Социально-политическая идеология социализма и марксизма.
Социализм от лат.- общественный — это оформившаяся в XIX веке политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности, защита интересов наиболее обездоленных слоев общества путем классовой борьбы, идеал равенства. Поиски путей к более справедливому общественному устройству были продолжены в первой половине XIX века. Их вели представители критического утопического социализма — Сен-Симон 1760-1825, Шарль Фурье 1772-1837, Роберт Оуэн 1771-1858. В отличие от своих предшественников критические утописты дали более обоснованную критику капиталистического строя, отказались от идей грубой уравнительности и регламентации жизни людей. Кроме того, они выдвинули ряд новых положений, которые в последующем были использованы марксистами, в частности, идеи о плановом и коллективном ведении хозяйства, всестороннем развитии личности, распределении по труду, отмирании государства. Все они исходили из отсутствия в общественном строе эксплуатации, различий между умственным и физическим трудом, частной собственности. Особое радикально-революционное течение в социалистической идеологии, впоследствии получившее название марксизм или коммунистическая идеология, составили идеи К. Маркса и Ф. Энгельса. Марксизм, возникший во второй половине 40-х годов XIX века в русле европейских рационалистических традиций, — это сложная мировоззренческая система, включающая философское, экономическое, социально-политическое учение. Марксистская идеология по своей сути является революционной доктриной, поскольку предполагает насильственное разрушение капиталистического общества и построение средствами и методами диктатуры пролетариата социально справедливого общества. Она провозглашает принципы социального равенства, коллективизма, общественной собственности на средства производства, всестороннего развития личности в условиях свободы от эксплуатации человека человеком.
7. Современная социал-демократическая идеология.
Наибольшее влияние на общественное сознание в XX веке оказала социал-демократическая идеология, представляющая собой своего рода доктрину постепенного мирного преобразования капиталистического общества в социалистическое на основе последовательной демократизации всех сфер его жизни. Ее создателями являются Э. Бернштейн 1850-1932 и К. Каутский 1854-1938. В отличие от марксизма идеология социал-демократов проповедует реформизм и обосновывает политику регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей рыночной экономике. Составными частями идеологии социал-демократии являются политическая, экономическая и социальная демократия. Политическая демократия означает наличие свободных выборов, политический плюрализм, возможность смены власти мирным путем, гарантию прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Экономическая демократия означает общественную собственность, но при смешанной экономике. Частная собственность должна существовать только в определенных секторах экономики. Коллективная же собственность должна служить для повышения благосостояния государства и граждан. Социальная демократия означает высокое качество жизни членов общества, которое характеризует степень социальной свободы человека, условие и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей. Международная демократия предполагает мир и сотрудничество государств. Социал-демократы настаивают на демократизации общества, расширении и закреплении прав и свобод трудящихся, мировоззренческом и политическом плюрализме. Политика социал-демократических партий, находящихся у власти, отличается большой социальной направленностью и борьбой за социальную справедливость. Социал-демократы–сторонники эффективного государства, государственного регулирования политической, экономической и социальной жизни в интерес всего общества. государственное вмешательство в экономику нужно, чтобы нейтрализовать негативные последствия капитализма, такие утвердившиеся в жизни социальные ценности, как фактическое равенство граждан, социальные гарантии, роль профсоюзов в защите интересов трудящихся, государственное регулирование экономики стали достижением всей мировой цивилиавции. В 1989 году принята Стокгольмская декларация Социнтерна, в которой изложены основополагающие принципы демократического социализма. К ним относятся: -свобода, при которой каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей. Свобода означает прекращение всякой дискриминации личности, ее равенство в правах и возможностях, также освобождение от любой зависимости от владельца средств производства или тех, кому принадлежит политическая власть; -равенство, предполагающее равную ценность всех людей и служащее непременным условием свободного развития личности и социального прогресса; -солидарность, которая носит всеобъемлющий и глобальный характер, выступает как выражение общности человечества, чувства сострадания к жертвам несправедливости, их моральная и материальная поддержка, обеспечение равных прав всем расам, этническим группам, нациям и вероисповеданиям.
8. Истоки и основные положения белорусской национальной идеи.
Истоки и становление идеологии белорусского государства Белорусская государственность была представлена феодальными княжествами: Полоцким, Туровским. Формирование белорусского этноса шло в 7-8 веках.его основа: дриговичи, кривичи, древляне. В середине 11-12 веко была единая древнерусская народность и одно государство киевская Русь.в 13 веке Киевская Русь распалась в результате раздробленности и внешних нашествий. в 13-16 веках существовало такое государственное образование как ВКЛ в к. 14 века древнерусская народность распалась на три: русскую, белорусскую и украинскую.ослабление белорусской народности привело к основанию самостоятельного белорусского языка, который сложился в к. 14 века. В процессе развития ВКЛ (15-16 вв.) все больше проявляется его белорусская сущность, т.к. основную массу населения составляли белорусы, а управляли государством литовские князья.в этот период формируется самосознание белорусов, белорусского языка (государственный язык ВКЛ), письменность, социально-политические мысли, творчество, национальные обычаи, приверженность населения к православию. Согласно люблинской унии 1569 г. ВКЛ вошло в состав РП, которая не была заинтересована в развитии белорусов, стирались этнические особенности.это привело к борьбе белорусского народа за освобождение. 1807 г. – Тильзитский мир – Беларусь вошла в состав РИ; начинается возрождение культуры белорусов, складываются социально-экономические, политические предпосылки для становления белорусской государственности и идеологии. во второй половине 19 века заканчивалось формирование белорусской нации. Вместе с тем вхождение Беларуси в РИ отрицательно сказалось на развитие самобытности, формирование национально ориентированной политической и экономической элиты. Во время падения самодержавия 1917г. снова стал решаться вопрос о белорусской государственности, который решался в двух направлениях: • образование независимого национального государства • войти в состав федеративного государства на правах автономии 25 марта 1918г провозглашена БНР, но она не стала истинным государственным формированием белорусов, т.к. не осуществлялась политическая власть, не занималась правотворческой деятельностью, не обеспечивала прав и свобод граждан, не была организовано местной власти.отсутствовали такие звенья без которых независимое государство не существует. БНР не была признана мировым сообществом и населением. в октябре 1925 – роспуск рады БНР и правительства. 1 января 1919 – БССР (второй путь) имела все атрибуты государственности и стала целой эпохой в историческом формировании белорусского государства.на основании БССР в 1991 г. была провозглашена РБ. 15 марта 1994 г. – конституция РБ, а в июне 94г. – избран президент РБ. Зарождение, становление и развитие белорусской государственности сопровождалось одновременным развитием белорусской идеологии. Ни одно государство не может существовать без своей идеологии, которая содержит соответствующую национальную идею. Под национальной идеей принято понимать доминирование в национальном сознании народа мировоззренческие ценности, взгляды, стремления, в котором выражается смысл предназначением народа, его уникальность в мировой цивилизации. белорусская национальная идеология появилась в 19 веке. Основным содержанием и была проблема самоопределения белорусского народа, стремление белорусского народа к свободе суверенности, самобытности и благосостояния. в настоящее время стоит задача насытить ее такими ценностями, которые бы сплотили и воодушевили народ, дали надежду на лучшее будущее.