Методы политологии их характеристика.

Специфика политологического знания и функции политологии.

Теологическая и натуралистические парадигмы.

Социальная и рационально критическая парадигмы.

Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура,

Виды и функции.

Феномен политической власти и ее структура. Субъекты и объекты,

Ресурсы, источники и формы власти.

Понятие политической элиты, ее природа, структура и функции.

Классические концепции элит Г.Моски, В. Парето, Р.Михельса. Их роль в

Развитии политологии.

Современные теории элит: основные направления научного поиска.

Понятие политического лидерства. Развитие представлений о лидерстве в

Истории социально-политической мысли.

Типология, функции и стиль политических лидеров в современной

России.

Понятие, структура и функции политической системы общества.

Особенности российской политической системы.

Типологизация политических систем.

Понятие и виды политических режимов.

Характеристика политического режима российского общества.

Государство в политической системе общества: его природа, сущность и

Функции.

Понятие форм правления и форм государственного устройства.

20. Гражданское общество, правовое и социальное государство: идеал и реальность (на примере Российской Федерации).

Местное самоуправление в политической системе общества.

Концепция политической партии: основные характеристики.

Общественно-политические движения: типология, роль.

Понятие, сущность и разновидности партийных систем. Особенности

Партийной системы современной России.

Сущность политического процесса, его структура, этапы, проблемы

Типологизации.

Политическое участие: понятие, формы, виды, функции.

Основные методы принятия и типы реализации политических решений.

Особенности политического процесса в России.

29.Понятие, виды и содержание политических технологий, их роль в

Политических процессах.

Политическая модернизация. Её особенности и этапы в современной России.

Геополитика: сущность и принципы.

Цели и принципы современной внешней политики России.

Глобальные проблемы современности.

Концепция «Устойчивого развития». Основные тенденции развития

Международного политического процесса.

Личность как субъект и объект воздействия. Проблемы соблюдения прав и

Свобод человека и гражданина в России.

Политическая культура личности. Политическая социализация: сущность,

Средства, каналы и этапы.

Политическая культура общества: понятие, структура, функции.

Типологизация и моделирование политических культур.

Политическая культура современного российского общества.

Политическое сознание: понятие, структура и функции.

Политическая идеология: понятие , уровни и функции.

Основные идеологические течения: краткая характеристика.

Сущность, типология, этапы политических конфликтов. Политические

Кризисы.

Технологии контроля к управления политическими конфликтами.

Понятие и виды избирательных систем; их характеристика.

Избирательные технологии.

Возникновение политологии.

Место политологии объясняется роль политики в современном обществе.

Религиозно-мифологическая форма познания. У древних народов представление о божеств., сверхъест. Происхождении власти.

Примерно с середины I тысячелетия до н.э. наметилась тен­денция рационализации политических взглядов. Этот процесс связан, прежде всего, с трудами Конфуция, Платона и Аристотеля.

Аристотель трактует политическую науку как высшую из всех наук, поскольку она учит людей жить по законам справедливости и права и имеет своей целью общее благо.

Эта форма получила название философско-этическое форма познания.

Отцом политологии считают Аристотеля, потому что он впервые ввел ряд категорий относящихся к миру политики.

Наиболее четко размежевание политической науки, филосо­фии и этики осуществил в XVI в. Н. Макиавелли. Он выделил политические исследования в качестве самостоятельного научного направления, уподобил политические процессы природным явле­ниям, поставил в центр анализа проблемы государства и власти, разработал целый комплекс методов борьбы за власть.

Сер 19в. В этот период появляются первые кафедры политических наук, в 80хгг изучение политологии как самостоятельной науки (В США).

Свое дальнейшее развитие политическая наука получила в трудах Гоббса, Локка, Монтескье, Руссо, Мэдисона, Берка, Милля, Токвиля, Маркса, Энгельса, Ленина, Чичерин, Новгородцев, Плеханов и других мыслителей.

До 20хгг. Политология оформляется как самостоятельная научная дисциплина.

В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоя­тельную академическую дисциплину в основном завершается.

*1. Предмет политологии: основные подходы.

Политология, как следует уже из самого названия, — это нау­ка о политике.

В определении предмета политологии на сегодня не существует единственного подхода, что предопределенно многозначительностью слова "политика" и возможностью разнообразных средств его характеристик.

Политология - наука о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом. Можно также сказать, чтополитология - система знаний о политике, политической власти, политических отношениях и политических процессах, об организации политической жизни общества.

Как все науки, политология имеет объект и предмет познания. В настоящий момент существует три основных подхода к определению предмета политологии:

- первый подход заключается в том, что политология рассматривается лишь как одна из наук о политике наравне с политической философией, политической психологией и другими науками; В этом смысле она однопорядковая, т.е. стоит в одном ряду с политической социологией, политической философией, политической психологией. «-» отрицается получение единого интегративного знания о политике во всех ее проявлениях.

- второй подход. Политология – единая точная наука о политике. Она включает не все знания, а только те которые получены при помощи методов точных наук и базируется на СИ.

- третий подход определяет политологию как общую интеграционную науку о политике во всех ее проявлениях, что включает в себя и политическую социологию, и политическую философию, и теорию государства и права, и др. Включает в себя переработанную, т.е. знания, которые дают более частные науки. Такая позиция нашла наибольшее признание среди современных исследователей политических процессов.

Что же является объектом политологии? Современные исследователи считают, что объектом политологии является политическая действительность, или политическая сфера современного общества.

Ее предметное содержание:

— управление на национальном и местном уровнях;

— сравнительный и межстрановый анализ;

— политика и политическое поведение;

— публичное право и судебно-правовое поведение;

— политическая теория;

— публично-административная деятельность и организационное поведение;

— международные отношения

Следовательно, предметом политологии является феномен политической власти, закономерности ее функционирования и развития и ее использования, в обществе.

*2. Методы политологии: их характеристика.

Они представляют собой приемы, способы изучения политики.

В принципе это могут быть любые методы, применяемые наукой. Однако на деле не все приемы и способы исследования имеют для политологии одинаковую значимость. Наиболее важ­ные и часто используемые ею методы можно подразделить на три группы.

-1-методы общенаучные.Общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знания.

-2-методы, которые ориентируются на особый подход к объекту исследования, либо дают ему оригинальную интерпретацию (социологическим, нормативно-целостным, системным).

Социологический подход предполагает выяснение зависимос­ти политики от общества, социальной обусловленности полити­ческих явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры.

Нормативный, или нормативно-ценностный, подхо­д пред­полагает выяснение значения политических явлений для обще­ства и личности, их оценку с точки зрения общего блага, спра­ведливости, свободы, уважения человеческого достоинства и дру­гих ценностей. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплоще­ния. Он требует исходить из должного и желаемого, из этичес­ких ценностей и норм и в соответствии с ними строить полити­ческое поведение и институты.

Системный подход состоит в рассмотрении политики как целостного, сложно орга­низованного организма, как саморегулирующегося механиз­ма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружаю­щей средой через вход (воспринимающий требования граждан, их поддержку или неодобрение) и выход (принятые политичес­кие решения и действия) системы.

Институциональный подход ориен­тирует на изучение институтов, с помощью которых осуществля­ется политическая деятельность: государства, партий, других ор­ганизаций и объединений, права, правительственных программ и других регуляторов политической деятельности.

Функциональный подход требует изучения зависимостей между политическими явлениями, обна­руживающихся в опыте, например, взаимосвязей уровня эконо­мического развития и политического строя, степени урбаниза­ции населения и его политической активности, избирательной системы и количества партий и т.п. Этот метод предполагает абстрагирование от этической оценки политики и ориентацию лишь на факты и логику.

-3-методы, заимствованные из прикладных наук. К этим методам относятся: использование статистики, в первую очередь элек­торальной; анализ документов; анкетный опрос; лаборатор­ные эксперименты; деловые игры, особенно плодотворные при принятии политических решений; наблюдение, осуществляе­мое исследователем, являющимся непосредственным участни­ком реальных политических событий, или наблюдение за по­ведением людей, находящихся в условиях экспериментальной ситуации, и др. Наиболее широкое применение эмпирические методы находят в прикладной политологии.

*3. Специфика политологического знания и функции политологии.

Все методы направлены на получение достоверного знания о мире политики → те знания, которые нам дает политология. Обладают характером объективной истины отражают верно политическую реальность или нет???

И да, и нет. Большая часть знаний утвердительно ответит на данный вопрос. Это та часть, которая получена в результате познания объективных закономерностей при помощи методов точных наук и базируются на результатах исследования социологических наук, это те знания, которые могут быть проверены, это сведения, факты политической жизни, результаты СИ, итоги выборов, но существует и другая 2ая часть знаний, которая не носит характер объективной истинности, имеют конвенциальный характер. Ценности, идеалы, нормы.

Специфика политологии: выявление природы, условий и технологии распределения и осуществления власти в политическом сообществе, то есть среди тех, кто прямо или косвенно участвует в политической жизни.

Двойственный характер предопределяет функции политологии.

1)гносеологическая (анализирует и объясняет происхождения политических процессов и прогнозов на будущее).

2)оценочная, предполагающую вынесение суждений о политических объектах (и их свойствах) с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для того иного общественного субъекта.

3)функция политической социализации. Направлена на формирование политического сознания у людей, включающихся в сферу властных отношений.

4)регулятивно – мотивационное (овладение полит.знаниями, которые могут оказывать влияние на мотивы полит.поведения людей).

5)функция рационализации политических знаний (способствует направленности полит.жизни в цивилизованное разумное русло с тем, чтобы не допустить перерастания конфликтов в об-ве в их крайнюю стадию, связанную с челов.жертвами и матер.потерями).

6)сравнительную. предполагающую обязательное сопоставление различных политических явлений (систем власти, режимов правления), прежде чем будут сформированы выводы и оценки относительно тех или иных явлений, тенденций их развития, типологий, закономерностей и т.д.

7)преобразовательная – она вызвана потребностью общества в формировании таких знаний, которые, будучи включенными в практическую деятельность в сфере власти смогут снизить издержки государственного управления, способность достижению большего соответствия результатов намеченным целям и т.д.

*4. Теологическая и натуралистические парадигмы.

Теологическая парадигма:

На ранних этапах существования общества источники социальных связей и поведения людей объяснялись по преимуществу в рамках учения о божественном происхождении человеческой жизни: Бог (демиург, абсолют) полностью определяет земные порядки, источая власть и повелевая человеком. В рамках заданных им отношений "царь" и "народ" полностью зависели от божественного промысла, ни в малейшей степени не претендуя на какую-либо самостоятельность в сфере власти. Их роль заключалась лишь в передаче, воплощении небесной воли. Такое сверхъестественное объяснение природы власти, полностью исключавшее человека из числа творцов политики (государства) свидетельствовало о неспособности политической мысли того времени дать рациональное истолкование этого вида реальности, выявить его внешние и внутренние связи.

Это положение сохранялось вплоть до появления трудов Фомы Аквинского, утвердивших иную интерпретацию теологического подхода. Средневековый мыслитель исходил из наличия трех основных элементов власти: принципа, способа и существования. Первый исходит от Бога, второй и третий являются производными от человеческого права. Таким образом, и власть, и субъекты власти определялись не только сверхъестественным проявлением божественной воли, но и волей Человека. Власть выступала как некая комбинация невидимого, провиденциального управления и человеческих усилий. Божественный промысел формировал самые общие установления власти, а ее реальное, земное пространство и формы наполнялись действиями услышавших глас Божий людей, обладавших собственной волей и имевших собственные интересы.

В эпоху господства тоталитарных режимов весьма точно копировалась логика политических взаимоотношений людей и власти, предложенных средневековым философом, - строгую иерархичность, наличие высших авторитетов, способных "правильно" истолковать все политические и властные коллизии, недоступные для понимания непосвященных, и т.д.

По существу история политики продемонстрировала определенную неподвластность человеку многих политических связей и отношений, которую теологи связывали с невидимым влиянием Божества.

В основе такого подхода лежат принципы веры, необъяснимой с точки зрения разума убежденности в потусторонних источниках творения мира. В современных условиях в основном лишь богословские философы исповедуют подобные постулаты, однако надо признать, что данная парадигма зафиксировала некоторые важные характеристики феномена политики.

Натуралистическая парадигма

С помощью натуралистической парадигмы ученые пытаются объяснить природу политики, исходя из доминирующего значения факторов внесоциального характера. В отличие от принципов теологического подхода в основе этой группы идей лежат воззрения рационального толка. В своей совокупности они открывают возможности для попыток обоснования приоритетности природных источников политической жизни, выступающих либо в виде физико-географической среды, либо различных свойств живой природы, включая биологические характеристики самого человека. Учитывая разнообразие подобного рода факторов и предпосылок, действующих в рамках этого широкого круга явлений, можно говорить и о различных ответвлениях внутри натуралистической парадигмы.

*5. Социальная и рационально критическая парадигмы.

Социальная парадигма - Объединяет группу весьма разнонародных теорий, сходных в своем стремлении объяснить природу и происхождение политики через созидающую роль той или иной сферы жизни или приобретенные свойства субъекта социального действия.

Сущность социоцентристской парадигмы

Объединяет самую широкую группу теоретических представлений, авторы которых при всем различии толкований и объяснений ими феномена политики, тем не менее, единодушно признают ее общественное происхождение и природу. Таким образом, во всех этих теоретических концептах политика рассматривается как та или иная форма социальной организации жизни человека, определенная сторона жизни общества.

Сторонники этих подходов пытаются объяснить природу политики двумя основными способами. Одни из них исходным моментом признают определяющее воздействие на политику тех или иных собственно социальных элементов (отдельных сфер общественной жизни, ее институтов, механизмов, структур). Иными словами, в данном случае ученые оперируют внешними по отношению к ней факторами. Другая группа теоретиков пытается объяснить сущностные свойства политики как типа социальности, опираясь на внутренние, присущие самой политике источники самодвижения и формы саморазвития.

Хронологически социоцентристский подход сформировался еще в Древней Греции.

К подобного рода универсалистскому подходу непосредственно примыкает и стремление ряда ученых отождествить политику с теми или иными сферами общественной жизни.

Рационально-критические подходы

Стремление объяснить природу политического взаимодействия не внешними по отношению к политике факторами, а действием ее внутренних структур, отношений, институтов и механизмов. Такого рода идеи связаны с анализом взаимосвязи государства и гражданского общества (Б. Спиноза), межгрупповых отношений (А. Бентли), деятельности элит (Г. Моска), механизма межгрупповой интеграции (Б. Крик), разворачивающихся на политическом поле конфликтов (М. Крозье) или консенсуса (Э. Дюркгейм). В данном смысле можно отметить и разнообразные функциональные трактовки политики. Сторонники такого рода подходов, как правило, рассматривают ее как определенный вид рационально организованной деятельности, в принципе не рефлексируя значения макросоциальных факторов, обусловливающих его формирование и развитие.

Наиболее ярко логика, по которой политика возникает и развивается, подчиняясь собственным законам и механизмам, выражена Гегелем. Правда, у него форма существования такого внутренне мотивированного развития политики весьма мистифицирована, ибо политика он понимал, как определенную стадию "развертывания мирового духа", хотя сама попытка отыскать внутренние источники формирования политики является вполне конструктивной.

*6. Специфика политики как социальной реальности. Ее субъекты, структура, виды и функции.

Политика - одна из важнейших сфер жизни общества, социальных групп и индивидов по артикуляции (о сознании и представлении) их противоречивых, коллективных интересов, разрешению конфликтов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Платон: П– царское искусство управлять всеми иными искусствами и умение обречь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими.

Макиавелли: П – знание о правильном и мудром правление.

Вебер: П – лидерство госуд. аппарата или влияние на него.

Маркс: П – борьба классовых интересов.

Структура:

Распространенно препарирование (деление) политики — разграниче­ние в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма политики — это ее организационная структура, ин­ституты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяю­щие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, парти­ях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах приня­тия политических решений.

В политическомпроцессе отражается сложный, многосубъ­ектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, орга­низаций и индивидов.

Субъекты политики– участники политического процесса, способные действовать свободно и самостоятельно.

Акторы – субъекты политики. Существует 3 уровня субъекта:

1) социальный (индивиды, классы, корпорации, группы)

2) институциональный (партии, общественные организации).

3) Функциональный (армия, бюрократия, органы разведки).

Выделяюттри уровня ее существования. Первый, собственно по­литический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функциони­рование в центре и на местах. Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпо­рации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике. Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

Функции политики:

1) поддержание и укрепление целостности общества как слож­но дифференцированной социальной системы, обеспечение об­щественного порядка и организованности;

2) разработка целей всего общества и составляющих его кол­лективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

3) управленческая, регулятивная.

4) функция рационализации.

5) политическая социализация.

6) авторитарное, обязательное для всех распределение дефи­цитных ценностей и благ;

7) предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (комму­никационная функция).

8) поддержание классового или социального господства; защита ос­новополагающих прав человека; привлечение граждан к управле­нию государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Один из основоположников теории политических систем Г. Алмонд выделяет две осново­полагающие группы функций: функции «ввода» — воздейст­вия общества на политику — и функции «вывода» — влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» от­носятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» — разработка норм (зако­нов); их применение; контроль за их соблюдение.

Типологизация:

-1- по сферам общ. жизни: экономическая, политическая, социальная, экономическая.

-2- по объектам и масштабам воздействия: внутренняя (региональная и федеральная) и внешняя.

-3- по субъектам: партийная, государственная, по общ. движениям и организациям.

-4- по приоритетам деятельности: нейтралитет, компромисс, открытых дверей.

*7. Феномен политической власти и ее структура. Субъекты и объекты, ресурсы, источники и формы власти.

По своей природе и происхождению власть - явление социальное.

Платон: В – сила, основывающаяся на знании о том, как управлять.

Аристотель: В – все то, что образует систему и имеет элемент властвующий и элемент подчиненный.

Гоббс: В – средство достигнуть в будущем некого блага.

Вебер: В – вероятность того, что актор будет реализовывать свою волю вопреки противостоянию, независимо от того, на чем эта вероятность основана; способы и возможность осуществить свою волю, оказать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью какого-либо средства, авторитета, права и насилия.

Политическая власть – реальная способность данного класса, группы, индивидов проводить свою волю в политике.

Политическая власть система институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

Подходы к определению сущности в:

1)теологическое – в – божественное установление.

2)биологическая – в – механизм обуздания человеческой агрессивности.

3)бихевеористическая - властные отношения протекают из природы человека.

4)психоаналитическая – в – способ господства бессознательного над человеческим сознанием.

5)структурно-функциональная – в – отношение неравных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми им ролями.

6)марксистская – в – господство или подчинение одного класса над другим.

Свойства полит.власти:

Универсальные черты: совпадающие с другими видами власти.

- ассиметричность отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности.

- инверсионность свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные.

- комбинированный характер, т.е. власть, формируется на пересечении усилий, воль не только доминирующей, но и подчиненной стороны.

- ресурсность. Ресурс - это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования.

- конструирующие свойства власти. Является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений.

Специфические черты:

- формирующие условия конкуренции групп субъектов.

- полиресурсность, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества.

- наличие идеологии.

Функции:

1) интегрирующая

2) стабилизирующая

3)выявление, разрешения конфликтов в обществе

4)функция социального контроля

5)репрессивно-карательная

Ресурсы В:

1)силовой 2)интеллектуальный 3)финансовый 4)административный 5)информационный 6)организационный 7)командный 8)идеологический.

Типология политической власти:

1)по степени институционализации: организационно-институциональная; неиституциональная.

2)по объекту прерогатив власти: международная власть организаций; власть государства во внешнеполитических отношениях; госуд. власть; ассоциативная.

3)по субъекту власти: личная и коллективная

4)по структуре правящего субъекта: единоличная, единоначальная, полиархическая.

5)по применяемым методам: власть господства; власть – насилие; власть – авторитет.

6)по режиму правления: демократическая; авторитарная; деспотическая; тоталитарная.

Легитимность полит. власти.

Легитимность – качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Типы: традиционный, харизматический, легальный.

*8. Понятие политической элиты, ее природа, структура и функции.

Политическая элита - это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счет этого пути и формы его политического развития.

Политическая элита - это лишь определенная часть более широких элитарных слоев общества в целом, в которые входят наиболее видные и авторитетные представители экономических кругов, гуманитарной и технической интеллигенции, других профессиональных образований.

Элита является скорее саморегулирующейся общностью, которая избирательно допускает в свою среду представителей массы.

В зависимости от условий деятельности правящих кругов во власти формируются различные типы политических элит, обладающие большей или меньшей закрытостью или открытостью, наличием гегемонистских или демократических, автократических или олигархических черт, той или иной степенью внутригрупповой солидарности или конфронтационности (Э. Гидденс) и т.д.

В целом состав группы лиц, контролирующих процесс принятия решений, может определяться с помощью трех основных методов. Первый, статусный метод предполагает, что в состав правящей элиты входят только обладатели и носители ключевых, высших властных полномочий в различных сферах государственного управления: экономической, оборонной, научной и др. Второй – репутационный метод, позволяющий относить к правящим кругам лиц, обладающих наиболее высоким авторитетом и престижем в глазах общественного мнения. Такая методика помогает выделить в сфере государственного управления наиболее популярных политиков, вычленять те связи государства и общества, которые легитимизируют правящий режим. Третий – десизиональный метод. Его применение позволяет отнести к правящим элитам те лица и группы, которые реально участвуют в принятии конкретных управленческих решений.

Наиболее распространенными подходами к теории политических элит в современной западной политологии является

1) ценностный, объясняющий существование политической элиты неким "превосходством" - интеллектуальным, моральным и т.п. и

2) структурно-функциональный, объясняющий существование политической элиты важностью функций управления, определяющей особую роль людей, их выполняющих.

Первый подход оказывается уязвимым, его основа -- высокие качества политической элиты -- противоречит действительности. Исследования ее показывают, что это - часто циничные, корыстолюбивые, не брезгающие никакими средствами люди.

Второй подход к политической элите -- люди, обладающие властными позициями грешит тавтологичностью. На вопрос: кто обладает властью в обществе его сторонники отвечают: тот, кто возглавляет институты власти.

Типы:- наследственные (аристократия);

-ценностные- влиятельные посты; - властные- обладатели власти;

-функциональные, профессионалы и управленцы; - правящие- гос.власти;

- оппозиционные- контрэлита.

-открытая-из большинства, - закрытая- воспроизводящаяся из собственной среды.

По объему властных функций различают: высшую, принимающую наиболее важные для всего государства решения; среднюю, олицетворяющую властные структуры крупных регионов; и низшую, административную, представленную служащими - управленцами.

Роль правящей элиты, как составной части политической элиты, наглядно демонстрируют ее функции, которые зависят от особенностей самой элиты.

Стратегическая - разработка стратегии и тактики развития общества, определение программы действий.

Коммуникативная - предусматривает эффективное выражение в полит программах интересов и потребностей различных соц. групп и слоев населения и реализацию их в практических действиях.

Организаторская - необходимость организовывать массы. Среди потенциальных полит элит наиболее эффективными будут те, кот в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ массами.

Интегративная состоит в укреплении стабильности общества, устойчивости его полит и эк систем, в недопущении конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации полит структур.

*9. Классические концепции элит Г.Моски, В. Парето, Р.Михельса. Их роль в развитии политологии.

В. Парето (1848-1923) в своих основных трудах "Социальные системы" (1902) и "Трактат общей социологии" (1916) сформулировал концепцию, согласно которой равновесие и динамика любой социальной системы детерминируются правящим меньшинством - элитой, проходящей определенные циклы своего развития. Элиты - это то лучшее, что создается в недрах общества; они возникают из его низших слоев, в ходе борьбы поднимаются в высшие круги, расцветают там, а впоследствии вырождаются и исчезают. Им на смену приходят так называемые контрэлиты, которые проходят те же фазы развития и упадка, а затем тоже сменяются новыми элитарными образованиями. При этом смена элит, как правило, знаменует собой чередование у власти разных типов элит, в частности, "лис" (изворотливых, хитрых и беспринципных) и "львов" (обладающих чувством преданности государству, консервативно настроенных и не боящихся применять силу), использующих различные методы управления и властвования.

В целом элиты имеют тенденцию к упадку, а приходящие им на смену контрэлиты - к производству потенциально элитарных элементов. Этот кругооборот, циркуляцию элит Парето назвал "универсальным законом истории", который позволяет обществу накапливать и использовать все лучшее, что развилось в нем, ради собственного благополучия. Прекращение циркуляции неизбежно ведет к полному вырождению правящей элиты и накоплению в ней негативных для общества элементов, которые препятствуют переходу в элитарные слои лучших представителей общества, а также развитию последнего.

Самым важным основанием выделения элитарных групп являются принадлежащие ее представителям определенные психологические тенденции, личностные чувства и компоненты ("резидуи"), которые, собственно, и отличают их от остальной массы населения.

Таким образом, акцент на индивидуальных качествах лиц, обладающих интеллектуальным, нравственным или любым другим превосходством над остальными и на этом основании принадлежащих к элитарным группам, позволяет считать В. Парето основоположником так называемого аристократического направления в элитологии.

Г. Моска (1858-1941), заложивший в своих важнейших работах ("Теория управления и парламентское правление", 1884 и "Элементы политической науки", 1896) основы, условно говоря, функционального направления, рассматривавшего элиту как группу управляющих, выполняющих определенные социальные обязанности.

Вместо понятия "элита" Моска больше оперировал категорией "правящий класс", которая демонстрировала, что наряду со свойствами, отличавшим

Наши рекомендации