Влияние социальных факторов на образование 4 страница

в) вероисповедание, или специфическая система верований;

г) ритуалы, или образце поведения по отношению к священным и сверхъестественяым силам;

д) представление о "праведном" образе жизни.

1. Существует несколько способов классификации рели­гий. Первый систематизирует религии по названиям, данным их представителями (протестантами, католиками и пр.). Другой способ (называемый системой Беллаха) ориентирует­ся на степень примитивности или сложности определенного типа религии. Беллах выделил пять следующих категорий ре­лигий: примитивную, архаическую, историческую, раннемодерную и модерную. Третья система, предложенная Вебером, акцентирует внимание на характере верования о спасении души - следует ли избрать пассивный (мистицизм) или ак­тивный (аскетизм) способ спасения души в этом или ином мире.

2. К религиозным организациям относятся церковь, секта, деноминация и культ. Церковь тесно связана с обществом и действует внутри него. Секта отвергает ценности господству­ющего общества и, как правило, требует "обращения" верую­щих и преданности определенным верованиям и ритуалам. Деноминация или вероучение - промежуточная форма между церковью и сектой. Она поддерживает нормальные отноше­ния с обществом, но ей приходится конкурировать с другими деноминациями для привлечения новых членов. Наконец, культ можно считать сектой, придерживающейся крайних воззрений и призывающей к радикальным изменениям лич­ности и общества.

3. Религия отличается от колдовства тем, что она сама по себе является самодостаточной целевой ценностью жизни, в то время как колдовство лишь средство достижения каких-то целей. Однако во многих религиях содержатся элементы кол­довства.

4. Религия помогает человеку в какой-то мере преодолеть страх смерти и пережить несправедливости, с которыми он сталкивается в жизни,

5. Дюркгейм полагает, что социальная функция религии отражение и укрепление общественных связей. Особенно яр­кое воплощение эта функция находит в исполнении ритуа­лов.

Сторонники конфликтологической теории утверждают, что религия поддерживает господство одних групп общества над другими. Низшим классам внушают надежду на лучшую

жизнь в ином мире, что отвлекает их от проблем земных. В теории конфликта подчеркивается взаимосвязь между рели­гиозными движениями и политическими конфликтами.

1. Религия может способствовать социальным переменам. В знаменитом исследовании Вебера выявлена связь1 между кальвинистскими верованиями, протестантской трудовой этикой и развитием капитализма. Недавние события в мире также подтверждают влияние религии на общество, напри­мер революция в Иране.

2. Для религиозной жизни США характерны плюрализм и высокая степень терпимости. Различные религиозные группы занимают разные социальные позиции, но за последние деся­тилетия наметилась заметная тенденция к конвергенции взглядов протестантов и католиков. Степень религиозной ак­тивности в большей мере влияет на особенности социального взаимодействия, чем формальное членство в определенной деноминации.

1. Трудно оценить религиозность, или религиозное чувст­во. Посещаемость церкви нельзя считать надежным показа­телем религиозности, поскольку некоторые люди ходят в цер­ковь и по другим причинам. В то же время бывает так, что по­длинно религиозные люди не посещают церковь. Однако, ес­ли говорить о личных религиозных верованиях, следует отметить, что в США уровень религиозности достаточно высок.

2. Для современной религии характерна тенденция к се­куляризации - религиозные верования и ритуалы ставятся под сомнение, религия утрачивает свое социальное влияние. Развитие науки, установление национального государства, распространение капитализма, компромиссы по спорным вопросам религии, утрата связи людей с общностью и конку­ренция церкви с другими институтами способствуют секуля­ризации. В ответ на эту тенденцию организованная религия стала проявлять стремление к экуменизму - достижению бо­лее глубокого сотрудничества и взаимопонимания между раз­личными конфессиями и вероучениями.

3. В США принцип отделения церкви от государства под­вергается постоянному давлению. Правые религиозные круги стараются добиться определенного социального законода­тельства, например запрета абортов; организованная религия влияет на решение политических вопросов, например осуще­ствление ядерного разоружения.

В период 60-х и 70-х годов возникло много новых рели­гий в ходе процесса, названного новым религиозным сознани­ем. Выделены три типа новых вероучений: религии восточно­го происхождения ("Сознание Кришны"), учения, связанные с развитием потенциальных возможностей человека (учение

влияние социальных факторов на образование 4 страница - student2.ru Сильвы об "управлении разумом") и харизматической рели­гии (например, Церковь единения). Обычно эти верования привлекают молодых образованных людей, жизненные цели и позиции которых еще не определились.

МАКС ВЕБЕР [МАХ \УЕВЕК ] (1864-1920)

Деятельность немецкого ученого Макса Вебера оказала глубокое влияние на современную социологию. Вебер был выдающимся исследователем. Не смотря на сложности личной жизни, он внес огромный вклад в развитие социологической теории. Он работал в таких областях, как методология, социология религии и организации, стратификация и политическая социология.

Макс Вебер был самым старшим из семи детей, родившихся в семье влиятельного немецкого политического деятеля. Мать воспитала в нем глубокую веру в кальвинизм. Хотя в семье часто происходили ссоры между Родителя­ми, в доме царила вдохновляющая, высокоинтеллектуальная атмосфера. Время от времени в нем бывали ведущие немецкие ученые. К моменту по­ступления в университет Вебер уже прочитал произведения немецких писателей-классиков и труды великих немецких философов. В 1891г. вскоре по­сле получения степени доктора наук, он занялся ежедневным .упорным тру­дом и в течение нескольких лет написал несколько важных книг и статей. В 1886 г. он согласился занять должность профессора экономики в Гейдельбергском университете, но через несколько лет был вынужден уйти в отставку после тяжелого нервного потрясения.

Вебер рассматривал личность как основу социологического анализа. в этом отношении его взгляды противоречат точке зрения. Дюркгейма прида­вавшего главное значение исследованию общественных структур. Вебер счи­тал, что такие сложные понятия, как капитализм, религия и государство, могут быть глубоко осмыслены только на основе анализа поведения индивидов. Таким образом, он полагал, что ученые в области социальных наук должны исследовать мотивы поступков людей и значения, которые они придают соб­ственному поведению и действиям других. Получая достоверные знания о поведении личности в социальном контексте, исследователь может глубже понять социальное поведение различных человеческих общностей.

Занимаясь изучением религии в течение длительного времени, Вебер по­казал, что ценности могут быть мощной силой, влияющей на социальные изменения. Он описал, как вера побуждала кальвинистов к жизни, исполнен­ной труда и бережливости; оба эти качества способствовали развитию совре­менного капитализма. Статья, в которой Вебер впервые предположилвзаимосвязь, названная "Протестантская этика и дух капитализм” была лишь первой его работой о религии. В дальнейшем он провел обширные сравнительные исследования конфуцианства, даосизма, индуизма, буддизма, иудаизма. В них Вебер выявлял взаимосвязи между социальной организа­цией и религиозными ценностями.

Кроме того, Вебер был сторонником строго объективного подхода к социологии. В этом отношении он не разделял точку зрения Конта и Маркса, которые считали, что ученый одновременно должен быть реформатором или революционером. Хотя ценности неизбежно оказывают влияние на выбор объектов исследования, ученые, по мнению Вебера, должны придерживаться нейтрального отношения к этим объектам.

Глава 16

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Каждое утро, отправляясь на работу, мы должны представ­лять более или менее точно, во что нам обойдётся покупка газеты, обед и проезд на транспорте. Приобретая в рассрочку что-то крупное, например дом, необходимо предварительно представить, сможем ли мы вносить ежемесячную плату. Ко­роче говоря, для поддержания нормальной жизни необходим экономический порядок. Чтобы понять, насколько губитель­ным может оказаться крах экономики и какие социальные проблемы он способен вызвать, рассмотрим чрезвычайную ситуацию, сложившуюся в Германии после первой мировой войны.

Летом 1919 г. побежденные немцы столкнулись с тяжелы­ми экономическими трудностями и оказались перед угрозой политической нестабильности. Согласно Версальскому дого­вору, они должны были выплачивать крупные репарации. В стране наблюдался глубокий политический раскол, а прави­тельство было слабым.

В начале войны покупательная способность марки соот­ветствовала примерно 20-25 центам. В годы войны наблюда­лась некоторая инфляция, но это было ничто по сравнению с тем, что последовало в дальнейшем.

После войны расходы на внутренние нужды и выплаты со­юзным державам стали причиной возникновения огромного национального долга. Чтобы выплатить его, германское пра­вительство просто увеличило выпуск бумажных купюр. Это, в свою очередь, снизило покупательную способность марки.

В период с 1921 по 1923 г. г. немцев захлестнула голово­кружительная инфляция. Цены стремительно росли. С точки зрения рядового человека инфляция достигла невероятного уровня. В 1922 г. десяток яиц стоил в 180 раз больше, а пара туфель - в 219 раз дороже, чем в 1914 г. Бумажные деньги почти полностью обесценились. Разгневанные участники де­монстраций протеста везли мимо правительственных зданий тачки, нагруженные обесцененными банкнотами. Каждое ут­ро в газетах сообщались последние данные о валютном курсе и новых ценах (некоторые примеры приведены в табл. 16-1).

К лету 1923 г. заключение экономических сделок стало почти невозможным. Даже самая простая покупка требовала затраты нескольких минут на подсчеты. Оплата счетов зани­мала еще больше времени. Очереди у магазинов становились псе длиннее; и торговцы, и покупатели были одинаково раз­дражены. В некоторых областях крестьяне отказывались вы-

влияние социальных факторов на образование 4 страница - student2.ru возить свою продукцию в город, и толпы горожан устремля­лись в сельские районы, захватывая продукты и разворовы­вая зерно. Люди предпочитали обмениваться товарами, что­бы не использовать деньги.

Осенью 1923 г. экономика полностью развалилась; газета тогда стоила 5 млн марок. Все отрасли экономики были охва­чены забастовками, и войска патрулировали улицы. Стреми­тельно росла безработица; рядовому рабочему удавалось най­ти лишь временную работу. Почти во всех структурах обще­ства царил хаос. Однако в годы инфляции укрепились пози­ции нацистской партии, возглавляемой Гитлером. Она под­черкивала необходимость строгого централизованного конт­роля и обвиняла евреев, коммунистов и других во всех бедах, постигших Германию.

Как удалось остановить эту кошмарную инфляцию? Глав­ную роль сыграли решительные действия правительства. Правительство прекратило печатание бумажных купюр, со­кратило государственные расходы, жестко зафиксировало це­ны по отношению к стоимости золота и доллара. Кроме того, были ограничены кредиты и приняты другие крайние меры, например, была установлена ежегодная 100 процентная став­ка на займы (Фергуссон, 1975).

Мы привели пример чрезвычайной ситуации, но он помо­гает понять, насколько губительными могут быть последствия экономической нестабильности. Инфляция была одной из са­мых серьезных проблем американской экономики в 70-е го­ды. Многие годы ежегодный уровень инфляции превышал 10 процентов. Резко снижался жизненный уровень людей с фик­сированными доходами, в то время как те, кто брал кредиты по низким процентным ставкам, получали прибыли, посколь­ку расплачивались за кредиты подешевевшими долларами. Профсоюзы пытались добиться соответствия зарплаты расту­щим ценам, однако это лишь способствовало дальнейшему

Таблица 16-1. Инфляция марки, 1923 г.

Статья расхода Стоимость (в марках)
Проезд на трамвае
Проезд на трамвае, ежемесячный проездной би-
лет на одну линию  
Проезд на трамвае, ежемесячный проездной би-
лет на все линии  
Такси и автомобили старая цена 600 000
Общественные бани старая цена 115 000
Посещение медицинских учреждений старая цена 80 000

росту инфляции. Более того, по мере увеличения зарплаты люди были вынуждены платить более высокие налоги; таким образом, увеличивались доходы правительства, которому бы­ло выгодно сохранение высокого уровня инфляции.

В этой главе мы рассмотрим некоторые характерные черты экономической жизни общества. Сначала обратимся к. раз­личным способам организации экономики: капиталистиче­скому, "коммунистическому и социалистическому. Затем поговорим об индивидуальной экономической деятельности людей, т.е. об их труде, и, наконец, рассмотрим важную тен­денцию в развитии экономики: возникновение транснацио­нальных корпораций. В других главах тоже обсуждаются воп­росы экономики. В 9-12-й главах анализируются различные аспекты экономического неравенства, а в 20-й главе говорится о важной роли экономики в процессах социальных пере­мен.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Американское общество основано на рыночной экономике, Т.е. обмене товаров и услуг на деньги. Политическая и эконо­мическая мысль в последние два века рассматривает этот вид обмена как нечто данное по определению.

Можно предположить, что рыночная экономика - единственный нормальный способ организации экономической дея­тельности. Но эта точка зрения ошибочна. Когда мы взглянем беспристрастно на экономические системы то увидим множе­ство различий между ними. Антропологи и специалисты в об­ласти политической экономии изучили сотни экономических систем, но мы ограничимся анализом основных: капитализ­ма, демократического социализма и экономики советского типа.

Наши рекомендации