Требования к выполнению письменных работ
Содержание разделов дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Исторический, идеологический, философский контекст в литературе. Социалистический реализм в контексте литературной эпохи | Литература как выражение «духа эпохи». Современные дискуссии о социалистическом реализме. Генезис литературы соцреализма. Влияние философии Ницше на русскую литературу. Соцреализм как синтез трех начал: ницшеанства, марксизма и богостроительства (теория Егоровой и Чекалова). Произведения М. Горького «Мать», Ф. Гладкова «Цемент», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и др. в социально-философском контексте эпохи | |
Неподцензурная литература и ее историко-социальный контекст | Причины появление неподцензурной литературы. Произведения Е. Замятина, Б. Пильняка, А.П. Платонова, М. Булгакова и др. как отражение исторических, культурных, социальных тенденций в обществе. | |
Неклассические формы литературы (неореалистическая, экзистенциальная) и их социально-философское наполнение | Обновление художественной системы реализма в начале ХХ века. Изменение характера взаимоотношений между личностью и средой; вопреки позитивистским концепциям утверждение относительная независимость личности от социальной среды. Неореалистическая модель литературы. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века | |
Идеологические контексты сатирической литературы ХХ века | Дискуссии о сатире после Октябрьской революции. Иносказание и эзопов язык как способ выражать отношение к изображаемой действительности. Произведения И. Ильфа, Е. Петрова, М. Зощенко, Н. Эрмана и социально-политическая ситуация в стране. Новый тип сатиры (А. Платонов, А. Новиков, К. Вагинов) и ее способность с помощью иронии обобщать негативные политические тенденции в стране. |
Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы:
Вопросы и задания к практическим занятиям, самостоятельной работе:
ПЗ 1. (2 ч.). Социалистический реализм в контексте литературной эпохи. Вопросы для обсуждения: Современные дискуссии о социалистическом реализме. Идеологизация представлений об искусстве как основная посылка советского литературоведения. Отождествление культуры тоталитарного общества с тоталитарной культурой в литературоведении 1990-х годов. Переоценка творчества некоторых писателей (А.М. Горький, В.В. Маяковский, А. Фадеев, А.Н. Толстой и др.). Генезис литературы соцреализма. Влияние философии Ницше на русскую литературу. Культурологические концепции, легшие в основу соцреалистического метода. Теория искусства-жизнестроения. Соцреализм как синтез трех начал: ницшеанства, марксизма и богостроительства (теория Егоровой и Чекалова). Произведения М. Горького «Мать», Ф. Гладкова «Цемент», «Педагогическая поэма» А.С. Макаренко и др. в социально-философском контексте эпохи. Классовый и пропагандистский характер новой литературы. Политика советской власти в сфере литературы (1920-х гг.). Постановления ЦК ВКП(б) 1925 и 1931 гг. Вытеснение интеллигенции на периферию культурного поля. Репрессии. «Философский пароход».
Задание: сделать конспект работы Ортеги-и-Гассета «Восстание масс».
ПЗ 2. (2 ч.). Неподцензурная литература и ее историко-социальный контекст.
Сделать доклад-презентацию по темам:
– Неподцензурные произведения и авторы 1920-х – начала 1950-х годов: причины возникновения, специфика бытования.
– Историческо-политический контекст в повести А. Платонова «Сокровенный человек» (либо в других произведениях по выбору студентов),
– Отражение литературной ситуации в рассказах Платонова «МОПЛ» и статье «Фабрика литературы»;
– Отражение политической ситуации в поэзии А. Барковой;
ПЗ 3. (2 ч.). Неклассические формы литературы (неореалистическая, экзистенциальная) и их социально-философское наполнение.
Вопросы для обсуждения:
– Синтез как основа неклассической прозы ХХ века. Анализ произведений А. Белого, А. Платонова, М. Пришвина «В краю непуганых птиц», «У стен града невидимого».
Задание: Подготовить доклад-презентацию по статье В.А. Келдыша «Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х). Кн. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2001.
Задание. Подготовить доклад-презентацию по книге В.В. Заманской «Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Учебное пособие. М.: Флинта, 2002.
ПЗ 4. (4 ч.). Идеологические контексты сатирической литературы ХХ века.
Сделать доклад по 2–3 типологически родственным произведениям А.П. Платонова. М.А. Булгакова, М. Зощенко, П. Романова, В. Войновича, В.М. Шукшина, сравнив изображенные события в них с исторической, литературной хроникой тех лет.
Задание: обнаружить скрытые историко-литературные диалоги писателей-сатириков с современниками.
Требования к выполнению письменных работ
(Анализ литературного произведения в аспекте обнаружения в нем диалога автора с культурологической, политической и философской мыслью своей эпохи; Описать один из текстов, проследив в нем исторические, культурологические и проч. источники.)
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы (составляется по алфавиту; образцы оформления: для монографий: Белая Г.А. Дон-Кихоты 20-х гг. «Перевал» и судьба его идей. М., 1989; для статей:Лотман Ю. Устная речь в историко-культурной перспективе // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, 1993. Т. 1.
7) оформление работы: объем – 10 000 знаков с проб., в Wordе, шрифт Times New Roman, кегль 12, интервал полуторный, абзац – 1 см; текст должен быть сохранен в формате doc (не docx или rtf); ссылки на литературу внутритекстовые, в квадратных скобках (пример: [Сидоров 2001: 47], где 2001 – год, 47 – номер страницы). Смысловые примечания (пояснения и дополнения к основному тексту) должны быть в сносках внизу страницы. Нумерация сносок сплошная. При оформлении цитат учитывать внешние кавычки («…») и внутренние (“…”).
Письменная работа оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки.