Диалог Юг-Юг. Дифференциация стран Юга

В усложняющейся архитектуре международного содействия развитию «новые доноры» играют все более весомую роль. Опыт новых доноров как бывших стран-получателей помощи дает им уникальные сравнительные преимущества в установлении партнерских отношений, основанных на региональных и культурных связях. Сотрудничество по линии Юг-Юг может служить инструментом для обмена информацией, опытом и наращивания партнерского диалога. Среди наиболее активно развивающихся направлений сотрудничества по линии Юг-Юг можно отметить оказание гуманитарной и технической помощи. Значительный интерес представляет практика трехстороннего сотрудничества, основанная на привлечении для реализации проектов в области Содействия международному развитию (СМР) опыта и технической базы традиционных доноров.

Очевидно, что нарождающихся и традиционных доноров должна объединять общая задача достижения Целей развития тысячелетия (ЦРТ) и обеспечения устойчивого глобального развития. Но появление новых партнёров в области развития открывает не только доступ к новым идеям и ресурсам, но и ставит новые задачи перед всем донорским сообществом.

Сегодня мы столкнулись с ситуацией, когда наиболее глубокий за последние десятилетия мировой финансовый и экономический кризис ставит под угрозу наметившиеся успехи в достижении Целей развития тысячелетия к 2015 году. Потрясения на финансовых рынках развитых стран и резкое замедление темпов их экономического роста уже ухудшили перспективы экономического развития беднейших стран. По результатам последних исследований Всемирного банка, 94 из 116 развивающихся стран уже столкнулись с замедлением темпов экономического роста, из них 43 относятся к числу беднейших.

При этом в наибольшей степени сокращается финансирование расходов на здравоохранение, образование и сельское хозяйство. В этих условиях принципиально важно, чтобы донорское сообщество подтвердило свои обязательства в отношении помощи развитию и сохранило темпы ее роста в соответствии с утвержденными целевыми показателями.

На конференции 2006 года «Новые страны-доноры в глобальном сообществе развития», состоявшейся в рамках председательства России в «Группе восьми», были определены в широком плане общие принципы укрепления мировой системы оказания помощи: совместное использование знаний, необходимость согласованности политики и действий, заинтересованность стран-партнеров в диалоге.

Следует отметить, что в условиях кризиса большинство новых доноров сохраняют на прежнем уровне, а в ряде случаев и наращивают объемы предоставляемого содействия, в то время как многие иные партнеры заморозили или сократили расходы на эти цели.

9 января 2005 года в столице Кении Найроби правительство Судана в лице вице-президента республики Али Османа Мохаммеда Таха и действующее на юге страны Суданское народно-освободительное движение (СНОД) в лице его руководителя и командующего Суданской народно-освободительной армией (СНОА) Джона Гаранга подписали Всеобщее мирное соглашение («соглашение Найваша», названное так по кенийскому городу, где проходили переговоры).

Этот документ положил формальный конец гражданской войне в Судане, которая продолжалась с 1983 года и была самой долгой в Африке. В ходе военных действий погибли до двух миллионов суданцев, а примерно четыре миллиона человек стали беженцами.

Подписанное в Найроби соглашение стало последним шагом в длительном (с июля 2002 г.) переговорном процессе, в ходе которого центральное суданское правительство и СНОД согласовали и подписали 12 отдельных соглашений и протоколов по различным аспектам урегулирования конфликта на юге страны, по государственному устройству Судана на переходный период и по вопросам обеспечения безопасности.

На переходный период южные провинции получат особый автономный статус, а руководитель СНОД/СНОА Дж. Гаранг займет пост «главного» вице-президента Судана. В центральном правительстве выходцы из южных провинций получат 30% постов. Законы шариата будут действовать только на мусульманском Севере. Доходы нефтедобывающей отрасли стороны договорились распределять в пропорции 50:50. Правительственные войска предполагается вывести из районов, отходящих под управление администрации южан, в течение двух с половиной лет, а формирования СНОА должны покинуть северные районы Судана через восемь месяцев. Одновременно Дж. Гаранг заявил, что урегулирование проблем с действующими на Юге вооруженными группировками, оппозиционными СНОД/СНОА, будет происходить в рамках диалога «Юг-Юг».

Достижение мирного соглашения между суданским правительством и СНОД/СНОА стало очень важным шагом на пути урегулирования южносуданского конфликта. Вместе с тем анализ документов, подписанных сторонами в 2002-2005 годах, показывает, что они в значительной (но все же, как думается, пока еще не в окончательной) степени предопределяют будущее разъединение Судана на два самостоятельных государства – северное арабо-мусульманское и южное негроидное.

Наши рекомендации