Политическая элита и политическое лидерство 161 11 - Полктемтогия


, Для демократического государства первостепенную значи­мость имеет не борьба с элитарностью, а решение проблемы форми­рования наиболее квалифицированной, результативной и полезной для общества политической элиты, своевременного ее качественного обновления, предотвращения тенденции отчуждения от народа и превращения в замкнутую господствующую привилегированную касту. Иными словами, речь идет о необходимости создания соответ­ствующих институтов, которые обеспечивали бы эффективность по­литической элиты и ее подконтрольность обществу.

Уровень решения этой задачи во многом характеризует соци­альная представительностьэлиты, т. е. представление различных слоев общества; выражение их интересов и мнений в политической элите. Такое представительство зависит от многих причин. Одна из них — социальное происхождение и социальная принадлежность. Строго говоря, социальная принадлежность во многом определяется принадлежностью к элите, поскольку вхождение в элиту обычно оз­начает приобретение нового социального и профессионального ста­туса и утрату старого. Так> например, рабочий* будучи избран в пар­ламент, как правило, оставляет свою прежнюю профессию, хотя и сохраняет половозрастные, этнические и другие характеристики.

Социальное происхождение представителей элиты влияет на их социальную ориентацию. Так, например, выходцам из среды фер­меров, рабочих, служащих и других групп легче понять специфиче­ские запросы соответствующих слоев населения. Носовсем не обяза­тельно, чтобы интересы рабочих защищали рабочие, крестьян — крестьяне, молодежи — молодежь и т. п. Часто это могут лучше де­лать политики^профессионалы, выходцы из других групп общества. . Непропорциональность в социальных характеристиках элиты и населения в современных государствах достаточно велика. Так, например, сегодня в странах Запада выпускники университетов представлены в элите значительно шире, чем другие группы. Это связано с достаточно высоким социальным статусом родителей. В целом же непропорциональность представительства различных слое» в политической элите обычно растет по мере повышения ста­туса занимаемой должности. На нижних этапах политико-управ­ленческой пирамиды низшие слои населения представлены значи­тельно шире, чем в верхних эшелонах власти.

Но более важной, по сравнению с социальным происхождением, гарантией социальной представительности элиты, выступает органи­зационная (партийная, профсоюзная и т. п.) принадлежность руководи­телей. Она прямо связана с их ценностными ориентациями. Кроме того, партии и другие организации обычно имеют достаточно возможностей для воздействия на своих представителей в нужном направлении.

В современном демократическом обществе партийные меха­низмы контроля за элитами дополняются государственными и об­щественными институтами. К таким институтам относятся выбо-т

•'■-= 162 ■ Х-: ■ ' ....... . , ■ :. ■

, опросы общественного мне­
ния, группы давления и т. д. ,

Так кто же все-таки входит в политическую элиту? Из кого же онаеостойт?

В состав политических элит входят: высшие руководящие ка­
дры, управленцы и идеологи (интеллектуалы, представители артис­
тического мира, духовенства), суждения и мнения которых пользу-
ютсяогромным авторитетом. ^ :

Но в состав элит входят не только лица и группы, непосредст­венно участвующие в управлении, но и наиболее влиятельные эконо­мические и административные круги, руководители средств массовой информации, учебно-просветительских учреждений, а также члены семей влиятельных лиц, хотя они вроде бы непосредственно не участ-вуют в принятии решений и в реализации политики. В сослав полити1-ческой элиты входят также те представители правящего класса, кото­рые формально не связаны с политикой, но оказывают закулисное влияние на принятие политических решений, они играют роль так на­зываемых «серых кардиналов», рви не могут оказывать прямую (ма­териальную и моральную) помощь, ограничивать ее или вообще не оказывать ее, но в определенное время они могут становиться главны­ми действующими лицами политического процесса. Так или иначе элита занимает важное место среди субъектов политики. По сущест­ву, политика — это продукт элиты, ее функция, причем функция со­циально необходимая, которая выражает интересы всего общества.

Роль элиты в обществе, в управлении, экономике и т. д. отра­жают ее функции:

1) элиты играют важнейшую роль в определении политичес­
кой воли социальной группы, всего класса и в разработке механиз­
мов реализации этой воли;

2) элиты призваны формировать политические цели своей
группы, класса, их программные документы; \

3) элиты регулируют деятельность по политическому пред­
ставительству группы, класса, дозируя поддержку, усиливая или
ограничивая ее;

4) элиты являются основным резервом руководящих кадров,
центром набора и расстановки руководителей на различные участки
политического и государственного управления.

Раскрывая Сущность, роль и состав элиты, важным, на наш взгляд, является вопрос о том, из кого состоит «новая политическая элита» России сегодня. Вопрос этот важный не только для анализа характера нынешней власти, но и для выявления ее перспектив. Для того, чтобы ответить на данный вопрос, нужно сначала посмотреть на состав общественного движения, которое на протяжении последних лет боролось с советским (коммунистическим) режимом. В этом де­мократическом «потоке » доминировали представители следующих социально-политических групп:

Политическая элита и политическое лидерство 163

1. Интеллигенты, которые благодаря своей профессиональной
деятельности особенно остро чувствовали репрессивный характер
старого режима, осознавали его бесперспективность.

2. Имевшиеся во всех других массовых слоях общества ис­
кренние приверженцы демократических ценностей и национального
возрождения, т. е. идейные противники коммунистического режима.

3. Люди, в той или иной мере пострадавшие от прежнего режи­
ма, причем не только репрессированные, диссиденты и политзаклю-
ченнные, но и все граждане, чья жизнь, по их убеждению, была иска­
лечена, исковеркана тоталитаризмом.

4. Некоторые интеллектуалы из партийной элиты. Именно
они, имея доступ к средствам массовой информации, смогли нанести
первые ощутимые удары по официальной мифологии, начать «рево­
люцию в сознании». : .

5. Демократически, реформистски, рыночно-ориентирован-
ные представители хозяйственной элиты. J. :

6. Прагматики во всех звеньях властных и управленческих
структур, которым все равно, каким богам молиться, лишь бы слу­
жить, а точнее —-г править, т. е. это «демократы по обстоятельствам».

7. Аутсайдеры — карьеристы из самых различных социаль­
ных групп, которые стремились использовать демократические дви­
жения как социальный «лифт».

Но не все представители перечисленных категорий смогли войти в новую элиту; Выходцы из первых трех групп оказались в це­лом слишком непрактичными для того чтобы править. Остальные же составили основу сегодняшней власти. И здесь бросается в глаза то, что новые политики так или иначе, непосредственно или косвенно, социально или профессионально были связаны со старой верхуш­кой, втянуты в орбиту ее влияния. Й более того, высокий удельный вес в новой элите «реформаторов» и «прагматиков» (5-я и 6-я груп­пы) позволяет говорить о рождении новой элиты в недрах старой и следовательно о сильной зависимости первой от второй.

Социальный «лифт» поднял на вершине тех, кто еще вчера бы­ли далеки от рычагов власти. Этот «лифт» вывел на авансцену и тех, кто занимал малопрестижные этажи властной и бюрократической пирамиды, а также привлек в политику интеллигенцию, и все это из­менило внешний облик элиты, но не более того. Она приобрела с по­мощью прессы и телевидения новую рекламную упаковку, но не смогла трансформироваться качественно. Более того, как свиде­тельствуют факты, вчерашние защитники народа, борцы за соци­альную справедливость превратились в сиятельных вельмож, кото­рые присвоили привилегии старой элиты и даже приумножили их.

При анализе нынешней элиты отмечается, что верхние эшело­ны власти в целом характеризуются рыхлостью, дезинтегрирован-ностью (разъединением). Общая основа, которая связывает воедино различные группировки элит, крайне слаба и, более того, между ни-

ми идет борьба за единоличное господство и вытеснение противника из верхних эшелонов вообще. Эта борьба, в которой нет ничего свято­го, подчиняет себе общественные функции и цели государственной власти, обеспечивает политические ориентации группировок, кото­рые входят в правящую элиту. Их трансформации, неожиданные со­юзы, «измены» и предательства, отколы и расколы, «переодевание» «левых» в «правых», либералов и т. д. — все это свидетельствует о том, что большинство нынешних лидеров находится в поиске собст­венного политического и идеологического «Я».

Одна из важнейших причин слабости политической элиты — это отсутствие у большинства составляющих ее групп широкой со­циально-политической опоры. Поэтому они и элита в целом почти лишены возможности использовать широкую и организованную поддержку «снизу», как это было хотя бы в августе 1991 года.

Слабость политической элиты также особенно отчетливо проявляется в духовной сфере. И если можно выявить «текущие» политические ориентации входящих в эту элиту группировок, то ориентации идеологические фактически отсутствуют—это и нрав­ственные ценности, социально-политические доктрины, четкая дол­говременная программа реформ.

Попытки механически перенести на отечественную почву за­падноевропейской идеологии — либерализм, социал-реформизм и др. — заканчиваются неудачей. Их ценности на этой почве быстро перетолковываются на своеобразно прагматический лад: индивиду­ализм превращается в безудержный эгоизм, свобода—в своеволие и безответственность, конкуренция — в абсолютное право сильного и т. п. Попытки создать идеологические платформы, которые отвечают своеобразию времени, упираются в лозунг «деидеологизации», под которым в свое время нынешние лидеры штурмовали коммунисти­ческие твердыни, Таким образом нынешняя политическая элита де­монстрирует неспособность создать целостную систему новых идей, которые способны объединить и вдохновить общество.

"3. Политическое лидерство: природа, функции и типология

Деятельность различных партий, общественных организаций пер­сонифицируются в конкретных личностях — лидерах. Лидерство как социальное явление внутренне присуще природе человека. Уже на первых этапах развития человека его существование было не­мыслимо без формирования и взаимодействия тех или иных моде­лей группового поведения. А это обусловило выбор такого порядка общественной жизни, где ведущую роль играли люди опытные, сильные, умные, которые получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников. От лидерства в личностном виде обще­ство переходило к более сложным формам: к институтам лидерства, к групповому лидерству.

Наши рекомендации