Особенности белорусской экономической идеи.

Белорусская экономическая модель многих удивляет. Ее противники давно предрекали ей системный кризис. Однако она демонстрирует, если не эффективность, то, по крайней мере, свою живучесть. У нее есть много сторонников. Особенно директорат государственных предприятий, который, как правило, выступает против частной собственности. Да и работники госпредприятий, как правило, не желают изменения формы собственности. Каждый приспособился на своем рабочем месте. Относительно низкую зарплату люди, как и в советские времена, компенсируют мелким воровством, которое в общественном сознании уже давно таковым не считается. Каждый старается вынести с госпредприятия все, что плохо лежит. Кроме того, люди все-таки осознают, что цены на товары, хоть и не на много, но ниже в Беларуси по сравнению со странами с более высокими зарплатами. Причем по многим товарам и услугам они на самом деле существенно ниже. Это на микроуровне. На макроуровне, за счет тотального перераспределения доходов, государство вполне успешно поддерживает общую стабильность функционирования национальной экономики. В принципе, такая модель может существовать достаточно долго, десятилетия. 1. Протекционизм и замещение импорта Замещение импорта (импортозамещение) – стратегия предпочтения товаров отечественного производства импортным, а также предпочтения внутреннего потребления отечественных товаров их экспорту. Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Считается, что такая политика способствует развитию национального производства. Справка. В экономической теории протекционистская доктрина является противоположной доктрине свободной торговли. Спор между этими двумя доктринами продолжается со времен Адама Смита. Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей. 2. Ставка на государственную собственность Более 70% ВВП создается предприятиями государственной формы собственности. Земельные, водные и лесные ресурсы в подавляющем большинстве находятся в государственной форме собственности; отсутствует рынок земли. На одного жителя Беларуси приходится в настоящее время в среднем 11 соток земли (хотя еще 5 лет назад приходилось – по 13,5 сотки). То есть пожилые люди в деревнях умирают, их земли на полях прирезают колхозам и совхозам, а новых земель гражданам практически не выделяется. В настоящее время только 5% земель находится в пользовании граждан Беларуси. Зато по площади сельскохозяйственных земель, которая приходится на одного жителя, Беларусь занимает одно из лидирующих мест в Европе (0,9 га против 0,3-0,4 га в развитых странах и 0,5-0,6 га в развивающихся странах Европы). Семья из 5-ти человек на момент начала коллективизации имела в Беларуси в среднем земельный надел площадью в 10 гектаров, а сегодня такая же гипотетическая семья владеет наделом площадью всего 0,5 гектара. В настоящее время только 5% земель находится в пользовании граждан Беларуси. Можно согласиться с высказыванием на эту тему кандидата экономических наук Леонида Заико: «Использовать сферу услуг на полную катушку невозможно без активного участия частного бизнеса. А сегодня здесь доминирует государство. Государство должно создавать условия: выделить участки земли, создать там необходимую инфраструктуру, коммуникации, потому что сейчас самая большая проблема – земля. А люди потом сами все построят, возьмут кредиты. По такому пути идет большинство стран мира». К примеру, в той же Финляндии 60% лесов принадлежит частным лицам.В Финляндии 735 тысяч лесовладельцев (при 5 млн. человек населения или 15% населения) со средним размером надела в 30 га.Государству в Финляндии принадлежит всего 25% лесов, а крупным компаниям – всего 10%. Представим на минуту, что в Беларуси, также как и в Финляндии, 60% лесов принадлежат частным лицам.При наших лесных ресурсах это означало бы наличие 1,4 млн. лесовладельцев (при 9,5 млн. человек населения или 15% населения) со средним размером надела в 3,8 га.Зададимся вопросом: как изменилось бы Ваше благосостояние, если бы у Вас в частной собственности было почти 4 гектара леса? Стоит также отметить, что в Беларуси не создан механизм трансформации недвижимости в капитал. В силу разных причин практически не работает институт ипотечного кредитования, не развит рынок ценных бумаг. 3. Государство устанавливает приоритеты в развитии экономики В качестве таких приоритетов были определены – сельское хозяйство и строительство. В эти отрасли направляется половина от всех инвестиций, вкладываемых в экономику. Большинство предприятий этих отраслей находятся в государственной форме собственности. По мнению Президента Республики Беларусь: «Главное – сохранить строительный комплекс. Это время пройдет. Если нет строительства – в стране нет развития». Несмотря на то, что в бюджете средней белорусской семьи на приобретение или строительство жилья приходится всего около 3% расходов (в развитых странах – в 10-12 раз больше), по числу построенных квартир на 10 000 человек населения Беларусь является лидером среди стран СНГ. Понятно, что львиная доля этого жилья строилась за счет льготного кредитования, в том числе за счет эмиссионных источников. 4. Административное регулирование цен на факторы производства и на многие товары Регулирование цен на товары и услуги, на отдельные факторы производства (труд, капитал, и др.), а также – обменного курса на бирже, осуществляется главным образом административными, а не рыночными методами. В Беларуси сохранена со времен СССР единая тарифная система, и государство через регулирование ставки I-го разряда влияет на размер окладов на предприятиях государственной формы собственности, и таким образом влияет на установление средней заработной платы в стране. Также государство активно регулирует минимальную заработную плату (это уже обязательно для предприятий любой формы собственности), устанавливая ее в последние годы на уровне бюджета прожиточного минимума. Таким образом, в Беларуси, цена рабочей силы определяется преимущественно не рынком труда под воздействием спроса и предложения на рабочую силу, а государством и его представлениями о том размере заработной платы, который можно считать приемлемым в каждый конкретный период развития экономики (этот уровень утверждается, как правило, на Всебелорусском народном собрании, каждый раз в сторону поступательного повышения, устанавливая новую планку от достигнутой ранее). Государственное регулирование цен влияет на перераспределение средств в обществе, причем забирая эти средства у эффективных производителей и отдавая их менее эффективным производителям, которые постоянно нуждаются в поддержке, поскольку товары, которые они производят, не пользуются спросом и часто остаются без сбыта. Государство, регулируя цены, не дает возникнуть стоимости там, где она возникла бы, если бы не вмешательство государства, и, наоборот, позволяет возникнуть стоимости там, где она никогда не возникла бы, если бы, опять же, не вмешательство государства. В результате товары, которые действительно пользуются спросом, которые несут большую полезность для потребителей, будут произведены и потреблены в гораздо меньших объемах (а в отдельных случаях – не будут произведены вообще, как, например, по этой причине в Беларуси так и не было размещено производство новых автомобилей), поскольку население не располагает необходимыми доходами для приобретения этих товаров, хотя действительно в них нуждается. В итоге, производители товаров, в которых действительно нуждается население, не смогут произвести их в тех объемах, которые они могли бы продать в условиях рыночной экономики. В итоге эффективные производители не смогут сделать свои проекты успешными, накопить достаточные прибыли для расширения своего бизнеса, инвестировать средства в производство других полезных товаров. В итоге, как бы человек хорошо не работал, какие бы гениальные идеи не пытался реализовать, в условиях перераспределительной экономики с социалистической идеологией, ему не удастся быстро разбогатеть. Если же ему удастся это сделать (государство не досмотрит), то будет велик риск того, что государство отнимет у него это состояние. Единственное исключение – если это состояние создано под прикрытием государства, в доле с ним, если это частный номенклатурный бизнес. Но это уже совсем другой случай, и он должен рассматриваться в отдельном примере. В странах с рыночной экономикой вмешательство в регулирование цен считается посягательством на права частной собственности. Отсутствие или наличие государственного регулирования цен в экономике – это лакмусовая бумажка, которая показывает какая модель экономики действует в стране – рыночная или административно-командная. В странах с рыночной экономикой цены устанавливаются свободно в соответствии с теорией предельной полезности. Возможность быстро разбогатеть дает частный бизнес, где в случае выхода на рынок с новым товаром, пользующимся спросом, в первое время удается получать рентабельность в 500%, 1000%, 5000% и более. В командной экономике цены устанавливаются государством и рентабельность свыше 50% или 100% трактуется уже как получение сверхдоходов. В таких случаях (получения сверхдоходов) органы государственной власти, либо ограничивают рентабельность (в вышеприведенном случае – размером в 25%), либо, если предприятиям все-таки удалось избежать подобного ограничения, то стараются другими возможными путями изъять часть сверхприбыли (просьба о спонсорстве, об участии в софинансировании разных госпроектов и госпрограмм, либо путем проверок и наложения штрафов). Люди, определяющую экономическую политику в Беларуси, не верят в возможности денежно-кредитной политики, не верят в монетарную теорию. Не верят в то, что после либерализации цен и краткосрочного всплеска их роста (выравнивания и устранения ранее накопленных перекосов в результате предыдущего административно-командного регулирования) установятся стабильные цены и достаточно низкая инфляция. При выполнении главного условия, а именно, что Нацбанк будет поддерживать реальную положительную ставку рефинансирования (то есть будет поддерживать реальную стоимость денег в экономике), а также прекратит доступ отдельных субъектов хозяйствования и групп населения к кредитным ресурсам по льготным нерыночным процентным ставкам. В странах с рыночной экономикой цены регулируются государством не напрямую, а косвенно, – путем таргетирования инфляции (в основном через регулирование ставки рефинансирования). В Беларуси эта закономерность также работает. Так, когда в 2011 году Нацбанк резко повысил ставку рефинансирования, то денежная масса по всем агрегатам стала уменьшаться, а вслед за этим и остановился рост цен в экономике. Но затем, на Нацбанк со всех сторон начало оказываться давление, поскольку многие госпредприятия привыкли кредитоваться под низкие процентные ставки, не желая замечать при этом высокую инфляцию, которая опускает эти ставки в реальности даже ниже нулевой отметки. Обычно государственное регулирование цен оправдывается необходимостью антимонопольного регулирования, хотя учитывая, что Беларусь находится в общем рынке (в ЕЭП) с Россией и Казахстаном, трудно найти среди белорусских предприятий естественных монополистов (это всего лишь несколько предприятий, типа БЖД, Белэнерго или Белтелекома). 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры Белорусская экономическая модель содержит встроенный механизм девальвации для поддержания ценовой конкурентоспособности белорусской экономики (экспорта), хотя это уже скорее следствие и компенсационная мера от последствий еще одной особенности белорусской экономики. А именно, белорусская экономика – самая инфляциогенная в мире среди стран с сопоставимым человеческим капиталом. На постсоветском пространстве и среди 45 европейских стран Беларусь имеет самые высокие темпы инфляции. Рост индекса потребительских цен на июнь 2012 г. нарастающим итогом с 1990 года без учета деноминаций составил 3 278 887 086%. То есть потребительские цены выросли в Беларуси за последние 20 лет в 32 млн. раза Если брать за начало отсчета 2000 год, то Беларусь по темпам инфляции также стала безусловным лидером в Европе за последнее десятилетие. В мире из 160 стран, по которым имеется статистика, по темпам инфляции нашу страну опередили только Зимбабве, Ангола и Мьянма. Иными словами, не будет преувеличением сказать, что Беларусь является лидером в мире по темпам инфляции за последние 20 лет и это безусловно является особенностью белорусской экономической модели. Высокая инфляция – естественно обуславливает дороговизну кредитных ресурсов для предприятий и населения, что толкает государство на льготное кредитование отдельных предприятий и групп населения. Завышенный курс национальной валюты, как результат желания административно устанавливать желаемый курс в условиях высокой инфляции, приводит к росту отрицательного сальдо во внешней торговле, с которым Правительство пытается бороться путем ипортозамещения. Так, попытка поддерживать завышенный курс национальной валюты привела к исчерпанию золотовалютных резервов весной 2011 г. и накоплению значительного внешнего долга (по итогам 2011 года составил 56% от ВВП). Основная причина высокой инфляции – быстрое увеличение денежной массы в экономике. Из эмиссионных источников финансируется льготное жилищное строительство, строительство многих государственных объектов – больниц, спортивных объектов, амфитеатров, и т.п., выделяются деньги на модернизацию и поддержание деятельности многих госпредприятий, и др. Национальный банк не имеет независимости в проведении денежно-кредитной и валютной политики, подотчетен Правительству и Президенту. Встроенный механизм девальвации – это следствие высокой инфляциогенности экономики и необходимости приведения в соответствие относительных цен, по которым и работает экономика. Действие на практике существующей фундаментальной зависимости, изображенной на рисунке ниже. Эта фундаментальная закономерность проявляется и в экономике Беларуси (рис. 6) Беларусь имеет самые высокие темпы обесценения национальной валюты на постсоветском пространстве и среди 45 европейских стран. По степени обесценивания национальной валюты к американскому доллару (с 1991 года) Беларусь остается лидером среди стран бывшего СССР, о чем свидетельствует проведенный БелаПАН анализ текущих официальных валютных курсов без учета денежных реформ. Без учета деноминаций 1994 и 2000 годов курс составил 84 500 000 рублей. За Беларусью в первой тройке расположились Туркменистан — 7 125 000 и Узбекистан — 1 719 970. В самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике, которая имеет собственную валюту, без учета деноминации курс составил 10 400 000 рублей. Страны-соседи: Украина — 797 140, Россия — 28 384, Литва — 248, Эстония — 112, Латвия — 100. Одного миллиона белорусских рублей (без учета деноминаций) официальный курс доллара достиг 17 декабря 1998 года, 5 млн. — 11 мая 2000 года, 10 млн. — 12 сентября 2000 года, 15 млн. — 26 октября 2001 года, 20 млн. — 3 апреля 2003 года, 22 млн. — 13 декабря 2008 года, 26 млн. — 2 января 2009 года, 30 млн. — 26 марта 2010 года, 31 млн. — 17 мая 2011 года, 49 млн. — 24 мая 2011 г., 86 млн. – 20 октября 2011 года. Таким образом, белорусская валюта обесценилась по отношению к американскому доллару в 12 раз больше, чем валюта Туркменистана, в 50 раз — Узбекистана, в 105 раз – Украины, в 3 000 раз — России, в 345 000 раз — Литвы, в 760 000 раз — Эстонии и в 850 000 раз больше, чем валюта Латвии. В случае с Приднестровьем это соотношение составляет в 8 раз. Примеры падения в новейшей истории. Официальный курс рубля снизился с 1995 по 2000 годы в 30 раз. С начала 2011 года белорусский рубль обесценился по отношению к основным валютам почти в 3 раза. Девальвация Br в 2011 г. составила 180% и была едва ли не рекордной в мире. Национальный банк Беларуси вынужден был ввести в обращение купюру номиналом 200 тысяч Br. Хотя в истории Беларуси уже была купюра номиналом 1 млн. Br и 5 млн. Br (выпуск купюр начался в сентябре 1999 года). 6. Белорусская экономика – одна из самых социально-ориентированных на постсоветском пространстве Правда у этого преимущества есть и обратная сторона. Из-за большой социальной сферы и огромного объема государственных расходов, соответственно в стране имеет место одна из самых низких долларовых зарплат по сравнению с другими странами в регионе (средняя ЗП в Беларуси = 450$) и одна из самых неразвитых – сфера частного малого бизнеса (удельный вес в ВВП – 18-20%). Низкая средняя зарплата в стране не дает возможности развиться сфере услуг, что заставляет власти все больше усиливать социальную составляющую. Большая часть населения имеет такую низкую зарплату, что не может оплачивать по полной рыночной стоимости – услуги ЖКХ, строительство жилья, услуги здравоохранения, образования, общественного транспорта, услуги спортивных комплексов. В бюджете средней семьи более 50% расходов идет на питание и одежду, что является показателем низкого уровня жизни в стране. На отдых и досуг – посещение культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий – в семейном бюджете остается не более 3-5% расходов. В итоге спрос на развитие продукции сферы услуг в стране практически отсутствует. Даже представители шоу-бизнеса часто вынуждены получать зарплату из средств госбюджета. Как и в советские времена, к отраслям торговли,ЖКХ, транспорта, строительства у государства сохраняется отношение как к отраслям социально-потребительского комплекса, где главное не рентабельная работа, а обеспечение населения товаров и услуг по заниженным ценам.Не говоря уже об отраслях социально-культурного комплекса (спорт, туризм, культура, образование, здравоохранение), где товары и услуги вообще могут быть практически бесплатными. Хотя, как показывает практика отдельных предприятий в Беларуси и особенно в странах с развитой рыночной экономикой, эти отрасли вполне могут быть самодостаточными и коммерчески окупаемыми. Александр Готовский, кандидат экономических наук, зам. директора Центра системного анализа и стратегических исследований НАН Беларуси, правильно замечает, что номинальная зарплата в 500 долларов при относительно низком сопоставимом уровне цен в Беларуси по сравнению с развитыми странами, по своей покупательной способности соответствует уровню стран Центральной Европы и стран Балтии. (Источник: Готовский А.В. Политика повышения заработной платы в контексте сбалансированности экономики // Белорусский экономический журнал. №2. 2011. С. 31-42). Выход – снижать социальную ориентацию в виде отмены регулируемых цен на так называемые социально-значимые товары вместе с ростом долларовой зарплаты. Такие действия вместе с повышением зарплат в Беларуси до уровня соседних стран будут одновременно содействовать сбалансированному развитию белорусской экономики. 7. Ставка на крупные хозяйственные и административно-территориальные единицы Ставка на крупное товарное производство и на крупные административно-территориальные единицы в управлении. Ставка на крупные госпредприятия, нежели на субъекты малого и среднего бизнеса, на предпринимателей. Вместо реструктуризации крупных предприятий и образования на их базе тысяч новых юридических лиц до последнего времени продолжается политика присоединения убыточных предприятий к прибыльно работающим предприятиям. Процесс создания холдингов в различных отраслях также вкладывается в эту тенденцию. Многие европейские страны в последние 10-15 лет провели административно-территориальные реформы, направленные на разукрупнение административно-территориальных единиц и на усиление развития местного управления. В Беларуси, наоборот, постоянно возникают разговоры о ликвидации отдельных районов и сельсоветов с низким экономическим потенциалом.Предложенные проекты административно-территориальной реформы с увеличением числа областей и районов в Беларуси высшим руководством страны были отклонены. Хотя площадь территории отдельных областей в Беларуси превышает площадь территории отдельных европейских стран. 8. Бюджетная политика, основанная на поддержании реального сектора экономики. Принятие большинства других мер в экономической политике также направлено в пользу реального сектора (производителей), а не потребительского сектора (потребителей). Мнение о высокой социальной направленности госбюджета Беларуси, как и высокой социальной ориентации, являются не более чем мифом. Госбюджет Беларуси уступает по социальной направленности многим/a странам, которые у нас любят называть либеральными или капиталистическими. И главная причина этого кроется в том, что самая большая статья расходов консолидированного бюджета Беларуси по-прежнему остается статья «Национальная экономика».Эта статья по своему удельному весу примерно в 2-3 раза больше, чем в странах с рыночной экономикой с преимущественно частной собственностью, где предприятия самостоятельно без вмешательства государства осуществляют хозяйственную деятельность и несут за нее ответственность. 9. Отсутствие прозрачного механизма отбора кадров на ведущие должности в стране в сфере госуправления, образования и науки, и др. отраслях экономики. 10. Патерналистские настроения и менталитет населения и работников на предприятиях, сформированные десятилетиями проживания в условиях государственной формы собственности.





Наши рекомендации