Существует 3 типа избирательных систем:
1) мажоритарная система (от франц. «мажуре» – большинство. Избранным считается кандидат, набравший большинство голосов)
Два типа мажоритарных систем:
- мажоритарная система абсолютного большинства (для победы кандидат должен получить 50% голосов +1 голос)
- мажоритарная система относительного большинства (для победы кандидат должен набрать большее количество голосов, чем другие кандидаты)
Недостатки мажоритарной системы:
Она может искажать реальную картину предпочтений и волю избирателей. Возможная ситуация, когда партия, пользующаяся меньшей поддержкой избирателей, одерживает победы над партией, получившей в целом по стране большинство голосов.
Достоинства мажоритарной системы:
- сравнительная лёгкость формирования правительства и его стабильность и формирования парламента
- формирование устойчивых связей между депутатами и избирателями
2) пропорциональная система (голосование осуществляется по партийным спискам и распределение депутатских мандатов между партиями производится строго по числу голосов, поданных за партии)
Недостатки пропорциональной системы:
- как правило, очень трудно, если нет устойчивого большинства, принять конкретные решения, поэтому при пропорциональной системе существует система блоков (система союзов)
Достоинства пропорциональной системы:
- в парламенте (в правительстве) могут быть представлены интересы различных политических партий
3) смешанная система (сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем: часть депутатских мест замещается по мажоритарному принципу, другая – по пропорциональному представительству от партии)
30.Этапы избирательного процесса. Механизм организации и проведения избирательных кампаний. Референдумы
Этапы избирательного процесса:
- подготовительный этап (достижение в обществе определённого консенсуса (согласия), создание необходимых политических условий для проведения выборов, принятие решений о назначении выборов в начале избирательной кампании)
- формирование избирательных органов (осуществляется в соответствии с законодательством, определяются их полномочия и сроки деятельности)
- создание избирательных округов и участков (осуществляется в соответствии с законодательством)
- выдвижение и регистрация кандидатов (определяется круг кандидатов путём существующей практики выдвижения, из числа которых будут избираться депутаты)
- регистрация избирателей (процедура включения гражданина в список избирателей)
- агитационная кампания
- проведение голосования (голосование проходит на избирательных участках, в специальных помещениях)
- подведение итогов голосования (производится подсчёт голосов по избирательным участкам, округам, население информируется об итогах выборов)
Референдум – (…………………………..)
По конституции РБ существует также и право проводить местные референдумы.
31.Избирательная система РБ
Избирательное право и соответствующие нормы закреплены в избирательном кодексе РБ. Этот избирательный кодекс был принят в 2000 г. Он включает многие вопросы, касаемые выборов президента, совета министров и т.д. В РБ присутствует мажоритарная система выборов. Выборы в президенты, депутаты, советы представителей и т.д. являются всеобщими. Правом участвовать в выборах имею граждане, достигшие 18-ти лет. Не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособные, психически неуравновешенные, лица содержащиеся в местах лишения свободы. Выборы в РБ являются прямыми. Президент, депутаты парламента, депутаты советов избираются прямым голосованием. Президентом РБ может быть выбран рождённый в РБ гражданин, и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет непосредственно перед выборами. Кандидат должен быть не моложе 35-ти лет и должен обладать избирательным правом. Депутатом Палаты Представителей может быть гражданин, достигший 21 года и проживающий на территории РБ не менее 10-ти лет. Чтобы кандидат в президент мог быть зарегистрирован, он должен набрать не менее 100 тысяч голосов.
32.Понятие СМИ и их функции
Средства массовой информации – учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального ритмического и инструментария различным лицам.
Отличительные черты СМИ:
- публичность (неограниченный круг потребителей)
- наличие специальных технических приборов
- взаимодействие коммуникационных партнёров
- однонаправленность взаимодействий от коммуникатора к зрителю/читателю
- непостоянных характер аудитории
К СМИ относятся:
- пресса (радио, телевидение)
- различные массовые справочники
- кино- и звукозапись
- интернет
Функции СМИ:
- функция политической информации
- образовательная функция (проявляется в сообщении гражданам знаний в различных областях, есть даже целые образовательные каналы, газеты и т.д.)
- функция социализации (читаем газеты, слушаем радио, смотрим ТВ, и усваиваем определённые требования и нормы, образцы поведения)
- функция критики и контроля (правительство зачастую огрызается на критику в его сторону, СМИ могут диктовать различные стороны жизни. В демократическом обществе опирается, во-первых, на закон, и во-вторых, на общественное мнение. Эта критики связана с журналистскими расследованиями. Некоторые публикации становятся основой или поводом для расследования уголовных дел, по ряду политических материалов могут создаваться парламентские комиссии и приниматься соответствующие политические решения)
- функция артикуляции (выражения) политических интересов и интеграция политических субъектов
- мобилизационная функция (связана с предыдущей, выражается в побуждении людей к определённым политическим действиям или сознательному бездействию, вовлечении в политику)
Реальная демократия невозможна без реальных СМИ, но реальная свобода СМИ не означает абстрактную зависимость. В любом случае, любое СМИ выражает чьи-то интересы. СМИ должны объективно отражать те процессы, которые происходят в обществе.
СМИ в РБ
В РБ широко представлены различные СМИ, 2/3 из них – негосударственные СМИ. В РБ зарегистрировано около 60 телевизионных каналов. Государственные каналы – 1-й канал и СТВ.
6 основных социальных типов СМИ на информационном поле:
- государственные СМИ (создаются гос. органами и финансируются органами гос. власти. Газеты: «Беларусь сегодня», «Республика», «Звезда», «Народная газета», «Белорусская Нива»)
- государственно-общественные СМИ (рассчитаны на определённую аудиторию, в какой-то степени являются приложениями к определённым газетам)
- СМИ организаций и структур гражданского общества (выражают интересы определённых общественных организаций, пропагандируют их позиции (газета «Белорусский час»)
- альтернативныеСМИ (негосударственные СМИ) печатные, интернет-издания, которые финансируются различными негосударственными структурами. Газеты: «Народная воля», «Белгазета», «Белорусы и рынок», различные интернет-ресурсы «Белорусские новости», «Белорусский партизан», «TUT.BY»)
- СМИ коммерческого характера (газета «Отдыхай», «Огород» и т.д.)
- СМИ неполитических структур и организаций, которые имеют узкую специализацию («Медицинский вестник», «Лесная газета», «Железнодорожник Беларуси» и т.д.)
Для всех этих типов гос. и негос. изданий существует определённая структура распространения, поэтому элементами этой информационной структуры являются:
- гос. объединение «Белпочта», которая имеет 730 городских отделений связей, свыше 3000 сельских отделений связи и 118 районных узлов связи, которые распространяют газеты и издания, обеспечивают подписку)
- «Белсоюзпечать» (распространение продукции печати через розничную торговлю. По РБ свыше 300 торговых точек)
- типографии, которые осуществляют тираж этих газет. БГТУ ведёт подготовку специалистов для этих типографий. В РБ в настоящее время насчитывается 4000 различных типографий, которые в той или иной степени издают республиканские газеты и газеты районного масштаба.
Существует система взаимодействий и взаимоотношений государства и СМИ. Базовым элементом является Министерство информации, на которые возложены функции регулирования деятельности гос. СМИ.
Производством новостей занимаются:
- соответствующиеминистерства и ведомства. Сегодня практически каждое министерство и ведомство имеет свой интернет-сайт,
- различные телеграфные агентства (БелТА – гос.структура, Интерфакс Запад – часть российского агентства Интерфакс, Пресслужба президента РБ, которая сообщает о деятельности президента, Национальный прессцентр РБ, который существует при администрации президента, и организует мероприятия, где журналисты получают непосредственно информацию от чиновников, представителей правительства и т.д.,
Направления деятельности Национального пресс-центра РБ:
- организует пресс-мероприятия
- информирует о деятельности госструктур
- организует брифинги
- организует пресс-туры зарубежных журналистов по территории РБ
- информирование о деятельности крупных промышленных предприятия и о деятельности общественных организаций
- анализ прессы белорусский, российской и другой
- информирование гос. структур
Агентства:
- Белапан (негос. агентство)
- и другие
Есть определённые структуры, которые занимаются взаимодействием госструктур с читателями, в дальнейшем нуждаются в совершенствовании.
33.Основные каналы и особенности политического влияния СМИ
Когда мы говорим о воздействии СМИ на общество, надо говорить о след. каналах:
- рациональном воздействии (рассчитано на возбуждение других с помощью информирования и аргументации, которое построено с помощью и в соответствии с законами логики)
- эмоциональное воздействие (рассчитано на влияние на личность, влияние не чувства конкретной личности. Эмоциональное воздействие предполагает использование различных разнообразных приёмов)
Информационный процесс – главный канал воздействия (и эмоционального, и рационального).
Основные этапы информационного процесса:
- получение информации
- отбор информации
- препарирование данной информации
- комментирование
- распространение в определённой сфере
Получение информации связано с распространением через:
- корреспондентскую сеть (ТВ радио)
- через телеграфные/информационные агентства
- из неформальных источников (от последнего лица, которое пожелало остаться неизвестным, или «по нашим сведениям администрации президента…»)
Правила отбора информации в СМИ:
- приоритетность (действительная и мнимая) и привлекательность для граждан
- новизна фактов
- политический успех
- неординарность фактов
- высокий общественный статус источника информации
Препарирование (редактирование) информации зависит от многих обстоятельств:
- особенностей информации
- условие момента (что будут слушать зрители по ТВ и какова актуальность информации)
- особенности аудитории (связано с временем сообщения и т.д.)
Комментирование:
- условия политического момента
- поставленный заказ и отсюда цели.
Существует два способа распространения информации:
- последовательный способ тесно связан с печатной прессой
- фрагментарный способ, как правило, используется на телевидении.
На телевидении происходит давление визуальности, на телевидении навязывается зрительный образ, что оказывает достаточно высокое эмоциональное воздействие.
Роль ТВ сильно возрастает, а роль печатных СМИ снижается.
С возникновением интернета, возрастанием роли телевидения печатные издания сокращаются, уменьшается их тираж.