Социальная политика РБ на современном этапе

Вопросы социальной политики РБ изложены в разных документах. В программе социально-экономического развития на 2011–2015 гг. поставлены определённые социальные ориентиры. Стратегическая цель этих программ – постараться войти в число первых 50-ти стран мира с наивысшим индексом человеческого развития. Поэтому социальные ориентиры этой программы являются важнейшими.

Наиболее важные социальные ориентиры:

- семья должна включать не менее двух детей, а лучше трёх

- семья должна быть здоровой

- образование

- реальные доходы

- комфортность жизни (обеспеченность в целом, в т.ч. обеспеченность жильём)

Для демографической безопасности в РБ необходимо не менее 20 млн. населения. За последние 10 лет численность населения РБ сократилось на 540 тыс. человек. Это связано с далёкими последствиями 2-й Мировой войны, когда было уничтожено 3 млн. человек и с низкой рождаемостью в 90-е гг.

Существует проблема с медицинскими кадрами. Это связано с низкими зарплатами, обеспечением медицинского оборудования и т.д.

Также есть проблема, связанная с приоритетом образования. Есть различные формы обучения (бюджетная, платная основа), работает 55 ВУЗов. Но проблема существует в подготовке кадров. Раньше готовили слишком много юристов, экономистов, поэтому возникла проблема с подготовкой инженеров-технологов, строителей и других технарей. В 2012 году на обучение на экономистов и юристов будут принимать только на платной основе.

Также есть проблема со средним профессионально-техническим образованием.

И ещё есть проблема в том, что количество иностранных студентов в РБ будет увеличиваться. В БГТУ поставленная задача, чтобы обучалось не менее 500 иностранных студентов (сейчас около 300).

Следующая проблема – повышение доходов и повышение зарплат. В декабре 2010 г. средняя зарплата по некоторым отраслям составлял около 500$, но затем произошёл обвал. Поэтому поставлена задача повышения зарплат до уровня хотя бы 2010 г.

Сегодня из бюджета дотируется значительная часть социальной сферы:

- население сейчас оплачивает менее 30% жилищно-коммунальных услуг

- население оплачивает только 40% стоимости проезда в общественном транспорте (сейчас стоит 1300, и чтобы была окупаемость, он должен стоить около 5000 руб.)

- будут повышаться пенсии и стипендии

- было много разговоров о повышении пенсионного возраста, как произошло в ряде стран. Но повышения пенсионного возраста не будет, а будет предоставляться возможность не работать. Сейчас на 100 рабочих приходится 57 пенсионеров. Очень важно переходить на страховую пенсию. Сейчас те люди, которые являются пенсионерами, содержатся за счёт тех, кто является рабочими.

Уровень безработицы в РБ составляет менее 1% (официально зарегистрированные данные), однако есть и скрытая безработица (в небольших городах). 7 мая 2012 г. был подписан декрет президента РБ, который предоставляет серьёзные льготы для развития среднего и малого бизнеса в сельской местности. Вакансии, которые не заполнены трудовыми местами, составляют около 50 тыс. человек, прежде всего это касается строителей.

Важным приоритетом государственной социальной политики является жилищное строительство поставлена задача, чтобы строительный потенциал страны к 2015 году ввёл в строй 42 млн. м2 жилья.


52.Международные отношения: понятие, сущность, субъекты, классификация.

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, дипломатических, идеологических, правовых и иных связей и взаимодействий между государствами, между основными социальными, политическими и экономическими силами.

Международные отношения в широком смысле – совокупность отношений между народами.

МО отличаются рядом характерных черт:

- стихийный, непредсказуемый, хаотичный характер

- охват всех сфер жизнедеятельности общества

- большое значение субъективного фактора, как в позитивном, так и в негативном плане

- наличие большого количества равноправных и суверенных центров принятия политических решений

- отсутствие единого легитимного центра власти, обладающего абсолютным авторитетом для всех субъектов МО

- регулирование международных отношений нормами международного права, соглашениями и договорами о сотрудничестве между государствами

МО развертываются и существуют на различных уровнях по вертикали и по горизонтали.

По вертикали:

- глобальный уровень (отношения между системами государств, сильнейшими державами)

- региональные отношения (отношения между государствами определенного политического региона)

- отношения к конкретной международной политической ситуации (они включают различные сферы отношений и могут втягивать несколько государств)

По горизонтали:

- двусторонние отношения (отношения между двумя государствами)

- коалиционные (групповые) отношения (реализуются через взаимоотношения определенных групп государств, определенных международных организаций)

- межкоалиционные отношения (отношения между различными блоками, коалициями. Например, между странами НАТО и странами, которые в него не входят)

Существует типология уровней МО.

Типы международных отношений:

- многосторонние и двусторонние

- традиционные и современные

- сотрудничество и противостояние

- гегемонистские

Виды международных отношений:

- военно-стратегические (связаны с созданием, наращиванием и распределением военной силы)

- политические (включают принципы взаимоотношения между государствами)

- экономические и научно-технические (обеспечивают защиту экономических интересов и влияют на международное разделение труда)

- идеологические и культурные (культурные включают взаимопроникновение и обогащение культур, отношения в области образования, развитие СМИ)

МО строятся между конкретными субъектами МО и прежде всего между различными международными организациями.

Субъекты МО:

- национальные государства

- региональные(наднациональные) организации (ЕС, НАТО и т.д.)

- международные межправительственные организации (ООН, МАГАТЭ, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО)

- негосударственные, неправительственные организации (международная демократическая федерация женщин, международная федерация профсоюзов, ТНК)

В 1975 году в Хельсинки в заключительном акте в совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе были сформулированы принципы международных отношений.

Принципы международных отношений:

- суверенное равенство государств

- нерушимость установленной границы

- неприменение силы или угрозы силы в МО

- признание территориальной целостности государств

- мирное урегулирование различных возникающих споров

- невмешательство во внутренние дела других государств

- уважение прав и свобод человека. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

- сотрудничество между государствами и добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

Вся история международных отношений прошла несколько этапов.

Выделяют ряд школ в теории международной политики:

- школу традиционалистов (опора на традиции, ценности, на опыт взаимоотношений и т.д.)

-реалистическая школа (которая исходит из приоритетов, интересов национального государства. Представители считают, что ограничение властного устремления одного субъекта МП можно осуществить лишь с помощью силового противодействия другого субъекта, важно сохранять баланс сил)

53.Внешняя политика: содержание, цели, функции.

Внешняя политика государства – это область его деятельности в сфере МО в целях оказания влияния на иных участников МО.

Принципы внешней политики:

- уважение суверенитета и целостности государства

- учет национальных интересов

- добрососедство и взаимная выгода

- принцип взаимности

Цели внешней политики:

- обеспечение национальной безопасности

- рост потенциала государств

- престиж и упрочнение международной позиции государства

Функции внешней политики:

- охранительная (охрана прав, интересов данной страны, ее граждан за границей)

- представительско-информационная (находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе)

- организаторская (должна аккумулировать взаимодействие всех структур власти, взаимодействие с международными организациями)

- функция согласования и комбинации усилий по решению глобальных проблем.

Средства во внешней политике:

- политические средства (связаны с деятельностью дипломатии (переговоры))

- военные средства (наличие армии, наличие оружия, учения как демонстрация военной силы)

- экономические средства (сырьевая база, внешняя торговля и т.д.). Государство, обладающее более сильной экономикой

- имеетболее прочные международные позиции

- идеологические и культурные средства (СМИ).

Внешняя политика является продолжением внутренней политики. Внешняя политика зависит от множества факторов, выполняет в обществе различные функции, она использует различные средства.


Наши рекомендации