Война с антигелугпинской коалицией
Разгром Цохор-Цогто
Подчинение западного Кама
Разгром Цанга
Расширенно) Далай-лама на троне Тибета
Внутренняя политика
В 1642 г. Далай-лама был посажен на трон Шигадзе. Правитель ойратского племенихошоутов Гуши-хан объявил, что дарует ему верховную власть над Тибетом, что знаменовало основание новой (после школы Сакья) тибетской теократии. Столицей, а также резиденцией правительства, была объявлена Лхаса, где в 1645 г. было начато строительство дворца Потала. После подавления про-кармапинских восстаний на северо-западе страны и в Гьянцзе пленный Карма Тенкьонг был казнён, и оппозиция окончательно потеряла опору.
В 1643 и 1648 гг. в ряде районов проведена перепись населения, а некоторые кагьюпинские монастыри реорганизованы в гелугпинские. Монастырь школы Джонанг Тактен-Пхунцоглинг, основанный Таранатхой, был передан в ведение Гелуг.
Править]Внешняя политика
· Монгольские государства. В 1640 году Далай-лама опознал перерождениеТаранатхи в сыне халхаского Тушэту-хана Гомбодоржа, Дзанабадзаре, что дало начало формированию теократии школы гелуг в Монголии. В 1655 году даровалтитул хана торгоутскому тайше Шукур-Дайчину, санкционировав тем самым возникновение Калмыцкого ханства.
· Южная граница. В 1643 году Далай-лама V получил дипломатическое признание со стороны Непала и Сиккима в качестве политического главы тибетского государства.[6][7] В 1646 году было заключено тибето-бутанское соглашение, по которому дань, ранее уплачиваемая Бутаном Шигадзе, перенаправлялась в Лхасу; однако на следующий год Бутан в ходе краткосрочной войны аннулировал его.
· Империя Цин. В 1649—1651 гг. третий цинский император Шуньчжи в ряде писем приглашал Далай-ламу в Пекин, надеясь использовать его влияние на монголов.[8] В 1652 году Далай-лама прибыл в Пекин, в специально построенный для него Жёлтый дворец. Шуньчжи пожаловал его титулом «Проникающий, несущий громовой скипетр, подобный океану лама»[6], получив в ответ титул «Небесный бог, Манджушри, Наивысший, Великий владыка». По просьбе императора и делегации монгольских князей Далай-лама выдал письменные инструкции монастырской жизни.[9]
После смерти Шуньчжи новый император Канси обращался к Далай-ламе с просьбой о введении тибетских и монгольских войск в Китай для помощи в подавлении восстания, но Далай-лама отказал ему под предлогом непереносимости китайского климата для тибето-монгольского войска,[10] хотя и выступал посредником для урегулирования пограничных китайско-монгольских конфликтов.
Дала́й-лама́ XIV (кратко)
(Нгагва́нг Ловза́нг Тэнцзи́н Гьямцхо́, тиб. བསྟན་འཛིན་རྒྱ་མཚོ་; род. 6 июля 1935, Такцер, Тибет) — духовный лидер буддистов Тибета,Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии и других регионов. ЛауреатНобелевской премии мира (1989). В 2006 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса. До 27 апреля 2011 г. также возглавлялТибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).
Возведение на трон и изгнание
Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР.[3]. После подавленияантикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.
Руководство страной
В 1949 году резко обострились тибетско-китайские отношения. Китайское правительство настаивало на том, что Тибет является частью Китая. Далай-лама писал: «С 1912 до рокового 1950 Тибет de facto был государством, независимым от любой другой державы, и наш статус по сей день остаётся тем же, что и в 1912 году». 17 ноября 1950 Народно-освободительная армия Китаявошла в Восточный Тибет, что ещё более осложнило ситуацию. 26 октября 1950 МИД Индии направил в Пекин следующую ноту: «Сейчас, когда китайское правительство предприняло вторжение в Тибет, навряд ли можно совместить с этими событиями мирные переговоры, и, естественно, часть тибетцев будет опасаться, что эти переговоры пройдут под давлением. При современном положении дел вторжение китайских войск в Тибет не может быть рассмотрено иначе как удручающее событие, не согласующееся с интересами самого Китая в налаживании мира в регионе. Так считает индийское правительство». В том же году чрезвычайная сессия Национальной ассамблеи Тибета обратилась к пятнадцатилетнему тогда Далай-ламе с просьбой принять на себя всю полноту духовной и светской власти. 17 ноября 1950 состоялось возведение Далай-ламы Тензина Гьяцо на престол духовного и светского правителя Тибета.
В 2001 году в Тибете впервые в истории были проведены демократические выборы на пост Калон Трипа (премьер-министра)[4]. Из интервью Далай-ламы: «В 2001 году мы избрали политическое руководство посредством демократических выборов, так что с этого момента я наполовину в отставке. В своих будущих воплощениях Далай-лама не будет главой политической власти, а то, продолжит ли своё существование сам институт далай-лам или нет — решать тибетскому народу».[5]
В марте 2011 года Далай-лама заявил об уходе из политического руководства Тибета[6].