Политическая элита и политическое лидерство 161 11 - Полктемтогия
, Для демократического государства первостепенную значимость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы формирования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность политической элиты и ее подконтрольность обществу.
Уровень решения этой задачи во многом характеризует социальная представительностьэлиты, т. е. представление различных слоев общества; выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них — социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно означает приобретение нового социального и профессионального статуса и утрату старого. Так> например, рабочий* будучи избран в парламент, как правило, оставляет свою прежнюю профессию, хотя и сохраняет половозрастные, этнические и другие характеристики.
Социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Так, например, выходцам из среды фермеров, рабочих, служащих и других групп легче понять специфические запросы соответствующих слоев населения. Носовсем не обязательно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, крестьян — крестьяне, молодежи — молодежь и т. п. Часто это могут лучше делать политики^профессионалы, выходцы из других групп общества. . Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слое» в политической элите обычно растет по мере повышения статуса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управленческой пирамиды низшие слои населения представлены значительно шире, чем в верхних эшелонах власти.
Но более важной, по сравнению с социальным происхождением, гарантией социальной представительности элиты, выступает организационная (партийная, профсоюзная и т. п.) принадлежность руководителей. Она прямо связана с их ценностными ориентациями. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточно возможностей для воздействия на своих представителей в нужном направлении.
В современном демократическом обществе партийные механизмы контроля за элитами дополняются государственными и общественными институтами. К таким институтам относятся выбо-т
•'■-= 162 ■ Х-: ■ ' ....... . , ■ :. ■
, опросы общественного мне
ния, группы давления и т. д. ,
Так кто же все-таки входит в политическую элиту? Из кого же онаеостойт?
В состав политических элит входят: высшие руководящие ка
дры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артис
тического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользу-
ютсяогромным авторитетом. ^ :
Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредственно участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные экономические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участ-вуют в принятии решений и в реализации политики. В сослав полити1-ческой элиты входят также те представители правящего класса, которые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, они играют роль так называемых «серых кардиналов», рви не могут оказывать прямую (материальную и моральную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главными действующими лицами политического процесса. Так или иначе элита занимает важное место среди субъектов политики. По существу, политика — это продукт элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, которая выражает интересы всего общества.
Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т. д. отражают ее функции:
1) элиты играют важнейшую роль в определении политичес
кой воли социальной группы, всего класса и в разработке механиз
мов реализации этой воли;
2) элиты призваны формировать политические цели своей
группы, класса, их программные документы; \
3) элиты регулируют деятельность по политическому пред
ставительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или
ограничивая ее;
4) элиты являются основным резервом руководящих кадров,
центром набора и расстановки руководителей на различные участки
политического и государственного управления.
Раскрывая Сущность, роль и состав элиты, важным, на наш взгляд, является вопрос о том, из кого состоит «новая политическая элита» России сегодня. Вопрос этот важный не только для анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом демократическом «потоке » доминировали представители следующих социально-политических групп:
Политическая элита и политическое лидерство 163
1. Интеллигенты, которые благодаря своей профессиональной
деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер
старого режима, осознавали его бесперспективность.
2. Имевшиеся во всех других массовых слоях общества ис
кренние приверженцы демократических ценностей и национального
возрождения, т. е. идейные противники коммунистического режима.
3. Люди, в той или иной мере пострадавшие от прежнего режи
ма, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаклю-
ченнные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была иска
лечена, исковеркана тоталитаризмом.
4. Некоторые интеллектуалы из партийной элиты. Именно
они, имея доступ к средствам массовой информации, смогли нанести
первые ощутимые удары по официальной мифологии, начать «рево
люцию в сознании». : .
5. Демократически, реформистски, рыночно-ориентирован-
ные представители хозяйственной элиты. J. :
6. Прагматики во всех звеньях властных и управленческих
структур, которым все равно, каким богам молиться, лишь бы слу
жить, а точнее —-г править, т. е. это «демократы по обстоятельствам».
7. Аутсайдеры — карьеристы из самых различных социаль
ных групп, которые стремились использовать демократические дви
жения как социальный «лифт».
Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую элиту; Выходцы из первых трех групп оказались в целом слишком непрактичными для того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхушкой, втянуты в орбиту ее влияния. Й более того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков» (5-я и 6-я группы) позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и следовательно о сильной зависимости первой от второй.
Социальный «лифт» поднял на вершине тех, кто еще вчера были далеки от рычагов власти. Этот «лифт» вывел на авансцену и тех, кто занимал малопрестижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это изменило внешний облик элиты, но не более того. Она приобрела с помощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно. Более того, как свидетельствуют факты, вчерашние защитники народа, борцы за социальную справедливость превратились в сиятельных вельмож, которые присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.
При анализе нынешней элиты отмечается, что верхние эшелоны власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрирован-ностью (разъединением). Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ни-
ми идет борьба за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего святого, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, которые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные союзы, «измены» и предательства, отколы и расколы, «переодевание» «левых» в «правых», либералов и т. д. — все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собственного политического и идеологического «Я».
Одна из важнейших причин слабости политической элиты — это отсутствие у большинства составляющих ее групп широкой социально-политической опоры. Поэтому они и элита в целом почти лишены возможности использовать широкую и организованную поддержку «снизу», как это было хотя бы в августе 1991 года.
Слабость политической элиты также особенно отчетливо проявляется в духовной сфере. И если можно выявить «текущие» политические ориентации входящих в эту элиту группировок, то ориентации идеологические фактически отсутствуют—это и нравственные ценности, социально-политические доктрины, четкая долговременная программа реформ.
Попытки механически перенести на отечественную почву западноевропейской идеологии — либерализм, социал-реформизм и др. — заканчиваются неудачей. Их ценности на этой почве быстро перетолковываются на своеобразно прагматический лад: индивидуализм превращается в безудержный эгоизм, свобода—в своеволие и безответственность, конкуренция — в абсолютное право сильного и т. п. Попытки создать идеологические платформы, которые отвечают своеобразию времени, упираются в лозунг «деидеологизации», под которым в свое время нынешние лидеры штурмовали коммунистические твердыни, Таким образом нынешняя политическая элита демонстрирует неспособность создать целостную систему новых идей, которые способны объединить и вдохновить общество.
"3. Политическое лидерство: природа, функции и типология
Деятельность различных партий, общественных организаций персонифицируются в конкретных личностях — лидерах. Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было немыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моделей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам: к институтам лидерства, к групповому лидерству.