Урок 61. Как определить согласные звуки?
Цель: повторить изученный материал по теме «Согласные звуки».
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать гласные и согласные звуки; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Проверьте безударные гласные.
С бородой, а не старик, С рогами, а не бык, Доят, а не корова. Лыко дерет, А лаптей не плетет. (Коза.)
Шубу дважды в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца.)
Вечером наземь слетает, Ночью на земле пребывает, А утром опять улетает. (Роса.)
В нее льется, из нее льется, Сама по земле плетется. (Река.)
Только за окошком Попустил мороз. Потекли сосульки Бусинками слез. Ну а ты, дружочек, Отвечай теперь: Под моим окошком Что звенит? (Капель.)
— По какому признаку можно разделить слова на две группы? (Далее учитель спрашивает, с гласного или согласного звука начинается каждое слово, сколько звуков в слове — четыре или пять.)
— В каком слове букв больше, чем звуков? (Белове капель.)
— В каком слове все согласные твердые? (В словах коза, роса, овца.)
2. Словарная работа
— Отгадайте еще одну загадку. Без рук рисует, Без зубов кусает. Не огонь, а жжется. (Мороз.)
— Чем слово похоже на предыдущие слова? (Есть безударная гласная в корне.)
— Как проверите букву? (Это слово нельзя проверить, его нужно запомнить.}
— Назовите од покоренные слова, в которых тоже запоминаем букву О. (Морозный, морозец, заморозил, морозильник.}
— Выделите корень, подчеркните букву, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение.)
Гласные тянутся в песенке звонкой. Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать. Л согласные... согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс.. — змеиный слышен свист. Щшш... — шуршит опавший лист. Жжж... - шмели в саду жужжат. Ррр... - моторы тарахтят.
В. Берестов
— Назовите тему стихотворения. (Отличия согласных звуков от гласных.)
— Сегодня этой теме будет посвящен наш урок.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 112. Прочитайте тему урока.
— На какие вопросы мьт найдем ответ? (Как определить согласные звуки ? Какими буквами на письме обозначаются согласные звуки ?)
— Эта тема новая? (Нет. Это повторение.} Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о согласных и пуках.
— Что умеют делать согласные звуки? (Шелестеть, шептать, скрипеть, фыркать и шипеть.}
— Чего они не умеют делать? (Петь.)
— Прочитайте правило самостоятельно.
— Чем еще отличаются согласные звуки от гласных? (Состоят из голоса и шума или только из шума, они не образуют слог, струя воздуха встречает преграду во рту.)
Упр. 178 (с. 112).
(Вариант I хором читает первую строку, вариант II слушает и хлопком отмечает ошибки. Затем наоборот.)
— Чего больше — согласных звуков или букв? (Звуков. Одна буква может обозначать два звука: твердый и мягкий.)
— Спишите буквы в алфавитном порядке. (Проверка. Хоровое чтение.)
Встаньте ребята, которые ни разу не ошиблись. Молодцы, хорошо знаете алфавит. Упр. 179 (с. 112).
— Прочитайте скороговорки.
— Проговорите три раза быстро скороговорку, которая вам понравилась. Кто хочет рассказать ее ребятам? (Отвечают два-три человека.)
— Спишите скороговорки.
— Какие слова подчеркнули? (Сук и сух, овса и овца, добр и бобр.)
V. Физкультминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте.) Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку: Дружно делают зарядку,
VI. Закрепление изученного материала Упр. 180 (с, 113).
— Прочитайте стихотворение.
— О какой стране говорится в стихотворении? Расскажите об этой стране. (Отвечают два-три учащихся.)
— Самостоятельно по памятке приготовьтесь написать первое предложение по памяти.
— Закройте учебник. Напишите предложение.
— Откройте учебник, проверьте написанное.
— Оцените себя.
«!» — молодец, написал без ошибок.
«+» — хорошо, но есть неточности или одна ошибка.
«—» — поработал недостаточно.
VII. Рефлексия
Карточка
Спиши. Подчеркни согласные буквы. Выпиши их в алфавитном порядке.
Словно музыка степная, Золотая вьется рожь.
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске: В, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— Прочитайте вопросы урока. Ответили ли мы на них?
— Чем отличаются согласные звуки от гласных?
Домашнее задание
Выполнить упр. 181 (с. 113).
Урок 62. Согласный звук [И] и буква И краткое
Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы И.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук | И] в словах и обозначать его буквами И, Е, Ё, Ю, Я; аргументирование отвечать, доказывать свое мнение; строить сообщения в устной и письменной форме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
(КИМы (объяснительный диктант 2, с. 46).)
2. Словарная работа
— Разгадайте слово.
— Первая буква этого слова стоит в алфавите между буквами Т и Ф. (У.)
— Дальше первый слог в слове Россия. (РО.)
— Потом идет второй слог слова кожа. (ЖЛ.)
— Дальше буква, которая обозначает непарный звонкий, всегда мягкий звук. (//.)
— Какое слово подучилось? (Урожай.)
— Объясните лексическое значение елов& урожай. (Количество уродившихся злаков, овощей, фруктов.)
— Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную, которую нужно запомнить.
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает стихотворение.)
Ну-ка, лайки, лайте дружно. Букву И запомнить нужно. Эта буква не простая, Голос краток и сердит, Потому что запятая На ее плечах сидит.
— Б каких словах услышали звук [И]? (Лайки, лайте.)
— Что узнали о звуке [И]? (Голос краток и сердит.)
— Послушайте вот какую историю.
Жила-была буква И, пела, кричала, как все гласные. Но однажды к ней на плечо села галочка. Испугалась буква И, стала заикаться, не может больше петь. А раз петь не умеет, то взяла и ушла к согласным буквам. Хоть и ушла, но дружит она с гласными, приходит к ним.
— Вы уже догадались, какая тема урока? (Буква И.)
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник, прочитайте тему урока. (Согласный звук
[И] и буква И краткое.) Упр. 183 (с. 114).
— Прочитайте стихотворение.
— Прочитайте стихотворение медленно и скажите, в каких словах есть звук [И]. (Иней, ели.) ~
— Какими буквами обозначен звук [И]? (И, Е.)
— Напишите предложение по памяти. Приготовьтесь к письму самостоятельно.
— Закройте учебники, напишите предложение. Проверьте по учебнику.
— Оцените себя.
— Сделайте вывод: как может на письме обозначаться звук
[И]? (Буквами И, Е, Ё, Ю, Я.) Упр. 184 (с. 115).
— Вставьте буквы.
— Какие звуки обозначают эти буквы?
Скачут белочки и зайки —
Раз, два, три, раз, два, три..,
Скачут, скачут на лужайке — . - .
(Три прыжка на одной ноге,
затем три прыжка на другой.)
Посмотри, посмотри!
(Шесть прыжков на двух ногах.)
Встали — сели, встали - сели,
Вправо-влево поглядели.
(Повороты головы вправо-влево.)
V!. Развитие речи Упр. 182 (с. 114).
— Прочитайте задание. Что нужно сделать? (Составить из слов предложения, а из предложений — рассказ.)
— Из каждой цепочки слов составьте предложение.
— Расположите предложения так, чтобы получился рассказ.
— Придумайте заголовок. («Помощь».)
— Запишите текст.
— Прочитайте текст. (Ученик читает текст.)
— У кото так же?
— Кто написал по-другому? Прочитайте.
— Кто прав?
VII. Рефлексия
— Что на уроке вам понравилось?
— Какая работа показалась сложной?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII, Подведение итогов урока
— Что вспомнили на уроке? (Как может обозначаться звук [И'/.)
— Чему учились? (Составлять предложения из слов и текст из предложений.)
Домашнее задание
Выполнить упр. 185 (с. 115).
Урок 64. Согласный звук [И] и буква И краткое
Цель: познакомить учащихся с особенностями буквы И.
Планируемые результаты: учащиеся научатся слышать звук [ И] в словах и обозначать его буквами И, Е, Ё, Ю, Я; аргументирование отвечать,.доказывать свое мнение.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний Орфографическая минутка
— Запишите под диктовку.
Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую.
А, Пушкин (Слово сегодня учитель записывает на доске.)
— В каких словах орфограмма — безударная гласная в корне? (Золотую, поймал.)
— Подберите проверочные слова. (Золотую — золото, позолоченный; поймал — пойманный.)
— Какая орфограмма в слоъерыбку? (Парная согласная в середине слова.)
— Кто сможет проверить это слово? (Рыбку — рыба.)
— В каких словах есть звук [И]? (Поймал, золотую, простую.)
— Какими буквами обозначен этот звук? (И, Ю.)
— В каких словах букв меньше, чем звуков? (Золотую, простую, так как буква Ю обозначает слог [ЙУ].)
— В каком слове все согласные твердые? (Было, рыбку.)
— В каком слове все согласные звонкие? (Было.)
III. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 116 и прочитайте информацию на «Страничке для любознательных».
— Почему звук [И] называют невидимкой? (Ответы детей.)
— Где прячется невидимка? (В буквах Е, Ё, Ю, Я.}
— Где его легко обнаружить? (В конце слова и перед согласными.} Упр. 186 (с. 116).
— Какое правило использовали при переносе слов? (Буква И остается на строке с предыдущей буквой.}
— Как еще можно перенести эти слова? (Разбираются все варианты.)
— Спишите, разделяя слова для переноса.
IV. Физкультминутка
Мы писали, мы писали, А теперь все дружно встали, Ножками потопали, Ручками похлопали, Затем пальчики сожмем, Сядем к писать начнем.
V. Списывание текста с грамматическим заданием
(КИМы (текст «Лесной оркестр», с. 48).)
VI. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
— Что вспомнили о звуке [И]?
— Чему на уроке научились?
Домашнее задание
Выполнить упр. 187 (с. 116).