Общая характеристика геополитики США

Как известно США являются федеративным многонациональным боль­шим по территории государством состоящим из 50 штатов и множества орга­нов самоуправления (графства муниципалитеты городов барроу вилленджи тауны тауншипы специальные округа по обслуживанию и школьные округа). Функции государственного управления штатов и местного самоуправления в США полнее чем в любой из других стран мира. Они учитывают простран­ственную дифференциацию специфических условий жизни и предпринима­тельства. Однако даже при этом уровень развития общества весьма не одина­ков. Быстро развивающиеся районы соседствуют с территориями экономичес­кого застоя или деградации ареалы с относительно высоким уровнем благосостояния — с районами бедности.

Начиная с 60-х годов региональная политика стала неотъемлемой функци­ей государственного регулирования социально-экономического развития стра­ны как в действиях федерального правительства так и в политике отдельных штатов. До этого вопросы регионального регулирования были прерогативой только штатов и местных органов.

Наиболее общей и распространенной формой реализации геополитики являются региональные программы. Выделяют три организацион­ных подхода к реализации федеральных региональных программ:

1. Общегосударственный когда решение вопросов рассматривается на уровне федеральной законодательной и исполнительной власти (комиссии сената и палаты представителей при конгрессе управление по разработке политики и Административно-бюджетное управление при президенте феде­ральный консультативный совет по экономическому развитию межведом­ственный координационный совет федеральные региональные советы при правительстве).

2. Ведомственный надштатный подход в соответствии с которым руковод­ство региональными программами осуществляет система специальных незави­симых агентов (учреждений) в системе федерального правительства и специ­ально созданных федерально-штатных органов. Наиболее крупные из них: совет по водным ресурсам; ведомства федерального консультативного совета;

Администрация долины р. Теннесси; комиссии по планированию развития речных бассейнов; Аппалачская региональная комиссия и др.

3. Ведомственный локальный подход 'Предусматривающий реализацию федеральных программ стимулирования развития локальных ареалов с опорой на активное участие местных властей. При этом подходе на ведомственном федеральном уровне осуществляется лишь финансирование общий контроль анализ и оценка программных мероприятий а разработка и выдвижение кон­кретных проектов — функция низших региональных органов.

На федеральном уровне за выработку и координацию региональной поли­тики касающейся всей территории США отвечает Администрация экономи­ческого развития (ЕОА). Основная деятельность этого органа связана с реали­зацией программ экономического развития отстающих и депрессивных райо­нов так называемых «реконструируемых ареалов» «округов экономического развития» зон предпринимательства и т.д. а также отслеживания экономи­ческих условий регионального развития в стране.

Администрация экономического развития входит в состав Министерства торговли и возглавляется заместителем министра по торговле и экономичес­кому развитию. Эта организация финансирует координирует и контролирует большое число программ реализуемых на уровне местного самоуправления штатов.

На региональном уровне подход к управлению неоднороден и распадается на ряд иерархических подуровней: штатный субштатный и местный. На каждом из них создаются органы выполняющие плановые координирующие и управленческие функции во многих случаях на них возлагается и часть функций по реализации программ.

Еще в 30-е годы двадцатого столетия в США приступили к реализации федеральной региональной программы развития региона долины р. Теннесси который включает 12 штатов: Миссури Иллинойс Индиана Кентукки За­падная Виргиния Виргиния Северная Каролина Южная Каролина Джор-жия Алабама Миссисипи Арканзас. Для реализации программы был создан специальный орган — Администрация долины р. Теннесси. С тех пор регион из отсталого депрессивного превращен в один из самых высокоразвитых. По аналогии реализуются программы развития Аппалачей и некоторых других регионов (8 регионов которые охватывают территории 28 штатов). Большин­ство штатов выражает желание разработать такие программы для себя.

Законом определены следующие признаки по которым территории раз­личных штатов могут образовывать регионы экономического развития:

уровень безработицы существенно превосходит средненациональный;

уровень доходов на семью существенно ниже средненаиионального;

неудовлетворительное состояние жилищного фонда учреждений здраво­охранения и образования;

сильная зависимость экономики региона от одной или двух отраслей хозяйства находящихся в состоянии длительного застоя;

высокий уровень оттока из региона рабочей силы или капитала;

отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов вызываемых техническим прогрессом;

сильная зависимость экономики региона от контрактов с военными ве­домствами;

замедленные темпы промышленного развития.

В целом в деятельности региональных комиссий проявляется тенденция комплексного рассмотрения региональных проблем. Однако финансовые сред­ства выделяются на ограниченное количество целевых мероприятий.

Программы разрабатываемые региональными комиссиями называются планами регионального развития. Обычно они составляются на пять лет и содержат:

анализ экономического положения региона;

оценку выполнения предыдущих программ;

долгосрочные и краткосрочные прогнозы основных показателей эконо­мического развития;

формулировку генеральных долгосрочных целей регионального развития;

конкретизацию этих целей применительно к выбираемым главным направлениям воздействия на региональную экономику;

общую стратегию взаимодействия властей штатов входящих в регион реализации поставленных целей;

количественную оценку объема федеральных штатных и частных средств требуемых для достижения поставленных целей;

целевое распределение возможного объема федеральных ассигнований региональными комиссиями.

Следовательно многоштатные (федерально-штатные) региональные комис­сии — это своеобразный программно-целевой орган координационного типа воз­действующий на региональное развитие главным образом с помощью прогно­зов планов исследований и частично административных рычагов не затрагивая при этом крупных средств. Промежуточное междуштатное положение этого орга­на а также смешанное представительство в нем федерального правительства и правительства штатов позволяют ему разрабатывать крупномасштабные регио­нальные программы и определенным образом влиять на их реализацию.

Таким образом на протяжении многих десятилетий в США образовалась устойчивая и стабильная система выработки эффективной региональной по­литики. В ней участвуют федеральные органы штаты и органы местного са­моуправления.

В заключение можно отметить что в Америке по уровню развития инфра­структуры четко выделяются два региона: Северная Америка и Южная Америка.

Северная Америка выступает мировым лидером в развитии традиционных от­раслей инфраструктуры однако в качестве главной своей задачи при этом видит опережение других регионов в развитии новых отраслей захвате веду­щих позиций в системах международной инфраструктуры в использовании для размещения инфраструктуры водной и космической сред географического пространства и других Считается что лидерство в развитии ведущих особен­но новых отраслей инфраструктуры является одним из условий укрепления и расширения геополитического влияния на положение в мире.

Россия в геополитике США

В Америке думают на эту тему давно. А в последние 20 лет уходящего тысячелетия были озабочены этим вопросам денно и нощно что наглядно демонстрируют многие политические и финансовые лидеры. В 1998 г. Б. Клинтон будучи президентом США подписал секретную директиву № 500 где приказал военным нацелить дополнительное число ракет несущих ядерное оружие на Россию. По- своему « заботится» о народе нашей страны и ее злейший друг Бжезхинский. Он рассуждал о том что новые связи России с НАТО и Европейским союзом могут побудить Россию принять решение в пользу Европы. Это означает что за нас- русских украинцев татар и т.д. – судьбу России нашу судьбу уже решили в Вашингтоне. Самым сильным механизмом который должен заставить Россию идти на веревочке к цели обозначенной западом - ее долги международным инвесторам. Возвращать долги нечем кроме как распродавать за бесценок сырье а теперь наступил черед нашей земле Такое положение заставляет правителей РФ быть сговорчивыми и идти на геополитические уступки Западу.

Наши рекомендации