Политический лидер как субъект политики. Функции и типология политического лидера

Слово лидерв переводе с английского означает «ведущий, возглавляющий». По определению, данному Вебером, политический лидер – политик-профессионал, живущий для политики и за счет политики. Политика для него дело всей жизни.

Характерной особенностью любого лидерства является то, что влияние лидера– это не влияние по должности, а влияние, прежде всего, авторитета. Хотя должность и лидерство нераздельно связаны. Должностьможет усилить влияние лидера, но может и наоборот, его ослабить.

Существуют бесспорные лидеры, не занимающие каких-либо должностей, а многие из тех, кто занимает самые высокие должности, лидерами не являются.

К числу основных функций политического лидера относятся:

1. Диагностическая (лидер изучает политическую ситуацию и выявляет самые насущные проблемы, требующие незамедлительного решения);

2. Директивная (лидер решает, что конкретно необходимо предпринять для того, чтобы эти проблемы решить);

3. Мобилизационная (воздействуя на людей в массе, лидер должен суметь организовать их, сплотить и повести за собой на решение самых сложных задач, требующих не только самоотверженности и героизма, но порой даже и жертвенности);

В политологической литературе существуют различные типы политического лидера.

Так, весьма популярной является типология, предложенная когда-то итальянским историком, философом и обществоведом Никола Макиавеллии получившая развитие в трудах Парето. В ее основе противопоставление двух (иногда нескольких) типов лидера.

Например, лидеры-лисы и лидеры-львы. Лисы – хитрые, расчетливые, склонные к компромиссам политические лидеры, не брезгующие для достижения цели подкупом, шантажом, ложью. Львы – жесткие, энергичные политические лидеры, способные добиться поставленной цели любой ценой.

В основе типологии, которую предложил американский политологЛассуэлллежит склонность лидеров к определенной модели поведения, на основании чего он выделил лидеров-агитаторов, организаторов и теоретиков.

Агитаторы воздействуют на людей, прежде всего, силой ораторского искусства, а также личным примером.

К их числу можно отнести Петра I, Наполеона Бонапарта, Фиделя Кастро, Уго Чависа и других.

Организаторы отдают предпочтение работе с кадрами и через них усиливают свое влияние.

Это, например, Сталин, Брежнев, Рузвельт и другие. Теоретики воздействуют на людей, прежде всего, силой своего интеллекта (лидеры-интеллектуалы). Это, например, Ленин, Ганди, Черчилль и другие.

По мнению Ласуэлла, есть лидеры, которые сочетают в себе черты двух или даже трех типов.

Например, Черчилля он считал и прекрасным оратором, и хорошим организатором, и достаточно сильным теоретиком.

Весьма своеобразной является типология, предложенная еще одним американским политологом Сидни Хуком.Хук разделил всех лидеров на 2 неравные группы.

В первую он включил лидеров, которые прекрасно ориентируются в политической ситуации, в событиях и используют их в собственных целях. Он так и назвал их - лидеры, использующие события.

Во вторую, очень небольшую группу, Хук включил лидеров, которые сами творят события, делают историю. Это так называемые эвентуальные лидеры (лидеры, творящие события).

К их числу можно отнести Александра Македонского, Ленина, Гитлера, Наполеона, Горбачева.

В основе типологии, предложенной Вебером, лежат идеальные типы господства, на основании чего он предложил и идеальные типы лидеров:

1. Традиционный лидер – влияние лидера основано на какой-то исторической традиции, давно и прочно укоренившейся в сознании людей. Например, старший сын монарха сам становится монархом после смерти отца.

2. Рациональный лидер – такое лидерство легитимировано (признано) законом, т.е. народ видит в лидере, прежде всего, не личность, от которой исходит власть, а символ правовой системы государства. Такое лидерство характерно для современных либерально-демократических систем.

3. Харизматический лидер – влияние лидера основано на вере людей в какой-то особый дар лидера, в так называемую харизму. Харизматическое лидерство ненадежно, так как лидеру надо постоянно доказывать свою способность к выполнению определенной миссии. Если он не сможет это сделать, то очень быстро потеряет влияние и в конце концов власть.

Государство и общество

Государство – основной институт политической системы, это выделившаяся из общества классовая организация, осуществляющая суверенную власть с помощью специального аппарата и выступающая в качестве официального представителя всего общества.

Признаки государства

1. Территория- она составляет материальную основу государства. Территория – это не только суша, но и недра, водное и воздушное пространство. Государство, лишившееся всей территории, прекращает свое существование.

2. Население – совокупность людей, проживающих на территории данного государства. Население поддерживает устойчивую связь с государством посредством гражданства (подданства) и пользуется его защитой как внутри страны, так и за ее пределами.

3. Суверенитет– означает верховенство законов внутри государства и независимость его из-вне. Государство обладает суверенитетом независимо от величины территории и численности населения.

Кроме перечисленных признаков государство обладает монопольным правом на:

· Принуждение;

· Издание законов;

· Взимание налогов, сборов и пошлин.

Функции государства

Они делятся на внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

1.Защита существующей социально-экономической и политической системы;

2.Культурно-воспитательная функция;

3.Обеспечение законности и правопорядка.

К внешним относятся:

1. Защита интересов государства на международной арене;

2. Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами и международными организациями;

3. Обеспечение обороноспособности.

Для осуществления перечисленных функций государство формирует систему органов и учреждений, составляющих в совокупности своей государственный аппарат. Его основными элементами (основными) являются:

1. Представительные органыгосударственной власти (законодательные) – формируются посредством выборов и делятся на высшие (парламенты) и местные.

2. Исполнительно-распорядительные органы – формируются, как правило, посредством назначения и делятся на высшие (правительство), центральные (министерства и ведомства) и местные.

3. Органы судебной власти.

Формы государства

Форма государства слагается из 3-х основных элементов:

1.Формы государственного правления;

2.Формы государственного устройства;

3. Политического режима;

Наши рекомендации