Политическое манипулирование и общественное мнение
Наибольшую опасность для зрителей, читателей представляет использование СМИ для политического манипулирования.
Манипулирование – вольное обращение с определенными целями, которые направлены на конкретный объект.
Некоторые определяют манипулирование как вид применения власти, при котором люди, которые обладают властью, влияют на поведение других людей.
Политическое манипулирование – скрытое управление политическим сознанием и поведением людей с целью принудить их действовать или бездействовать вопреки собственным интересам, создавая при этом иллюзию свободного выбора.
Способы политического манипулирования:
- полуправда (подробно и объективно излагаются малозначимые детали и умалчиваются более важные факты)
- замалчивание неугодной информации
- показ непривлекательного ракурса политического противника
- «спираль умолчания» (фабрикация опросов общественного мнения с целью навязать гражданам определенную позицию)
- прямая подтасовка фактов
- распространение лжи и клеветы
- наклеивание ярлыков («фашист», «совок», «красно-коричневый» и т.д.)
- лингвистическое, языковое манипулирование
- специальный монтаж заснятых фактов.
Факторы, препятствующие манипулированию:
- наличие объективных знаний
- собственный опыт людей
- плюрализм СМИ
- контроль общества за СМИ
- неконтролируемые властью системы коммуникаций (семья, друзья, знакомые)
34.Конфликт – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов.
Социальный конфликт – тип соц. отношения
Причины политических конфликтов:
Часто конфликты возникают, причём в разной степени, по поводу выхода из социального кризиса. Отсюда разные подходы в удовлетворении человеческих потребностей. Тот факт, что надо ограничивать свои потребности и свои амбиции, соглашаются далеко не все.
3) связана с осознанием гражданами своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям. Связана с первыми двумя причинами.
Структура политического конфликта:
- источники (разногласия, возникшие между сторонами)
- повод (конкретные события, послужившие началом активных действий)
- стороны (субъекты политики, непосредственно участвующие в конфликте)
- восприятие и позиции (цели, мотивы, отношение к противникам, восприятие конфликта)
- средства (применяемые сторонами в противодействии друг с другом ресурсы, способы, приёмы)
- характер (наиболее типичные отношения сторон друг к другу, занимаемые ими позиции)
Близким по своим содержанием понятием к понятию «конфликт» является понятие «кризис».
Термин «кризис» (от греч. – решение, поворотный пункт, исход). В политологии понятие «кризис» означает переломный момент в развитии политического процесса. Означает резкий переход политических ситуаций из одного качественного состояния в другое.
В истории различных стран имеют место след. виды кризисов:
- правительственный
- парламентский
- конституционный
- внешнеполитический (международный)
- общенациональный
Типы кризисов | Формы проявления | Способы разрешения |
Правительственный | Потеря исполнительной властью контроля над ситуацией | Перестановки в правительстве или его отставка |
Парламентский | Парламент не в состоянии принимать решения и отражать волю большинства граждан | Роспуск парламента и назначение новых выборов |
Конституционный | Фактическое превращение действия основного закона из-за утраты его легитимности | Качественное обновление или принятие новой Конституции |
Внешнеполитический | Расстройство системы отношений государства с другими государствами | Переговоры и взаимные уступки или война |
Общенациональный | Кризис охватывает многие спектры общественно-политической и экономической жизни | Существенная корректировка политического курса или революция |
35.Типы и функции политических конфликтов
Классификация типов конфликтов:
1) с точки зрения зон и областей применения:
- внешнеполитические (международные) (могут быть сведены к кризисам типа «балансировка на грани войны», при этом очень часто используется такой мотив, как оправдание враждебности
- внутриполитические (основываются на противоречиях, которые раскрывают взаимодействия между различными субъектами власти (это могут быть конкурирующие партии, конкурирующие силы и т.д.))
2) по качественным характеристикам, которые отражают различную степень воволечённости людей в конфликты:
- глубоко укоренённые
- неглубоко укоренённые
- конфликты с нулевой суммой (победа одной стороны заканчивается поражением другой стороны)
- конфликты с ненулевой суммой (существуют возможности согласия между конфликтующими сторонами)
- антагонистические (антагонизм – непримиримое противоречие. Как правило конфликт заканчивается не только поражением. Но и гибелью одной из сторон)
- неантагонистические (противоречие, которое сохраняет конкуренцию, но обе стороны сохраняют свою позицию)
3) с точки зрения публичности конкуренции сторон:
- открытые (явная открытая борьба между опредеённым группами (забастовки со стороны рабочих, трудового народа)
- закрытые (борьба, как правило, внутри правящей элиты. Например, конфликт скрытый и неявный между Путиным и людьми Лужкова)
4) с точки зрения временных характеристик:
- кратковременные (как правило, заканчиваются отставкой правительства, сменой власти и т.д.)
- долговременные (могут быть связаны с жизнью целых поколений. Например, отношение русской иммиграции к советской власти; диссиденты, которые выступали против советской власти)
5) в зависимости от строения и организации режима правления:
- вертикальные (между центральными органами власти, центральными элитами и местным элитами; конфликты между правящими партиями и элитами и оппозицией (неправящими партиями и элитой)
Каждый тип конфликта играет роль конкретного политического процесса.
Основные функции политических конфликтов:
- положительные:
- стимулирование динамики политических процессов
- усиление интегрирующей роли политической системы
- объединение, сплочение социальных общностей
- отрицательные:
- возможность дестабилизации ситуации и системы
- опасность неблагоприятных изменений в политико-властных отношениях
- вероятность гибели людей
36.Возникновение, этапы протекания, способы урегулирования и разрешение конфликтов
Политология различает этапы конфликтов, способы предотвращения урегулирования и возникновения конфликтов. Любой конфликт требует урегулирования. Существуют разные способы урегулирования конфликтов.
Технологии урегулирования конфликтов опираются на решение нескольких задач:
- воспрепятствует возникновению или разрастанию конфликта
- вывести все теневые и неявные конфликты в открытую форму, для того чтобы уменьшить неконтролируемый процесс
- минимизировать степень социального возбуждения (чтобы не было широких социальных потрясений)
Для выработки технологии контроля конфликтов выделяют три этапа развития конфликта:
1) возникновение конфликта(на этом этапе необходимо выявить причины конфликта). При этом надо различать причины от повода конфликта. Важно при определении причин конфликта определить предмет спора, что лежит в основе конфликта. Всегда власть старается локализировать конфликт.
На этом этапе стороны могут выбрать одну или несколько моделей поведения:
- игнорировать конфликт, дать возможность ему тлеть, спокойно развиваться
- избегать чёткой публичной оценки его природы, стараться понравится различным слоям населения
- активно участвовать в урегулировании конфликта. Необходимо прорабатывать различные сценарии развития конфликта, очертить конкретную проблематику, которая есть в основе этого конфликта, установить нормы и правила поведения. Но главное заключается в том, чтобы чётко определить, о чём идёт спор в этом конфликте и стремиться разрешить этот конфликт.
2) развитие конфликта (нужно опираться на широкий круг информации (то, что нравится), откидывать то, что не нравится.
Изучение широкого круга информации предполагает:
- проникновение в тактику противоборствующей стороны.
- понять, чего же хочет противник, какова его тактика.
- надо стараться поддерживать диалог. Но поддержка диалога не исключает силового воздействия. Необходимо информировать различные стороны о сущности конфликта, но для этого нужно располагать знаниями и ресурсами.
В ходе этапа развития конфликта выделяют 3 типа взаимоотношения сторон:
- конкурентный (предполагает постоянное воспроизведение оппозиционных отношений друг к другу. Всё равно ты враг, ты действуешь в своих интересах)
- индивидуалистский (характерен для каждой стороны, стремление каждой стороны получить преимущество)
- кооперативный (предполагает поиск точек соприкосновения конфликта, совместный поиск выхода из конфликта, совместное решение противоречий)
3) окончание конфликта
Достигается двумя способами:
- достижение примирения сторон
- откровенная непримиримость сторон
Конфликт может являться неразрешённым, и тогда возникает положение, которое ведёт не к окончанию конфликта, а к возвращению к первоначальному этапу (возникновение конфликта, его развитие и т.д.). Поэтому примирение участников конфликта может нести характер полного или частичного урегулирования.
Можно выделить два пути урегулирования сторон:
- путь мирного урегулирования вскрытие сущность конфликта
- анализ конфликта (выявление его причин)
- поиски путей и способов разрешения конфликта либо снижения его остроты
- активные действия по устранению (ослаблению) источника конфликта либо примирению сторон
Есть урегулирование конфликта на основе принуждения.