Государство: генезис, структура, функции.
Генезисгосударства:существуют разные точки зрения. Главные из них: теологическая концепция объясняет происхождение государства Божьей волей; патриархальная теория доказывает, что государство — это результат исторического развития семьи, а абсолютная власть монарха — это продолжение власти отца в семье (патриарха); договорная теорияисходит из того, что государство возникло в результате договора между людьми, т.е. выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей (Гоббс, Локк, Руссо); теория покорения утверждает, что государство в его первоначальной форме было организацией господства победителей над побежденными. Классовая теория происхождение государства объясняет возникновением частной собственности и делением общества на классы.
Сущность государства. В различные исторические периоды научная мысль пытается дать свое определение государства. У древних греков государство считалось сосредоточением всех умственных и нравственных интересов граждан (Аристотель) В Риме государство являлось союзом людей, объединенных общими началами права и общей пользы (Цицерон).
Примерно до XVII в. государство понималось в широком смысле как общность людей, проживающих на определенной территории и организуемая органом высшей власти. Государства назывались “полисом”, “княжеством”, “королевством”, “империей”, “республикой” и др. И лишь Н. Макиавелли вводит один из ключевых терминов политической науки Нового времени – государство (“stati”), которое, по его мнению, означает политическое состояние общества, отношения властвующих и подвластных, наличие организованной политической власти, существование правовых институтов. Классовая теория трактует государство как машину власти над обществом, как аппарат классового принуждения. Государство, в понимании М. Вебера, “есть отношение господства людей над людьми, основывающееся на легитимном насилии”.
В современной политической науке понятие “государство” понимается в широком и узком смысле. В широком смысле государство – это исторически сложившийся политический институт, обладающий верховной властью на территории страны, призванный обеспечить безопасность и права граждан, а также управление страной. В узком смысле государство – это аппарат управления обществом на определенной территории.
Функции государства. В политической науке существуют различные классификации функций государства. Общепринятым является деление функций государства на внутренние и внешние. Внутренние функции:
1. Политическая функция обеспечивает должные условия деятельности политических и иных общественных институтов, регулирует политическую сферу общественной жизни.
2. Экономическая функция регулирует экономические отношения.
3. Социальная функция осуществляет государственные программы по созданию условий для нормальной жизни людей: жилищных, экологических, продовольственных, организации образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.д.
4. Культурно-воспитательная функция государства имеет целью воспитание общества в духе гуманных ценностей, формирования менталитета граждан, поддержки и развития культуры.
5. Обеспечение законности и правопорядка в обществе.
6. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека.
Внешние функции направлены на установление взаимовыгодного экономического, политического, культурно-технического, экологического и военного сотрудничества с другими государствами, на обеспечение обороноспособности страны.
Для осуществления этих функций созданы специальные государственные органы, в совокупности образующие структуру государства:
1. Органы государственной власти – законодательной и исполнительной. Часто говорят о триаде властей: законодательной, исполнительной и судебной. Однако в строгом, формально-юридическом смысле судебная власть входит в структуру исполнительной власти.
2. Органы охраны правопорядка и органы правосудия. Сюда относятся милиция, внутренние войска, суд, прокуратура.
3. Органы, обеспечивающие внешнюю безопасность страны (армия, управление внешней разведки, таможенная служба, федеральная пограничная служба).
Второй, третий и четвертый элементы приведенной структуры государства это так называемые силовые ведомства и министерства. Все они входят в структуру исполнительной власти.
17 ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА…
Рабовладельческий тип государства – исторически первая государственно-классовая организация общества. По своей сущности рабовладельческое государство – организация
политической власти господствующего класса в рабовладельческой обшественно-экономической формации. Важнейшая функция этих государств – защита
собственности рабовладельцев на средства производства , в том числе на рабов.
Феодальный тип государства – результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации.
Буржуазный тип государства приходит на смену феодальной государственности . Данный тип государства функционирует на базе производственных отношений , основанных на
капиталистической частной собственности на средства производства и юридической
независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции , которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на данных отношениях государственную машину . Социалистическое государство – орудие политической власти трудящихся масс ( классов ).
Переходное государство – представляет собой государственность ,
возникающую в результате национально – освободительной борьбы зависимых народов
и опирающуюся на разнотипные производственные отношения. В дальнейшем , по мере
преобладания господствующей формы собственности , подобные государства должны
примкнуть к определенному историческому типу государства , капиталистическому
или социалистическому.
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает
в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного
устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших
органов государственной власти , порядок их образования и распределения
компетенции между ними .
Президентская республика характеризуется весомой ролью главы государства в государственном механизме. Пост премьер-министра либо отсутствует, либо играет вспомогательно-координационную роль.
Президент в смешанной республике, сочетающей в себе элементы президентской и парламентской республиканских форм правления, является верховным главнокомандующим, как в президентской республике, однако не во всех странах наделен полномочиями главы исполнительной власти, нередко делит ее с премьер-министром. Отсутствует должность вице-президента, как и в парламентской республике. Президент в парламентских республиках, в отличие от главы государства в президентских республиках, обычно не располагает реальной исполнительной властью. Если в президентских республиках глава государства формирует правительство по своему усмотрению, независимо от расстановки сил в парламенте, то в парламентских республиках глава государства чаще всего может назначить такое правительство, которое располагает поддержкой парламентского большинства.
Монархия: а) абсолютная, б) конституционная. Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической.
Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент), юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом.
Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически отживает.
В парламентской монархии власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символична.