответственность личности и государства. Он проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению.
6. Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. В соответствии Конституцией общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Отсюда следует, что они входят в систему права Российской Федерации. С учетом теории и практики международного права под общепризнанными принципами и нормами следует понимать принципы или нормы общего международного права, получившие всеобщее признание. К этому следует добавить, что каждая такая норма или принцип должны быть признаны обязательными и Российской Федерацией. Без такого признания они не могут стать частью ее правовой системы.
Функции правового государства:
а) Внутренние:
- охрана прав и свобод граждан; обеспечение равноправия граждан
- защита интересов общества на основе законности
- выбор научно обоснованного пути развития общества
- создание условий для беспрепятственной реализации гражданами своих способностей и дарований
- постоянное совершенствование системы социального обеспечения граждан
- защита разнообразных форм собственности
- обеспечение развития рыночной экономики, исключающей монополизм
- улучшение условий и охрана труда граждан
- реализация политического и идеологического плюрализма
- обеспечение цивилизованных форм политического противоборства за власть
- охрана и приумножение духовных ценностей общества
б) Внешние:
- борьба за мир и мирное сосуществование
- оборона страны от нападения извне
- экономическое сотрудничество с др. странами в интересах общества
- охрана окружающей среды в мировом масштабе
- соблюдение международных нормативно-правовых актов. соглашения и договоров
Верховенство закона означает:
- главенство закона как над государством, так и над личностью в равной мере (т.о. государство не
использует право как «кнут и пряник», а само подчиняется закону)
- закон ценен сам по себе, а его исполнение обязательно для всех, вне зависимости от тех целей,
которые ставят перед собой люди
- закон не делает различий между людьми - перед законом все равны
- закон не карает за намерения, он вмешивается только тогда, когда действия (или бездействие)
противоречат его «духу» и главным образом «букве».