Существует 3 типа избирательных систем:

1) мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов)

Два типа мажоритарных систем:

- мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат должен получить 50% голосов +1 голос)

- мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат должен набрать большее количество голосов, чем другие кандидаты)

Недостатки мажоритарной системы:

Она может искажать реальную картину предпочтений и волю избирателей. Возможная ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победы над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.

Достоинства мажоритарной системы:

- сравнительная лёгкость формирования правительства и его стабильность и формирования парламента

- формирование устойчивых связей между депутатами и избирателями

2) пропорциональная система (голосование осуществляется по партийным спискам и распределение депутатских мандатов между партиями производится строго по числу голосов, поданных за партии)

Недостатки пропорциональной системы:

- как правило, очень трудно, если нет устойчивого большинства, принять конкретные решения, поэтому при пропорциональной системе существует система блоков (система союзов)

Достоинства пропорциональной системы:

- в парламенте (в правительстве) могут быть представлены интересы различных политических партий

3) смешанная система (сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем: часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая – по пропорциональному представительству от партии)


30.Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы

Этапы избирательного процесса:

- подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании)

- формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности)

- создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством)

- выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты)

- регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей)

- агитационная кампания

- проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях)

- подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов)

Референдум – (…………………………..)

По конституции РБ существует также и право проводить местные референдумы.

31.Избирательная система РБ

Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, касаемые выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.


32.Понятие СМИ и их функции

Средства массовой информации – учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.

Отличительные черты СМИ:

- публичность (неограниченный круг потребителей)

- наличие специальных технических приборов

- взаимодействие коммуникационных партнёров

- однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю

- непостоянных характер аудитории

К СМИ относятся:

- пресса (радио, телевидение)

- различные массовые справочники

- кино- и звукозапись

- интернет

Функции СМИ:

- функция политической информации

- образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)

- функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)

- функция критики и контроля (правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)

- функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов

- мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)

Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.

СМИ в РБ

В РБ широко представлены различные СМИ, 2/3 из них – негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – 1-й канал и СТВ.

6 основных социальных типов СМИ на информационном поле:

- государственные СМИ (создаются гос. органами и финансируются органами гос. власти. Газеты: «Беларусь сегодня», «Республика», «Звезда», «Народная газета», «Белорусская Нива»)

- государственно-общественные СМИ (рассчитаны на определённую аудиторию, в какой-то степени являются приложениями к определённым газетам)

- СМИ организаций и структур гражданского общества (выражают интересы определённых общественных организаций, пропагандируют их позиции (газета «Белорусский час»)

- альтернативныеСМИ (негосударственные СМИ) печатные, интернет-издания, которые финансируются различными негосударственными структурами. Газеты: «Народная воля», «Белгазета», «Белорусы и рынок», различные интернет-ресурсы «Белорусские новости», «Белорусский партизан», «TUT.BY»)

- СМИ коммерческого характера (газета «Отдыхай», «Огород» и т.д.)

- СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «Лесная газета», «Железнодорожник Беларуси» и т.д.)

Для всех этих типов гос. и негос. изданий существует определённая структура распространения, поэтому элементами этой информационной структуры являются:

- гос. объединение «Белпочта», которая имеет 730 городских отделений связей, свыше 3000 сельских отделений связи и 118 районных узлов связи, которые распространяют газеты и издания, обеспечивают подписку)

- «Белсоюзпечать» (распространение продукции печати через розничную торговлю. По РБ свыше 300 торговых точек)

- типографии, которые осуществляют тираж этих газет. БГТУ ведёт подготовку специалистов для этих типографий. В РБ в настоящее время насчитывается 4000 различных типографий, которые в той или иной степени издают республиканские газеты и газеты районного масштаба.

Существует система взаимодействий и взаимоотношений государства и СМИ. Базовым элементом является Министерство информации, на которые возложены функции регулирования деятельности гос. СМИ.

Производством новостей занимаются:

- соответствующиеминистерства и ведомства. Сегодня практически каждое министерство и ведомство имеет свой интернет-сайт,

- различные телеграфные агентства (БелТА – гос.структура, Интерфакс Запад – часть российского агентства Интерфакс, Пресслужба президента РБ, которая сообщает о деятельности президента, Национальный прессцентр РБ, который существует при администрации президента, и организует мероприятия, где журналисты получают непосредственно информацию от чиновников, представителей правительства и т.д.,

Направления деятельности Национального пресс-центра РБ:

- организует пресс-мероприятия

- информирует о деятельности госструктур

- организует брифинги

- организует пресс-туры зарубежных журналистов по территории РБ

- информирование о деятельности крупных промышленных предприятия и о деятельности общественных организаций

- анализ прессы белорусский, российской и другой

- информирование гос. структур

Агентства:

- Белапан (негос. агентство)

- и другие

Есть определённые структуры, которые занимаются взаимодействием госструктур с читателями, в дальнейшем нуждаются в совершенствовании.


33.Основные каналы и особенности политического влияния СМИ

Когда мы говорим о воздействии СМИ на общество, надо говорить о след. каналах:

- рациональном воздействии (рассчитано на возбуждение других с помощью информирования и аргументации, которое построено с помощью и в соответствии с законами логики)

- эмоциональное воздействие (рассчитано на влияние на личность, влияние не чувства конкретной личности. Эмоциональное воздействие предполагает использование различных разнообразных приёмов)

Информационный процесс – главный канал воздействия (и эмоционального, и рационального).

Основные этапы информационного процесса:

- получение информации

- отбор информации

- препарирование данной информации

- комментирование

- распространение в определённой сфере

Получение информации связано с распространением через:

- корреспондентскую сеть (ТВ радио)

- через телеграфные/информационные агентства

- из неформальных источников (от последнего лица, которое пожелало остаться неизвестным, или «по нашим сведениям администрации президента…»)

Правила отбора информации в СМИ:

- приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность для граждан

- новизна фактов

- политический успех

- неординарность фактов

- высокий общественный статус источника информации

Препарирование (редактирование) информации зависит от многих обстоятельств:

- особенностей информации

- условие момента (что будут слушать зрители по ТВ и какова актуальность информации)

- особенности аудитории (связано с временем сообщения и т.д.)

Комментирование:

- условия политического момента

- поставленный заказ и отсюда цели.

Существует два способа распространения информации:

- последовательный способ тесно связан с печатной прессой

- фрагментарный способ, как правило, используется на телевидении.

На телевидении происходит давление визуальности, на телевидении навязывается зрительный образ, что оказывает достаточно высокое эмоциональное воздействие.

Роль ТВ сильно возрастает, а роль печатных СМИ снижается.

С возникновением интернета, возрастанием роли телевидения печатные издания сокращаются, уменьшается их тираж.

Наши рекомендации