Тема 4. Международно-правовая регламентация населения.

1. Понятие, виды и формы признания в международном праве.

2. Понятие, объекты и правовая основа правопреемства в международном праве.

3. Правопреемство государств в отношении международных договоров, собственности, долгов, архивов.

4. Международно-правовые вопросы гражданства.

5. Правовой режим иностранцев.

6. Право убежища. Правовое положение беженцев.

Методические рекомендации.

Следует обратить внимание, что изучение института признания целесообразно начинать с уяснения и анализа содержания понятия «международно-правовое признание», под которым понимается односторонний акт государства, посредством которого оно констатирует наличие определенного юридически значимого факта или ситуации либо выражает свое согласие с юридически значимыми и международно-правомерными действиями других государств, а также иных субъектов международного права.

Необходимо иметь в виду, что институт признания до сих пор не кодифицирован. Объясняется это, прежде всего, тем, что данный международно-правовой институт особенно тесно связан с политикой, а также тем, что с переменами в международной системе меняется и его внутреннее содержание. Поэтому неудивительно, что неоднократные попытки Комиссии международного права ООН кодифицировать относящиеся к этому институту нормы так ни к чему и не привели. В этой связи необходимо четко представлять, что процесс международно-правового признания в наши дни осуществляется исключительно на основе практики государств, сложившейся за достаточно длительный период времени.

Учащийся должен быть знаком с основными видами признания, уметь их классифицировать, а также знать, что признание может иметь различное международно-правовое значение.

При рассмотрении вопросов о международно-правовом признании государств и правительств необходимо, в первую очередь, исходить из того, что это – основные виды признания. Учащийся должен знать и уметь охарактеризовать ключевые подходы, сложившиеся в доктрине международного права применительно к вопросу как о признании государств (конститутивная и декларативная теории), так и о признании правительств (доктрины Тобара и Эстрада). Особое внимание следует уделить выявлению и анализу содержания основных международно-правовых критериев, используемых для признания государств и правительств в современных условиях.

Необходимо отметить, что теория и практика международных отношений выработала две основных формы признания: юридическое (официальное) и фактическое (неофициальное), которое в доктрине международного права также именуется «признанием ad hoc». Различие между ними – в объеме и содержании устанавливаемых правоотношений, в характере вытекающих из акта признания правовых последствий. Учащийся должен быть знаком с основными разновидностями юридического признания (де-юре и де-факто), видеть существующие между ними различия, знать, в каких случаях обычно применяется признание де-юре, а в каких – де-факто, уметь охарактеризовать правовые последствия того и другого.

Изучение института правопреемства целесообразно начинать с уяснения понятия правопреемства, под которым традиционно понимают переход прав и обязанностей от одного субъекта права к другому. При этом важно отметить такой признак правопреемства, как движение прав и обязанностей, изменение их субъективной принадлежности. Соответственно международное правопреемство, субъектами которого в подавляющем большинстве случаев выступают именно государства, может быть охарактеризовано как переход прав и обязанностей от одного государства (предшественника) к другому государству (преемнику).

Учащемуся необходимо усвоить, что правопреемство должно осуществляться в строгом соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Именно данный постулат положен в основу принятых международным сообществом важнейших универсальных документов в рассматриваемой области, таких, как Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., а также Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г. Обе конвенции имеют важное значение для решения вопросов правопреемства государства, так как содержат ряд положений, отражающих общепринятую на сегодняшний день практику.

Рассматривая вопрос о правопреемстве государств в отношении международных договоров, особое внимание следует уделить анализу правил правопреемства, установленных Конвенцией 1978 г. для различных случаев возникновения новых стран (отделение и объединение государств, переход части территории, деколонизация), а также выявлению специфики правопреемства в отношении двусторонних и многосторонних международных соглашений.

Исследуя вопрос о правопреемстве государств в отношении принадлежащих им собственности, долгов и архивов, учащемуся необходимо уяснить ключевые принципы, положенные в основу правопреемства государств в отношении столь разных по своей природе объектов, как государственная собственность, государственные архивы и государственные долги, а также проанализировать особые правила правопреемства, установленные Конвенцией 1983 г. для различных случаев возникновения новых стран.

Изучение международно-правовых вопросов населения целесообразно начинать с уяснения понятия «население», под которым понимается совокупность людей, проживающих на территории определенного государства и подчиняющихся его юрисдикции. При этом необходимо четко представлять, что в состав населения включаются не только граждане конкретного государства, но и иностранцы, лица без гражданства, а также лица, обладающие двойным гражданством. Учащемуся следует обратить внимание на то, что правовой режим населения, проживающего на территории государства, определяется как его внутренним законодательством, так и международными соглашениями, участником которых оно является. При этом учащийся должен знать, что правовое положение населения определяется совокупностью его прав и обязанностей, а также возможностью их осуществления.

Анализируя международно-правовые вопросы гражданства, следует, в первую очередь, уяснить, что под гражданством понимается устойчивая политико-правовая связь лица с определенным государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Учащийся должен усвоить и уметь охарактеризовать различные способы приобретения гражданства (филиация, натурализация, реинтеграция, пожалование, трансферт, оптация и др.), знать, в каких случаях они применяются и каким требованиям, как правило, должно отвечать лицо, желающее стать гражданином того или иного государства. Особое внимание следует уделить международно-правовой регламентации утраты гражданства, а также специфике правового статуса апатридов (лиц без гражданства) и бипатридов (лиц, обладающих гражданством двух и более государств).

Рассматривая вопрос о правовом режиме иностранцев, следует исходить из того, что под иностранным гражданином понимается лицо, не являющееся гражданином государства, на территории которого оно находится, и имеющее доказательства принадлежности к гражданству другого государства. Учащийся должен различать основные виды правовых режимов иностранных граждан (национальный, наибольшего благоприятствования, специальный), определяемые государством, на территории которого иностранцы находятся, уметь раскрыть содержание каждого из них. Особое внимание следует уделить анализу прав и обязанностей, которыми традиционно располагают иностранные граждане на территории государства пребывания, а также возможным (допускаемым международным правом) ограничениям их прав со стороны официальных властей страны пребывания.

Исследуя вопрос о правовом положении беженцев, необходимо руководствоваться тем, что само понятие «беженец» получило нормативное закрепление относительно недавно. Учащийся должен быть знаком с историей межгосударственного сотрудничества, направленного на оказание помощи и содействия беженцам, знать и уметь охарактеризовать их правовой статус, установленный и гарантируемый международным правом. Важно отличать беженцев от таких категорий людей, как перемещенные лица, вынужденные переселенцы, видеть разницу между статусами беженца и легально проживающего иностранца на территории третьего государства.

При изучении международно-правовых вопросов, касающихся предоставления убежища, следует обратить внимание на то, что при рассмотрении вопроса о предоставлении убежища основным является усмотрение государства: любое лицо может искать убежище в любом государстве, но лишь само государство решает, предоставить это убежище или нет. Учащийся должен понимать, что предоставление убежища – это суверенное право любого государства, в связи с чем обязать государство предоставить убежище или наоборот – ограничить его в этом праве не может никто. Особое внимание необходимо уделить исследованию различных видов убежища (территориальное и дипломатическое), выявлению присущих им особенностей, анализу практики применения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы международного права: Учеб. пособие / Тихиня В.Г., Павлова Л.В. – Мн., 2006.

2. Международное публичное право. Общая часть: учебное пособие / Под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А. Лепешкова, Л.В. Павловой. – Мн., 2011.

3. Международное публичное право. Учебник / Отв. ред. К.А. Бекяшев. – М., 2010.

4. Бекяшев К.А., Волосов М.Е. Международное публичное право. Практикум. – М.: «Проспект», 2000.

5. Практикум по международному праву / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, С.Ю. Марочкин, О.И. Тиунов. – М.: Издательство НОРМА, 2002.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Международные документы

1. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.

2. Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г.

3. Конвенция о статусе апатридов 1954 г.

4. Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев 1967 г.

Наши рекомендации